Лукойл кто хозяин. Кто завладеет блокпакетом лукойла? Так кому принадлежит "Лукойл"

Создание компании : компания была создана 25 ноября 1991 года указом Совета Министров СССР как государственный нефтяной концерн. Таким образом объединились предприятия «Лангепаснефтегаз», «Урайнефтегаз» и «Когалымнефтегаз», первые буквы которых и образовали аббревиатуру ЛУК в названии ОАО «ЛУКойл». В 1993 году государственный концерн был преобразован в открытое акционерное общество.

Сфера деятельности : разведка, добыча и переработка нефти и природного газа, производство нефтепродуктов с последующей реализацией.

Полное название : открытое акционерное общество «Нефтяная компания ЛУКойл».

Главный офис «ЛУКойла» находится в Москве, имеется штаб-квартира в пригороде Нью-Йорка (США), Ист-Мидоу.

В 2007 году компания вошла в сотню крупнейших торговых марок мира. В данный момент «ЛУКойл» принимает участие в 16 нефтяных проектах по всему миру. В сфере интересов, помимо прочих стран, значится Саудовская Аравия, Ирак и Венесуэла.

Компания оказывает существенную спонсорскую поддержку Олимпийскому комитету России, финансово поддерживает спортивные команды.

«ЛУКойл» в лицах

Президент компании - Вагит Алекперов.

Председатель совета директоров - Валерий Грайфер.

Контактная информация

Россия, 101000, Москва, Сретенский бульвар, д.11
Тел.: (+7 495) 627 4444
Факс: (+7 495) 625 7016
Телекс: 612 553 LUK SU

ОАО «ЛУКОЙЛ » - одна из крупнейших в мире вертикально интегрированных нефтегазовых компаний, на долю которой приходится 2,1% мировой добычи .

Доказанные запасы углеводородов компании на конец 2012 года составляют 17,3 млрд барр. н. э., 90,6% из них – в России.

Направления деятельности Геологоразведка и добыча

Группа «ЛУКОЙЛ» реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа в 13 странах мира.

Основная часть деятельности Компании ведется на территории следующих федеральных округов РФ – Северо-Западного, Приволжского, Уральского и Южного. Основной ресурсной базой и основным регионом нефтедобычи «Лукойл» остается Западная Сибирь, на которую приходится 44% доказанных запасов и 49% добычи углеводородов.

На международные проекты приходится 9,4% доказанных запасов Компании и 10,2% добычи товарных углеводородов.

Сибирь - основной регион добычи нефти компанией "Лукойл". Фото: lukoilpro.ru

Переработка и сбыт

Компания выпускает ассортимент нефтепродуктов, продукции газопереработки и нефтехимии и реализует продукцию оптом и в розницу более чем в 30 странах мира.

ЛУКОЙЛ владеет нефтеперерабатывающими мощностями в 6 странах мира.

Суммарная мощность нефтеперерабатывающих заводов группы «ЛУКОЙЛ» на конец 2012 года составляет 77,1 млн т/год.

В России Компании принадлежат 4 нефтеперерабатывающих завода, 2 мини-НПЗ, 4 газоперерабатывающих завода и 2 нефтехимических предприятия.

Электроэнергетика

Этот бизнес-сектор компании включает в себя все направления энергетического бизнеса, начиная от генерации и заканчивая транспортировкой и сбытом тепловой и электрической энергии. В бизнес-сектор «Электроэнергетика», ядром которого являются приобретенные в 2008 году активы ОАО «ЮГК ТГК-8», входят также организации, генерирующие электрическую и тепловую энергию на НПЗ Компании в Болгарии, Румынии, Украине.

Генерирующие мощности группы «ЛУКОЙЛ» в настоящее время составляют около 4,0 ГВт.

Одно из предприятий группы «Лукойл» - "ЛУКОЙЛ-Астраханьэнерго". Фото: www.lae.lukoil.ru

Заправки Лукойл

Российские НПЗ Группы «ЛУКОЙЛ» осуществляют оптовую продажу нефтепродуктов путем заключения договоров поставки нефтепродуктов с потребителями оптового рынка. Реализация продукции «Лукойл» в розницу осуществляется на АЗС, работающих по договорам франчайзинга и субфранчайзинга. Подробнее об условиях франшизы Лукойл - .

