Архитектура и архитектурные стили. Архитектура итальянского Возрождения презентация к уроку по мхк (10 класс) на тему Презентация на тему архитектура нидерландов эпохи возрождения

Архитектура эпохи Ренессанса. Главное, чем характеризуется эта эпоха - возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы. Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров.

Слайд 29 из презентации «Ренессанс или эпоха Возрождения» . Размер архива с презентацией 2379 КБ.

История 10 класс

краткое содержание других презентаций

«Русские святые» - Урок по православной культуре в 10 классе Тема урока: Русские святые. Феодосий Печерский. Пр.Иоанн Кронштадский. Пр. Адам. 1. Нестор Летописец. Подготовил: Учитель православной культуры средней школы № 2 О.Ф.Таничева. Равноапостольный. Блаженная Ксения Петербургская. Св. благ. князь Александр Невский. Василий Блаженный. Великомученик и целитель Пантелеимон. Сергий Радонежский. Бессребреники Косма и Дамиан.

«Николай 2» - Отречение от престола. Николай ii. Царствование Николая II совпало с быстрым промышленно-экономическим развитием страны. Дети Николая II. Первая мировая война. Детство. Расстрел царской семьи. Основные события в период правления Николая II. Однако 19 июля (1 августа) 1914 Германия объявила войну России. Образование. Опорой Николая была семья. Семья императора. Выполнила ученица 10 «А» класса МОУ СОШ №1 Гарькавенко Александра. На престоле.

«Изобразительное искусство Древнего Рима» - Охваченный горем император учредил нечто вроде культа Антиноя. До н. Э.). Древний Рим 200 - 150 до н. э. Франция, Париж, Лувр. В композицию введены два крылатых сфинкса - излюбленный мотив этрусков - по обе стороны трона. Тема № 10 10 класс. Мать с младенцем ("Матер-матута") Древний Рим 450 до н. э. Италия, Флоренция. Настенная живопись Древний Рим Ок. 100 до н. э. Италия, Помпеи. Юный красавец Антиной - любимец императора Адриана. Живописное искусство.

«Революция в Англии» - II этап – 1649-1660 – протекторат Кромвеля. Значение революции. Левеллеры – это… Карл I Стюарт (1600-1649). С именами каких королей Англии и Франции связан процесс формирования абсолютизма? Оливер Кромвель – это… В чём сходство и различие процесса формирования абсолютистских режимов в Англии и Франции? Прайдова чистка – это… Аргументируйте свой ответ. Цели урока.

«Античный театр» - До половины V века представления начинались после завтрака, а позднее - с раннего утра, и продолжались большую часть дня, а нередко и до вечера. Несколько раз в году происходили празднества, посвященные Дионису, на которых пели дифирамбы (хвалебные песни). Торжественная часть праздника дала рождение трагедии, веселая и шутливая - комедии. Учитель МХК Катаева Майя Валериевна ГОУ СОШ №175 г. Санкт-Петербург. Мировая художественная культура 10 класс. Слово «комос» обозначало шествие подпившей толпы ряженых, осыпавших друг друга шутками и насмешками.

«Славянские традиции» - Славяне занимают большую часть Европы и всю Северную Азию. Молоко. Восточные страны: Россия, Украина, Белоруссия. Блины. Славянский регион. Национальный славянский костюм. Праздник Ивана Купалы Пасха Рождество Масленица. Вареники. Содержание. Религия. Страны входящие в Славянский регион. Щи. Православие и католицизм Меньше ислам и язычество Распространен атеизм.

Архитектура эпохи раннего Возрождения

Конспект урока по МХК в 8 классе

Составил: Петухов Александр, 222 гр.

Тип урока: получение новых знаний

Форма урока: Лекция-визуализация

Цель: Сформировать у учащихся знания об архитектуре эпохи раннего Возрождения.

Образовательная: сформировать и расширить у учащихся знания об архитекторах эпохи раннего Возрождения.

Развивающие:

    Развить способность определять архитектуру раннего Возрождения по ее особенностям (развитие навыка анализа архитектуры)

    Развить у учащихся память и творческое мышление

Воспитательная: воспитать в учащихся внимание.

Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проектора.

План урока

Этап урока

Время (мин.)

Организационный момент

Мотивация учащихся. Работа с эпиграфом

Лекционный материал «Шедевры архитектуры эпохи раннего Возрождения»

Творческое задание: проектирование здания (работа в парах)

Проверка творческого задания. Выбор лучшего здания

Подведение итогов урока

Домашнее задание

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка наличия учащихся и их готовности к учебному занятию.

