Харьковский машиностроительный завод «ФЭД. Харьковский машиностроительный завод «ФЭД Образцы продукции, благодаря которой завод «ФЭД» получил всемирную известность

Свое начало предприятие берет в 1927 году. Имело всемирную славу и известность благодаря изготовлению знаменитых фотоаппаратов типа «ФЭД». Однако кроме этого, предприятие производит также высокоточную гидро- и топливо регулирующую аппаратуру для аэрокосмической и авиационной промышленности и делает заказы для прочих отраслей железнодорожного транспорта и машиностроения.

На основе завода «ФЭД» в 1993 году было образовано закрытое акционерное общество «Корпорация ФЭД». Сокращение ФЭД означает «Феликс Эдмундович Дзержинский». На вывеске предприятия долгое время значилось «Фото электродеталь». Считается, что сам Дзержинский Феликс Эдмундович придумал эту надпись.

История завода Завод был образован в 1927 году на основе маленьких подсобных зданий Детской коммуны имени Дзержинского Ф. Э. , под руководством учёного и педагога и Макаренко А. С. , он начал свою работу с производства простейших фотоаппаратов и электрических сверлильных машин и. В дальнейшем были спроектированы и выпускались серийно знаменитые малогабаритные фотоаппараты типа «ФЭД-5», автоматизированные фотоаппараты «ФЭД-Микрон-2»,«ФЭД-Микрон», «ФЭД-50», «ФЭД-35», стереофотоаппараты «ФЭД-Стерео» и прочие фотопринадлежности.

Завод во время Великой Отечественной войны передали в ведение Народного комиссариата авиапромышленности и потому был эвакуирован в город Бердск, находящийся в Сибири. Коллектив в кратчайшие сроки освоил производство топливных насосов, устанавливаемых на истребителях Ла-7 и Ла-5.

Завод в послевоенные годы продолжил выпускать аппаратуру для авиационной промышленности, а очень скоро стал выпускать продукцию для космической и прочих машиностроительных отраслей. При всем этом выпуск фотоаппаратов типа «ФЭД» продолжался. На основе слияния Харьковского агрегатно-конструкторского бюро, завода «ФЭД», Первомайского машиностроительного завода и Волчанского агрегатного завода в 1993 году было создано закрытое акционерное общество«Корпорация ФЭД». Награждения завода Орден Красного Трудового Знамени; Орден Октябрьской Революции.

Расположение

Украина Украина
Харьков , ул. Сумская, 132

Ключевые фигуры

генеральный директор Александр Юрьевич Пащенко

Отрасль Продукция

гидроагрегаты систем управления для вертолётов, самолётов, ракетно-космической техники и др.

Сайт

История

1927-1991

В послевоенные годы завод продолжил производить аппаратуру для авиационной промышленности, а вскоре стал производить и для космической, а также других отраслей машиностроения. При этом продолжался выпуск фотоаппаратов серии «ФЭД».

В феврале 1991 года на базе главного управления министерства авиационной промышленности СССР была создана ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» (АССАД), в состав которой вошли предприятия авиаремонта и двигателестроения СССР (в том числе, завод «ФЭД») .

После 1991

12 июля 2001 года правительство Украины приняло закон о государственной поддержке предприятий авиастроительной отрасли Украины, в перечень предприятий был включён завод «ФЭД» .

9 июня 2010 года Кабинет министров Украины принял постановление № 405, в соответствии с которым завод вошёл в перечень предприятий авиапромышленности Украины, получающих государственную поддержку .

После создания в декабре 2010 года государственного концерна «Укроборонпром », в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины № 374 от 6 апреля 2011 года завод вошёл в состав концерна .

Современное состояние

На заводе освоено производство авиационных агрегатов (интегральных гидроприводов, агрегатов топливопитания, систем автоматического управления авиационных двигателей, агрегатов систем автоматического управления полетом, агрегатов гидравлических систем).