Пенсионный фонд Лукойл

Негосударственный пенсионный фонд «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» - один из самых крупных и надежных НПФ России. Он занимает третье место среди российских негосударственных пенсионных фондов по объему активов. Основан в Москве в 1994 году. За время работы выплатил около 6 млрд рублей негосударственных пенсий. Общее количество клиентов составляет 2,5 млн человек. Филиалы и офисы НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» расположены в 58 регионах страны. Совокупный объем финансовых активов превысил 100 млрд рублей. Рейтинговое агентство «Эксперт РА» 6 лет подряд присваивает НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» наивысший рейтинг надежности на уровне «А++».

В декабре 2012 года контроль над НПФ "ЛУКОЙЛ-Гарант" перешел к финансовой корпорации "Открытие".

Как выяснил Forbes, нефтяному магнату принадлежит голландский производитель скоростных океанских яхт.

Как стало известно Forbes, президент и основной акционер «Лукойла» Вагит Алекперов является владельцем известного производителя скоростных океанских яхт — компании Heesen Yachts, которая была основана в 1978 году в гавани города Осс в Нидерландах. Об этом Forbes рассказал знакомый акционеров «Лукойла» и подтвердил источник на яхтенном рынке.

Согласно отчетности Heesen Yachts, компания входит в группу компаний Morcell. Эта кипрская компания принадлежит фонду Vela fund, зарегистрированному на Британских Виргинских островах (бенефициары не раскрываются). До того как компания стала принадлежать Vela fund, ее владельцем был Stenham Trustees, бенефициарами которого были Вагит Алекперов и его партнер по «Лукойлу» Леонид Федун.

Директорами Morcell по-прежнему остаются люди, близкие к акционерам «Лукойла». Все трое — Ирина Гизикова (была сотрудником «Лукойла»), Наталья Сорокина и Саймон Грэм — работали в Lancaster Trustees, которая обслуживала family office акционеров нефтяной компании и участвовала в сделке с миллиардным фондом Hadar. Финансовым директором Morcell является Анна Шуляковская. Согласно ее профайлу в соцсети LinkedIn, до этого она более семи лет работала главным экономистом «Лукойл-Калининградморнефти». В Heesen Yachts подтвердили, что собственником компании является Vela fund, но ее бенефициаров они не называют. В «Лукойле» отказались от комментариев.

Владелец холдинга Burevestnik Group Андрей Бойко говорит, что бренд Heesen Yachts очень хорошо раскручен и известен на рынке, компания входит в пятерку лучших в мире. «Особенностью верфи является то, что их яхты сделаны из алюминия. Он крепкий и при этом легкий, это позволяет строить очень быстрые океанские яхты», — рассказывает основатель яхтенного портала itBoat.com Никита Горчаков. Дополнительными особенностями проектов Heesen Yachts является то, что компания не строит яхты менее 30 м, а клиенты выбирают индивидуальный дизайн как самого судна, так и его внутреннего наполнения.

Производитель исполняет любые прихоти покупателя — фонтаны внутри судов, золотая сантехника или обивка мебели из шкур редких животных.

Среди клиентов верфи Heesen Yachts — султан Брунея, шейхи Кувейта, индийские магнаты, однако в основном — российские миллиардеры. Одна из яхт — пятидесятиметровая Galactica — принадлежала самому Алекперову, среди других покупателей из России — Сулейман Керимов, который владеет 36,8-метровой яхтой Millenium, основатель строительной группы компаний ПИК Кирилл Писарев, заказавший 47-метровую яхту 4YOU (позже он продал ее депутату Московской городской думы Александру Милявскому), а также бывший сенатор и акционер алкогольной компании «Синергия» Валентин Завадников, купивший 55-метровую яхту Quinta Essentia.