2. Мотивация учащихся

Учитель: Перед вами на экране афоризм (слайд 1) Кто знает его автора? Не буду долго вас мучить, на самом деле автор этого афоризма неизвестен. Итак, следующий вопрос. Какой будет тема нашего урока? Отлично. Но ведь мы не сможем изучить всю архитектуру за один урок! Поэтому внимание на экран. Перед вами здание (слайд 2) К какому периоду, по вашему мнению, оно относится? Оно относится к периоду раннего Возрождения. О его авторе и других строениях этого периода мы и узнаем на сегодняшнем уроке.

3. Лекционный материал

Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы, и смело пользуются образцами античного искусства, как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.

Записать в тетради (слайд 4): Кватроче́нто (итал. quattrocento, «четыреста»)- общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимой с периодом Раннего Возрождения.

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.

Пространство, как архитектурный компонент, организовано в отличном от средневековых представлений образе. В его основу встала логика пропорций, форма и последовательность частей подчинены геометрии, а не интуиции, что было характерной чертой средневековых сооружений. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции (слайд 5).

Записать в тетради (слайд 6): Бази́лика (базили́ка; греч. βασιλική - «дом базилевса, царский дом») - тип строения прямоугольной формы, которое состоит из нечётного числа (1, 3 или 5) различных по высоте нефов.

(слайды 7-8) Неф - вытянутое помещение, часть интерьера (обычно в зданиях типа базилики), ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов.

В многонефной базилике (слайд 5) нефы разделены продольными рядами колонн или столбов, с самостоятельными покрытиями. Центральный неф - обычно более широкий и больший по высоте, освещается с помощью окон второго яруса. Базиликами также именуются наиболее значимые римско-католические храмы вне зависимости от их архитектурного решения. Данная базилика построена Филлипо Брунеллески.

Записать в тетради (слайд 9): Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi, 1377-1446) - великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.

В течение раннего Возрождения в искусстве появляется стремление к органичному сочетанию средневековых традиций с классическими элементами. В храмовом строительстве основным типом остаётся базилика с плоским потолком или с крестовыми сводами, но в элементах - расстановке и отделке колонн и столбов, распределении арок и архитравов, внешнем виде окон и порталов, зодчие ориентируются на греко-римские памятники в стремлении образования обширных, свободных пространств внутри зданий.

Записать в тетради (слайды 10-11):

Архитрáв (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Впоследствии, постепенно, и в общей концепции, и в деталях основой произведений становятся образцы античного искусства.

Записать в тетради (слайд 12):

Архитектурный ордер (лат. ordo - строй, порядок) - тип архитектурной композиции, использующий определённые элементы и подчиняющийся определённой архитектурно-стилевой обработке. Включает в себя системe пропорций, предписывает состав и форму элементов, а также их взаиморасположение. Архитектурный ордер является воплощением стоечно-балочной системы, тектонически состоящей из вертикальных и горизонтальных элементов.

Капите́ль (от лат. caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму.

Чаще всего в оформлении зданий присутствует коринфский ордер с разнообразными видоизменениями капители (слайд 13) Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика, изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. Эти постройки имеют гармонично просторные внутренние дворы, обнесённые в нижнем и в верхнем этажах крытыми галереями на арках, которые поддерживаются колоннами или пилястрами античной формы.

Записать в тетради (слайд 14): Пиля́стр (также пиля́стра, от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну.

Фаса́д (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная, лицевая сторона здания.

Фасаду придаётся размеренность по горизонтали посредством изящных межэтажных карнизов и главного карниза, образующего сильный выступ под крышей.

Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции; среди них - элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) (слайд 15) и палаццо Питти (слайд 16), созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса.

Очень интересным зданием является Чертоза, находящаяся в итальянском городе Павия (слайд 17) Дело в том, что на самом деле данное здание хоть и выполнено уже в стиле Возрождения, на самом деле изначально было задумано как готическое здание. Данная церковь была заложена 27 августа. Своим окончательным видом Чертоза обязана.

Записать в тетради (слайд 18): Джованни Антонио Амадео(итал. Giovanni Antonio Amadeo, 1477, Павия - 1522, Милан) итальянский скульптор и архитектор.

Палаццо Корнер-Спинелли (слайд 19) ((итал. Palazzo Corner-Spinelli) - дворец в Венеции, на Гранд-канале в районе Сан-Марко.

Это один из лучших ренессансных дворцов Венеции. Был построен с 1480 по 1500 год архитектором Мауро Кодуччи.

Записать в тетради: Мауро Кодуччи (1440-1504) - итальянский скульптор и архитектор ранней эпохи Возрождения.