Образцы продукции, благодаря которой завод «ФЭД» получил всемирную известность

Награды завода

См. также

Напишите отзыв о статье "ФЭД (завод)"

Примечания

Ссылки

Модернизация завода "ФЭД" glavnoe.ua/articles/a10591

Ссылки

Отрывок, характеризующий ФЭД (завод)

– Друбецкого?
– Нет, недавно…
– Что он вам нравится?
– Да, он приятный молодой человек… Отчего вы меня это спрашиваете? – сказала княжна Марья, продолжая думать о своем утреннем разговоре с отцом.
– Оттого, что я сделал наблюдение, – молодой человек обыкновенно из Петербурга приезжает в Москву в отпуск только с целью жениться на богатой невесте.
– Вы сделали это наблюденье! – сказала княжна Марья.
– Да, – продолжал Пьер с улыбкой, – и этот молодой человек теперь себя так держит, что, где есть богатые невесты, – там и он. Я как по книге читаю в нем. Он теперь в нерешительности, кого ему атаковать: вас или mademoiselle Жюли Карагин. Il est tres assidu aupres d"elle. [Он очень к ней внимателен.]
– Он ездит к ним?
– Да, очень часто. И знаете вы новую манеру ухаживать? – с веселой улыбкой сказал Пьер, видимо находясь в том веселом духе добродушной насмешки, за который он так часто в дневнике упрекал себя.
– Нет, – сказала княжна Марья.
– Теперь чтобы понравиться московским девицам – il faut etre melancolique. Et il est tres melancolique aupres de m lle Карагин, [надо быть меланхоличным. И он очень меланхоличен с m elle Карагин,] – сказал Пьер.
– Vraiment? [Право?] – сказала княжна Марья, глядя в доброе лицо Пьера и не переставая думать о своем горе. – «Мне бы легче было, думала она, ежели бы я решилась поверить кому нибудь всё, что я чувствую. И я бы желала именно Пьеру сказать всё. Он так добр и благороден. Мне бы легче стало. Он мне подал бы совет!»
– Пошли бы вы за него замуж? – спросил Пьер.
– Ах, Боже мой, граф, есть такие минуты, что я пошла бы за всякого, – вдруг неожиданно для самой себя, со слезами в голосе, сказала княжна Марья. – Ах, как тяжело бывает любить человека близкого и чувствовать, что… ничего (продолжала она дрожащим голосом), не можешь для него сделать кроме горя, когда знаешь, что не можешь этого переменить. Тогда одно – уйти, а куда мне уйти?…
– Что вы, что с вами, княжна?
Но княжна, не договорив, заплакала.
– Я не знаю, что со мной нынче. Не слушайте меня, забудьте, что я вам сказала.
Вся веселость Пьера исчезла. Он озабоченно расспрашивал княжну, просил ее высказать всё, поверить ему свое горе; но она только повторила, что просит его забыть то, что она сказала, что она не помнит, что она сказала, и что у нее нет горя, кроме того, которое он знает – горя о том, что женитьба князя Андрея угрожает поссорить отца с сыном.
– Слышали ли вы про Ростовых? – спросила она, чтобы переменить разговор. – Мне говорили, что они скоро будут. Andre я тоже жду каждый день. Я бы желала, чтоб они увиделись здесь.
– А как он смотрит теперь на это дело? – спросил Пьер, под он разумея старого князя. Княжна Марья покачала головой.
– Но что же делать? До года остается только несколько месяцев. И это не может быть. Я бы только желала избавить брата от первых минут. Я желала бы, чтобы они скорее приехали. Я надеюсь сойтись с нею. Вы их давно знаете, – сказала княжна Марья, – скажите мне, положа руку на сердце, всю истинную правду, что это за девушка и как вы находите ее? Но всю правду; потому что, вы понимаете, Андрей так много рискует, делая это против воли отца, что я бы желала знать…
Неясный инстинкт сказал Пьеру, что в этих оговорках и повторяемых просьбах сказать всю правду, выражалось недоброжелательство княжны Марьи к своей будущей невестке, что ей хотелось, чтобы Пьер не одобрил выбора князя Андрея; но Пьер сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.
– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная от чего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».
– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался.
– Я думаю нет, – сказал он, – а впрочем да. Она не удостоивает быть умной… Да нет, она обворожительна, и больше ничего. – Княжна Марья опять неодобрительно покачала головой.
– Ах, я так желаю любить ее! Вы ей это скажите, ежели увидите ее прежде меня.
– Я слышал, что они на днях будут, – сказал Пьер.
Княжна Марья сообщила Пьеру свой план о том, как она, только что приедут Ростовы, сблизится с будущей невесткой и постарается приучить к ней старого князя.