Директор по маркетингу и продажам Heesen Yachts Марк Кавендиш говорил изданию South China Morning Post, что все десять яхт, построенных в 2013 году, были проданы клиентам из России, 9 из 12 в 2014-м также раскупили состоятельные россияне. Александр Бойко поясняет, что отечественные бизнесмены любят покупать большие яхты. По его мнению, подобный бизнес достаточно деликатный, так как клиенты требуют сохранять анонимность владельца яхты. В то же время он уверен, что строительство яхт для предпринимателей не просто развлечение.

Финансовые результаты Heesen Yachts это подтверждают. Компания прибыльна, в 2013 году она заработала €5,2 млн. Основатель компании Heesen Yachts Франц Хисен продал свой бизнес еще в 2008 году. По оценке голландского издания De Verdieping Trow, тогда стоимость верфи составляла €100 млн.

Morcell контролирует и другие активы, среди них компания Seaway Heavy Lifting (SHL) — владелец огромных судов-кранов с грузоподъемностью до 5000 тонн. У компании два подобных корабля — «Станислав Юдин» и «Олег Страшнов». Стоимость постройки последнего обошлась в сумму более $180 млн. SHL также связана с Алекперовым — в SHL Contracting UK работал Павел Сухоручкин, один из сотрудников family office нефтяного магната, управлявший активами Hadar Fund. В прошлом году Morcell заработала €125 млн на продаже контрольного пакета нефтегазового морского перевозчика OEG Offshore Group американской инвестиционной компании KKR ($100 млрд под управлением).

Алекперов далеко не в первый раз интересуется морскими активами. По данным испанских СМИ, сотрудники family office миллиардера (в частности, Сухоручкин) в 2010 году профинансировали 75% инвестиций в морской порт в столице Каталонии — Marina Port Vell (Испания). Эти средства проходили через инвестгруппу Salamanca (активы €5,4 млрд). В последней Forbes сообщили, что она уже вложила в реконструкцию порта свыше €60 млн. Однако комментировать участие Алекперова в Salamanca не стали. Инвестиции необходимы для строительства крупнейшего причала для яхт в Европе, который позволил бы швартоваться судам длиной до 120 м.

"Большая игра" ЛУКойла

Сергей Степовой

17 октября 2000 года произошло историческое событие. ЛУКойл добровольно отказался от участия в нефтяном проекте. В этот день в Баку было подписано международное соглашение о финансировании проектных работ по нефтепроводу Баку-Джейхан. ЛУКойл как участник азербайджанского нефтяного консорциума имел все права на долю в будущей «трубе», но отказался без видимых на то причин.

Ранее глава ЛУКойла Вагит Алекперов в филантропии замечен не был. Отказ от участия в аукционе по продаже ОНАКО не в счет. Накануне аукциона Алекперов получил «черную метку» от хозяина «Сибнефти» Романа Абрамовича в виде визита налоговых полицейских. В отличие от филантропии, сообразительности Вагиту Юсуфовичу не занимать.

17 октября произошел действительно беспрецедентный для Алекперова случай. До этого дня главный нефтяной монстр России полностью оправдывал поговорку: «Куда ни плюнь – кругом ЛУКойл».

Освоение Тимано-Печоры, арктического или каспийского шельфов – мимо ЛУКойла не пройти. Прибалтийский транзит, строительство Балтийской трубопроводной системы и Каспийский трубопроводный консорциум – ЛУКойл тут как тут. Строительство нового нефтеналивного терминала на севере, развитие танкерного флота и заказ на производство железнодорожных цистерн – равнение на ЛУКойл.

За последние восемь-десять лет трудно найти хотя бы один нефтяной проект, на который с различной долей успеха Вагит Алекперов не попытался бы наложить руку. При этом создавалось ощущение, что действия ЛУКойла не поддаются никакой логике. ЛУКойл пытался контролировать не просто разноплановые, а зачастую напрямую конкурирующие проекты.

Между тем логика в действиях ЛУКойла присутствует. Логика эта подчинена одному-единственному принципу: экспансия по всем направлениям под эгидой государственных интересов России. Участие же в конкурирующих проектах позволяет, вовремя притормаживая один и одновременно подталкивая другой, всегда оставаться с прибылью.