Мауро Кодуччи родился в 1440 году близ Бергамо. До 30 лет проживал в Ломбардии, где обучался скульптуре. Примерно в 1468 году, Мауро приезжает в Венецию. Примечательно, что в это же время в Венецию приезжает другой выдающийся архитектор - Пьетро Ломбардо, с которым в дальнейшем Мауро связывали многие совместные работы.

Записать в тетради (слайд 20): Пьетро Ломбардо (1435-1515) - итальянский скульптор и архитектор ранней эпохи Возрождения. Родился в Швейцарии в селении Карона.

Великолепный дворец Вендрамин-Калерджи (слайд 21) (Palazzo Vendramin Calergi) был построен в конце XV - начале XVI века, между 1481 и 1509 гг. Над его постройкой работал итальянский архитектор Пьетро Ломбардо.

Дворец венчает великолепный антаблемент, состоящий из архитрава, фриза и нависающего над ними карниза. В качестве объединяющих элементов выступают верхние арки, соединенные с колоннами кольцами.

Записать в тетради (слайды 22-23):

Антаблеме́нт (фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены,состоящее из архитрава, фриза и карниза.

Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

Архитектурной особенностью дворца являются закруглённые сверху двойные арочные окна и каменная кладка первого этажа. Дворец стал прототипом для многих городских зданий.

Дворец до́жей (слайд 24) (итал. Palazzo Ducale) в Венеции - великий памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. Хотя первое сооружение на этом месте стояло ещё в IX веке, строительство сегодняшнего здания было осуществлено между 1309 и 1424 годами предположительно архитектором Филиппо Календарио.

Записать в тетради (слайд 25) : Филиппо Календарио (первые годы XIV века - 1355) - венецианский архитектор и скульптор, предполагаемый строитель Дворца дожей в Венеции.

В 1577 году часть дворца была уничтожена пожаром, после чего была восстановлена.

Это главное здание Венеции было, прежде всего, резиденцией дожей республики. Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд, вершила свои дела тайная полиция. На первом этаже размещались также конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство. Надстроенный сверху балкон служил своего рода праздничной трибуной, с которой дож являл себя народу. Гости города, которые причаливали к самому дворцу со стороны Пьяцетты, оказывались, таким образом, у ног правителя Республики.

4. Творческое задание. Работа в парах.

Учитель предлагает ученикам побыть в роли архитекторов и попробовать нарисовать (спроектировать) здание в стиле эпохи раннего Возрождения, на основе знаний, полученных при изучении лекционного материала. Возможна работа в малых группах (при большом количестве учащихся):

«Представьте, что вы и ваш сосед по парте - архитекторы эпохи раннего Возрождения. Вам поручили построить здание. Используя знания, полученные на уроке, попробуйте спроектировать внешний вид своего собственного здания. Как оно будет выглядеть, зависит от вашей фантазии. Включите в здание элементы декора, свойственные той эпохе».

5. Проверка творческого задания

Ученики (малые группы) показывают свои строения и доказывают, что они выполнены в заданном стиле. Выбирается лучшее здание.

6. Подведение итогов урока (слайд 27)

Опрос учеников:

1. Назовите основных архитекторов эпохи раннего Возрождения.

2. Для чего предназначались здания, о которых шла речь на уроке?

3. Какие элементы здания вы запомнили?

2. Подготовить доклад об одном из строений эпохи раннего Возрождения (3 здания, по одному на ученика, индивидуально).

Слайд 2

Биография ДонатоБраманте

Донато Браманте (первоначально Донато ди Паскуччо д"Антонио) родился в 1444, в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии, и умер 11 апреля 1514 в Риме. Сначала учился живописи, по-видимому, у Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, работал художником-декоратором, а затем посвятил себя архитектуре, став одним из величайших зодчих Высокого Возрождения.

Слайд 3

Базилика Святого Петра

Донато Браманте был итальянским архитектором и живописцем, который представил стиль раннего Возрождения в Милане и стиль Высокого Возрождения в Риме, где его самый известный дизайн базилика Святого Петра.

Слайд 4

Ранние произведения архитектуры

Его ранние произведения архитектуры включены церкви Санта-Мария прессо Сан-Satiro (1480), в которой хор окрашена в перспективе дать иллюзию гораздо больше пространства.

Слайд 5

TEMPIETTO

В 1499 он отправился в Рим, где он провел всю оставшуюся жизнь. Его Tempietto был первый шедевр Высокого Возрождения.