Женитьба на богатой невесте в Петербурге не удалась Борису и он с этой же целью приехал в Москву. В Москве Борис находился в нерешительности между двумя самыми богатыми невестами – Жюли и княжной Марьей. Хотя княжна Марья, несмотря на свою некрасивость, и казалась ему привлекательнее Жюли, ему почему то неловко было ухаживать за Болконской. В последнее свое свиданье с ней, в именины старого князя, на все его попытки заговорить с ней о чувствах, она отвечала ему невпопад и очевидно не слушала его.
Жюли, напротив, хотя и особенным, одной ей свойственным способом, но охотно принимала его ухаживанье.
Жюли было 27 лет. После смерти своих братьев, она стала очень богата. Она была теперь совершенно некрасива; но думала, что она не только так же хороша, но еще гораздо больше привлекательна, чем была прежде. В этом заблуждении поддерживало ее то, что во первых она стала очень богатой невестой, а во вторых то, что чем старее она становилась, тем она была безопаснее для мужчин, тем свободнее было мужчинам обращаться с нею и, не принимая на себя никаких обязательств, пользоваться ее ужинами, вечерами и оживленным обществом, собиравшимся у нее. Мужчина, который десять лет назад побоялся бы ездить каждый день в дом, где была 17 ти летняя барышня, чтобы не компрометировать ее и не связать себя, теперь ездил к ней смело каждый день и обращался с ней не как с барышней невестой, а как с знакомой, не имеющей пола.

Разработка, производство, сервис гидро-, пневмо- и энергоагрегатов для авиатехники, в частности:
- Гидромоторов и насосных станций НС-73, НС-46, НС-75 и др.
- Интегральных гидроприводов ГП-21, ГП-22, ГП-23
- Гидроагрегатов НР-01/1, ГА-213 и др.
- Топливо-регулирующей аппаратуры: НР-3ВМ, ВМА, АДТ-24, НД-24 и др.

Контактные лица

Председатель правления ПАО "ФЭД" - Попов Виктор Васильевич
Президент ПАО "ФЭД", директор ГП ХМЗ "ФЭД" - Жданов Александр Андреевич
Главный инженер - Фадеев Валерий Андреевич
Заместитель директора по коммерции - Жданов Игорь Александрович

Проекты

Освоение новых агрегатов для самолетов Ан-140, Ан-70, Ту-204, Ту-324, Су-35, вертолетов КА-50, КА-52 и др.

Сертификаты и лицензии:

Сертификаты:
- разработчика авиационной техники (эквивалент DOA)
- производства авиационной техники (эквивалент POA)
- ремонта авиационной техники (эквивалент РМА)
- обслуживания авиационной техники

Историческая справка:

История завода берет свое начало с 1927 года.
По инициативе Ф.Э.Дзержинского на окраине Харькова начато строительство нескольких домов, в которых беспризорники могли бы жить, учиться и работать.
29 декабря 1927 г. состоялось торжественное открытие детской трудовой коммуны, ей было дано имя Ф.Э. Дзержинского. Руководить коммуной пригласили выдающегося педагога, ученого и общественного деятеля Антона Семёновича Макаренко.
В 1932 г. на базе механической мастерской коммуны был организован завод. Первой продукцией завода были дефицитные в то время в Советском Союзе электросверлилки.
С 1934 года на территории коммуны основан завод по производству первых в Советском Союзе пленочных портативных фотокамер "ФЭД".
В 1938 году два завода коммуны были объединены в промкомбинат, а в 1941 году его передали в авиационную промышленность, дав при этом новое название – Государственный Союзный завод им. Ф. Э. Дзержинского. С этого времени основной специализацией становится авиационная техника.
В годы Великой Отечественной Войны завод был эвакуирован в г. Бердск, где в кратчайшие сроки наладил производство дефицитных артиллерийских панорамных прицелов, окопных перископов и прицелов к снайперским винтовкам, а так же уникальных на тот момент насосов непосредственного впрыска топлива в цилиндры авиационного двигателя самолетов Ла-5 и Ла-7, что дало советским боевым самолетам значительное преимущество перед авиацией противника.
1950-1970 г. - разработка и серийное производство насоса НП 26М, гидромотора ГМ287 , агрегата НП27 , насосной станции НС-45 для Ту-134, агрегатов АДТ24, НД24, ВС1А для самолетов Ан24, Ан26.
В 1969 году в г. Первомайск Луганской области организовывается филиал завода "ФЭД". Первая продукция филиала-детали и узлы для сборки изделий, выпускаемых на головном завода, несложные гидравлические изделия. Постепенно филиал вырастает в самостоятельное предприятие - Первомайский механический завод.
В 1970 г. создается еще один филиал завода "ФЭД" в г. Волчанск Харьковской области. Первая продукция филиала – детали и узлы гидромотора ГМ35 и водяных насосов двигателя автомобиля "Москвич". Впоследствии филиал расширил номенклатуту выпускаемых изделий и выделился в самостоятельное предприятие – Волчанский агрегатный завод.
1989 г. - опытно конструкторский отдел завода "ФЭД" выделяется в самостоятельное Харьковское агрегатное конструкторское бюро. Наряду с авиационными агрегатами, завод выпускает широкий спектр товаров народного потребления - фотоаппараты "ФЭД" различных модификаций, секаторы, гидравлические резаки, смесители.
1993 г. - на базе головного завода "ФЭД" создается Научно-производственное обьединение "ФЭД", куда вошли ГП ХМЗ "ФЭД", Харьковское агрегатное конструкторское бюро, Волчанский агрегатный завод, Первомайский механический завод.
1995 г. - 2005 г.- реорганизация Научно-производственного объединения "ФЭД" в ЗАО "Корпорация ФЭД", прекращение производства всех видов фотоаппаратов. Модернизация насос-регулятора НР-3 ВМ (ВМ-А) в НР-3 ВМ-Т, (ВМА-Т) для использования в условьях тропического климата на двигателе ТВ3-117 ВМ (ВМ-А), освоение производства ГП-26, НД-450 для двигателя АИ450, агрегатов НДМС2, АУКПВ-МС2, для ВСУ АИ450МС, агрегата ДТ400 для двигателя МС400.
Производство агрегатов тормозных систем подвижного состава железнодорожного транспорта, производство агрегата РМ140 для самолета Ан-140.
2005 – 2010 г. - завод получает сертификат по стандартам качества ISO на производство и капитальный ремонт агрегатов для летательных аппаратов, кораблей, наземных транспортных средств. Участие в программе создания украинского самолета Ан-148. разработка и производство 19 типов агрегатов для самолета Ан-148, разработка и производство агрегатов АОД42, НТ40, ДЦН42,РС42, НТ4, ДФ42, АДТ42, НТ12 системы управления двигателем АИ-222-25Ф, модернизация насос регулятора НР-3ВМ (ВМ-А) в НР-3ВН
2010 г. - В соответствии с Указами Президента Украины от 9.12.2010 г. №1085/2010 и от 28.12.2010 № 1245/2010 создан государственный концерн "УКРОБОРОНПРОМ", в который вошел ГП "ХМЗ "ФЭД".

Прочее:

Завод имеет обширную технологическую базу, модернизацию технологий, многолетний опыт, сотрудничество с 56 странами мира.

Изменения в сведения об авиапредприятии Харьковский машиностроительный завод "ФЭД" вносились: 25.03.2019. Дополнить размещенную информацию или внести в нее изменения можно обратившись в агентство «АвиаПорт».

Председатель правления ПАО «ФЭД»

Корпорация ФЭД - это обьединение предприятий Украины по разработке, производству, сервисному обслуживанию и ремонту агрегатов авиационного и общемашиностроительного назначения.

Основным разработчиком агрегатов для предприятий Корпорации является ГП Харьковское агрегатное конструкторское бюро (ГП «ХАКБ») - ведущая организация Украины по разработке, изготовлению и испытанию агрегатов для гидравлических, топливных и электрических систем авиационной и ракетной техники.

Головное предприятие Корпорации - ГП Харьковский машиностроительный завод «ФЭД» (ГП ХМЗ ФЭД), входящий в государственный концерн «УКРОБОРОНПРОМ», выпускает высокоточную топливорегулирующую аппаратуру, интегральные гидроприводы, гидромоторы, гидронасосы, насосные станции для авиационной промышленности и других отраслей машиностроения.

В проектах по созданию, освоению и производству новых агрегатов участвуют так же Волчанский агрегатный завод («ВАЗ») и Первомайский механический завод («ПМЗ»)