Долгое время ЛУКойл считался самой государственной из российских нефтяных компаний. Это обстоятельство помогало Алекперову получать наиболее «жирные» куски в нефтяных проектах стран ближнего и дальнего зарубежья. Этим же обстоятельством объясняется, по большому счету, и отказ ЛУКойла от участия в проекте «Баку-Джейхан».

За последнее время Вагит Алекперов столько раз путал личную шерсть с государственной, что от прежнего имиджа самой патриотичной нефтяной компании не осталось и камня на камне. Отказ от доли в проекте нефтепровода Баку-Джейхан должен восстановить реноме ЛУКойла.

Чтобы понять, о чем, собственно, речь, надо вернуться на восемь лет назад.

ЮЖНЫЙ ФРОНТ

Весной 1992 года на Виргинских островах известный нефтепромышленник Йоханн Дойс готовился к встрече дорогих гостей. Готовился очень тщательно. Накануне встречи Дойс зарегистрировал здесь же, на Виргинских островах, новую компанию: «Оман ойл компани».

Встреча сулила огромные барыши. В гости к Дойсу приехали премьер-министр суверенного Казахстана Сергей Терещенко и министр нефтегазовой промышленности России Виктор Черномырдин. О чем они говорили, доподлинно неизвестно. Но итогом встречи стало создание Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), учредителями которого явились Россия, Казахстан и офшорная «Оман ойл компани». Позже офшор Дойса неизменно называли в российских СМИ национальной компанией Омана.

Два с половиной года спустя парламент Азербайджана ратифицировал «контракт века» по освоению трех нефтяных месторождений на шельфе Каспия: «Чираг», «Азери» и «Гюнешли». А через два месяца вспыхнула первая российско-чеченская война.

Так началась «Большая игра» вокруг каспийской нефти. Вернее – вокруг маршрутов ее транспортировки. «Игроки» разделились по географическому принципу.

США, Турция, Грузия и Азербайджан настаивают на том, чтобы основной маршрут транспортировки нефти Каспия прошел по южную сторону Кавказского хребта. России больше нравятся северные склоны Кавказа. А вот какой стороны придерживался все это время ЛУКойл – «самая государственная нефтяная компания России», – сказать сложно.

4 июля 1997 года ЛУКойл и «Роснефть» подписали соглашение о совместной с Азербайджаном разработке месторождения «Кяпаз». Буквально на следующий день с нотой протеста выступил официальный Ашхабад, расценив соглашение как вторжение на свою территорию. Российский МИД вынужден был оправдываться и в качестве компенсации признать долг России перед Туркменией в 228,5 млн. долларов.

Суть скандала в том, что «Кяпаз» по-туркменски называется Сердаром. Это месторождение расположено в 104 км от туркменского берега, а от азербайджанского – в 184 км. Соглашение России (точнее, ЛУКойла) с Азербайджаном подлило масла в огонь старого спора Ашхабада и Баку за месторождения «Чираг» и «Азери». Первое частично, а второе полностью расположено в туркменском секторе Каспия.

Ситуация усугублялась еще и тем, что от позиции Туркмении во многом зависит выбор путей транспортировки энергоносителей Каспия. Иными словами, Ашхабад является чуть ли не единственным потенциальным союзником России в «Большой игре» против США.

И это далеко не единственный случай, когда «самая государственная компания» действовала вопреки интересам государства. Благодаря ЛУКойлу Москва изначально проиграла схватку за Каспий.

Сразу после развала СССР Россия настаивала на совместной эксплуатации богатств Каспия всеми прибрежными странами. «Москва может хоть завтра начать разработку в десяти милях от Баку, поскольку правовых препятствий для этого нет», – заявлял в то время директор правового департамента МИД РФ Александр Ходаков.

Подписание «контракта века» (разработка месторождений «Чираг», «Азери» и «Гюнешли». – «!») и создание АМОК, в состав которой вошел ЛУКойл, де-факто сломали позицию России и закрепили раздел Каспия на национальные экономические зоны.

Далее «игра» развернулась уже вокруг маршрутов транспортировки энергоносителей. Но и здесь не обошлось без ЛУКойла, который в 1996 году вошел в состав акционеров КТК, а также был одним из самых активных участников в интриге, связанной со строительством «трубы» в обход Чечни.

НА СЕВЕРНОМ НАПРАВЛЕНИИ

13 сентября этого года от причала поселка Варандей отправился первый танкер с нефтью Тимано-Печоры. ЛУКойл нашел адекватный ответ на решение государства строить Балтийскую трубопроводную систему (БТС) за счет увеличения тарифа на прокачку нефти с последующим закреплением акций БТС в собственность государства на 100 процентов.

БТС является еще одним стратегическим направлением в будущей системе транспортировки энергоносителей. После развала СССР Россия осталась без прямых выходов на мировой рынок нефти. Таковыми должны стать КТК на южном, а БТС – на северном направлениях.

Сегодня только на прибалтийском нефтяном транзите Москва теряет около двух млрд. долларов в год. И поэтому Путин взял БТС под свой патронаж, а ЛУКойл с самого начала выступил против. Причина банальна: личная выгода.

После покупки нефтяной компании «КомиТЭК» и фактического ее поглощения ЛУКойл стал обладателем большей части месторождений Тимано-Печоры и нефтепровода, который должен войти в состав БТС. В противостоянии национальным интересам России ЛУКойл поднаторел еще на «южном фронте». На этот раз «самая государственная компания» разработала альтернативный БТС проект под названием «Северные ворота».

Проект «Северные ворота» предусматривает строительство нефтеналивного терминала в Варандее мощностью 30 млн. тонн в год с последующей транспортировкой нефти танкерами. ЛУКойл уже имеет в своей собственности 10 танкеров ледового класса. Дополнительные заказы на подобные суда компания разместила в Северодвинске, Санкт-Петербурге и Германии.

В рамках этого проекта ЛУКойл добивается передачи ему в собственность нефтебазы Северного флота в Мохнаткиной Пахте (Мурманская обл. – «!»). Здесь ЛУКойл планирует построить нефтеперерабатывающий завод.

Таким образом, ЛУКойл остается верен своей стратегии: провозглашать во всем государственный подход, но действовать исключительно в собственных интересах. Схема в деталях повторяет тактику ЛУКойла на «южном фронте».

Являясь акционером КТК и демонстративно отказавшись от участия в проекте «Баку-Джейхан», ЛУКойл одновременно ведет переговоры с Казахстаном о создании Каспийского пароходства. Пароходство должно заняться перевозкой казахской нефти. ЛУКойл владеет десятью танкерами «река – море».

Куда эта нефть будет поставляться – в Махачкалу и далее по российскому маршруту до Новороссийска или в Баку и далее по американскому пути в Джейхан, – спросить лучше у Вагита Алекперова.

ВСЕМ СТОЯТЬ ПО МЕСТАМ

Начиная свою экспансию на южном направлении, ЛУКойл действительно был государственной компанией (контрольный пакет акций принадлежал Госкомимуществу. – «!»). Но по-настоящему Вагит Алекперов дорожил не статусом госкомпании, а добрыми отношениями с Виктором Степановичем Черномырдиным.

Все завоевания ЛУКойла на «южном фронте» происходили по одной схеме. МИД России отчаянно протестовал против деления Каспия на национальные экономические зоны и отстаивал российский маршрут транспортировки всеми методами, включая боевые действия в Чечне. А ЛУКойл тем временем расширял свое присутствие на азербайджанских месторождениях и входил в АМОК, которая собирается гнать нефть по «трубе» Баку-Джейхан. Черномырдин при этом, ссылаясь на госстатус ЛУКойла, убеждал всех, что национальные интересы России соблюдены.

Со стороны все это действительно выглядело как банальная торговля. По дипломатической линии Москва «наезжала», а по экономической – увеличивала свое присутствие в регионе. Присутствие расширял в основном ЛУКойл, а государство отступало как в регионе, так и в самом ЛУКойле.

Сегодня ЛУКойл практически на 100 процентов частная компания, и цель эту Алекперов ставил перед собой с самого начала. Еще в 1997 году вице-президент ЛУКойла Леонид Федун говорил, что перевод привилегированных акций компании в голосующие произойдет после того, как доля государства в уставном капитале станет меньше 25 процентов.

Если перевести ситуацию в плоскость конкретных понятий, то Алекперов просто-напросто «кинул» государство под названием Российская Федерация. А вот кому теперь реально принадлежит ЛУКойл – тайна за семью печатями. Многие наблюдатели, к примеру, убеждены, что империя Вагита Алекперова создается на деньги американских компаний, которые через ЛУКойл контролируют российские проекты.

В этом смысле весьма любопытно выглядит структура акционерного капитала ЛУКойла (см. таблицу). 17,1 процента акций находятся в федеральной собственности, а 9,1 процента выкуплены офшорной компанией «Reforma Investments», за которой, как утверждают, стоит высший менеджмент ЛУКойла.

41,1 процента акций обращается в виде ADR и GDR на западном рынке, а оставшиеся владельцы являются номинальными держателями акций. То есть реально эти акции могут принадлежать кому угодно, вплоть до американских нефтяных компаний.

Один нюанс: американская корпорация «Юнокал», которая отстаивает идею строительства «трубы» из Туркмении к Индийскому океану через Афганистан и Пакистан, предложила почему-то ЛУКойлу долю в будущем нефтегазопроводе. А, с другой стороны, – кому еще? Проект «Юникала» – это еще одна возможность (помимо проекта «Баку-Джейхан». – «!».) вытеснить Россию на периферию мировых нефтемагистралей.

Таблица

КРУПНЕЙШИЕ АКЦИОНЕРЫ И ДЕРЖАТЕЛИ (более 2% уставного капитала)

Число акций (тыс. штук) Обыкновенные акции Привилегированные акции
Число акций % от ОА Число акций % от ОА
Федеральная собственность 126 351 17,1 0 0,0
Reforma Investments (Кипр) 67 184
(реализовано на инвест. конкурсе)
9,1 0 0,0
"Инг Банк (Евразия)" *
Bank of New York
303 140
(большую часть представляет обеспечение ADR и GDR)
41,1 34 545 44,7
в том числе
Атлантик Ричфилд компани (США) 57 093 7,7 0 0,0
Депозитно-клиринговая компания * 17 569 2,4 2 322 3,0
"ЛУКОЙЛ-резерв-инвест" * 30 165 4,1 2 669 3,5
Депозитарная компания "НИКОЙЛ" * 57 079 7,7 15 386 19,9
* номинальный держатель

ОАО «ЛУКОЙЛ» - одна из крупнейших международных вертикально интегрированных нефтегазовых компаний. Основными видами деятельности являются:

  • разведка и добыча нефти и газа. Основная деятельность ЛУКОЙЛа в секторе разведки и добычи осуществляется на территории России, основной ресурсной базой является Западная Сибирь.
  • производство нефтепродуктов и нефтехимической продукции. ЛУКОЙЛ владеет современными нефтеперерабатывающими, газоперерабатывающими и нефтехимическими заводами, расположенными в России, Восточной Европе и странах ближнего зарубежья.
  • сбыт произведенной продукции. Основная часть продукции реализуется на международном рынке. ЛУКОЙЛ занимается сбытом нефтепродуктов в России, Восточной и Западной Европе, странах ближнего зарубежья и США.
ЛУКОЙЛ является второй крупнейшей частной нефтегазовой компанией в мире по размеру доказанных запасов углеводородов. (доказанные запасы углеводородов ЛУКОЙЛа, согласно данным, аудированным компанией Miller and Lents (США), на 1 января 2007 года составили 20,360 млрд баррелей нефтяного эквивалента, в том числе 15,927 млрд баррелей нефти и 26,597 трлн куб. футов газа.) Доля Компании в общемировых запасах нефти составляет около 1,3%, в общемировой добыче нефти - около 2,3%. Компания играет ключевую роль в энергетическом секторе России, на ее долю приходится почти 18,6% общероссийской добычи нефти и 18,1% общероссийской переработки нефти, что соответственно составляет 1,3% общемировых запасов нефти и 2,3% общемировой добычи нефти

ЛУКОЙЛ располагает качественным диверсифицированным портфелем активов в секторе разведки и добычи . Хотя основным регионом нефтедобычи является Западная Сибирь, ЛУКОЙЛ также реализует проекты по разведке и добыче нефти и газа за пределами России: в Казахстане, Египте, Азербайджане, Узбекистане, Саудовской Аравии, Иране, Колумбии, Венесуэле, Кот-д’Ивуаре, Ираке.

В 2005 году с введением в эксплуатацию Находкинского месторождения ЛУКОЙЛ начал реализацию газовой программы , в соответствии с которой добыча газа будет расти ускоренными темпами. Ресурсной базой для реализации этой программы являются месторождения Большехетской впадины, Каспийского моря и Центрально-Астраханское месторождение в России, а также международные газовые проекты: Кандым - Хаузак – Шады в Узбекистане и Шах-Дениз в Азербайджане.

ОАО «ЛУКОЙЛ» владеет нефтеперерабатывающими мощностями в России и за рубежом.
В России ЛУКОЙЛу принадлежат четыре крупных НПЗ - в Перми, Волгограде, Ухте и Нижнем Новгороде, и два мини-НПЗ. Совокупная мощность российских НПЗ составляет 44,1 млн т/год нефти. Зарубежные НПЗ расположены на Украине, в Болгарии и Румынии, их совокупная мощность составляет 14,0 млн т/год нефти. В 2006 году на собственных заводах ЛУКОЙЛа было переработано 48,9 млн т нефти, в том числе на российских - 39,5 млн т. По объему производства ЛУКОЙЛ занимает 6 место среди крупнейших мировых частных нефтяных компаний углеводородов.
Кроме того, ЛУКОЙЛ – это:

  • крупнейшая российская нефтяная бизнес-группа с ежегодным оборотом свыше 60 млрд долл.
  • частная российская нефтяная компания, в акционерном капитале которой доминируют миноритарные акционеры .
  • лидер среди российских компаний по информационной открытости и прозрачности . Первая российская компания, акции которой получили полный листинг на Лондонской фондовой бирже
  • по результатам 2006 г., акции ЛУКОЙЛА заняли первое место по объемам торгов среди акций иностранных компаний, торгуемых на Лондонской фондовой бирже (IOB)

Зарубежные проекты

Оператором зарубежных проектов «ЛУКойла» в секторе геологоразведки и добычи является его дочерняя компания «ЛУКойл Оверсиз».

«Лукойл» участвует в реализации 16 проектов по разведке и разработке структур и месторождений на территории следующих стран:

  • Азербайджан (Д-222 (Ялама), Шах-Дениз);
  • Казахстан (Тенгиз, Карачаганак, Кумколь, Каракудук, Северное Бузачи, Алибекмола, Кожасай, Арман, Жамбай Южный, Аташский, Тюб-Караган);
  • Узбекистан (Кандым-Хаузак-Шады, Арал, Кунград, Юго-Западный Гиссар);
  • Египет (Мелейя, блок WEEM, Западный Гейсум, Северо-Восточный Гейсум);
  • Ирак (Западная Курна — вторая очередь);
  • Иран (Анаран);
  • Колумбия (проект «Кондор» совместно с колумбийской государственной компанией Ecopetrol);
  • Кот-д"Ивуар (соглашение о разделе продукции на шельфовом блоке CI-205 в Гвинейском заливе)
  • Венесуэла (блок Junin 3);
  • Саудовская Аравия.
  • Гана (Cape Three Points Deepwater)

Добыча углеводородов из всех вышеперечисленных проектов осуществляется только в Казахстане (5,5 млн т нефти и 1,9 млрд м³ в 2006 г.) и Египте (0,2 млн т).