Слайд 6

Работа в Риме

В Риме он составил план огромного двора Бельведер в Ватикане (начало 1505) и Базилика нового Святого Петра (начало 1506), его лучшая работа. Эти амбициозные проекты являются далеко не полными на момент его смерти. Несмотря на грандиозный размах проведения Святого Петра, Браманте продолжал работать над другими проектами которые сыграли важную роль в планах Юлия II, для восстановления Рима.

Слайд 7

Биография Брунеллески Филиппо

Филиппо Брунеллески родился в 1377 г. во Флоренции в семье нотариуса. Работал так же во Флоренции. Является итальянским архитектором, скульптором, и ученым. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Брунеллески отличаются гармоничной ясностью, строгостью пропорций, совершенством инженерно-строительных решений. В начале 1430-х гг. Брунеллески вместе со своим другом, замечательным скульптором Донателло, посетил Рим. Во время этой поездки архитекторы приняли участие в раскопках, занимаясь замерами, исследованием и классификацией древнеантичных памятников. Брунеллески построил во Флоренции две церкви базиликального типа - Сан-Лоренцо (1422-69) и Санто-Спирито (1436 - после 1482). Законченные после его смерти, обе эти церкви, весьма схожие между собой, демонстрируют особенности позднего стиля Брунеллески.

Слайд 8

Капелла Пацци

Капелла Пацци (во дворе церкви Санта-Кроче во Флоренции). Строительство началось в 1429. В капелле с ее элегантным коринфским портиком и двумя куполами (в портике и самой капелле) особенно наглядно выражены пространственная свобода, цельность и ясная закономерность композиции. Выделенные цветом пилястры, антаблемент и арки четко выражают гармоничное соотношение опоры и нагрузки. Скульптурный декор и интерьера был осуществлен Лукой деллаРоббиа и Филиппо Брунеллески. Капелла является памятником архитектуры. Ныне это музей.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

В архитектуре упор делается на
строительстве церковного зодчества,
прослеживается Византийская культура.
Архитектура строилась с соответствием
новым материальным и духовным
запросам людей.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

ПЕРЕОДИЗАЦИЯ АРХИТЕКТУРА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЕ:
Итальянское Возрождение:
1. Проторенессанс (предвозрождения) - II пол. XIII в.;
2. Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто) - с сер. XIV-XV в.;
3. Высокий Ренессанс (чинквеченто) - до второй пол. XV-XVI в.,
расцвет искусства;
4. Поздний Ренессанс - XVI - первая половина XVIIв.;
5. Барокко - XVI-XVII вв.;
Северное Возрождение.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

Виды архитектуры:
1. Монументальная (инженернооборонительная);
2. Светская (жилая, дворцовая,
общественная);
3. Декоративная (садово-парковая);
4. Культовая (храмовая,
мемориальная).
Типы архитектуры:
1.
общественная (библиотеки,
университет, школы,
воспитательные дома, госпитали,
склады, рынки, мастерские и т.д.).
2.
инженерно-оборонительная
(платина, акведуки, мосты,
крепостные стены и др.)
3.
жилая (городские дворцы (палаццо),
загородные виллы, дома и др.).
4.
садово-парковая (беседки,
павильоны);
5.
мемориальная, храмовая (капелла,
католическая часовня, небольшое
отдельное сооружение или
помещение в храме, соборы).

АРХИТЕКТУРА ПРОТЕРЕННЕСАНСА

Проторенессанс (от от греч. protos -
«первый» и франц. Renaissance -
«Возрождение») - этап в истории
итальянской культуры, предшествующий
Ренессансу.
В самой Италии проторенессансное искусство
существовало только в Тоскане и Риме. В
итальянской культуре переплетались черты
старого и нового.
Характерные особенности:
1. интереса к античному наследию
(уравновешенность, пропорциональность,
спокойствие форм);
2. усовершенствуются своды (кроме
стрельчатого, который не применялся).
Архитектор:
Арнольфо ди Камбио (ок.1245 - до 1310).

Фонтан Маджоре в Передже
Арнольфо ди Камбио

Фасад кафедрального собора (Дуомо). Проектирование собора приписывается
Арнольфо Камбио, однако в последнее время считается, что собор построен
монахом Фра Бевиджнате из Перуджи

Церковь Санта-Кроче

Алтарь. Церковь Санта-Кроче
Витраж. Церковь Санта-Кроче

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

Тип архитектуры Ренессанса:
Бази́лика (базили́ка)
(от греч. βασιλική - царский дом)-
тип строения прямоугольной
формы, которое состоит из
нечётного числа (3 или 5)
различных по высоте нефов.
Характерные особенности:
1. Плоский потолок (или с
крестовыми свод);
2.
Коринфский ордер;
3.
Ориентир на греко-римские
памятники (в элементах -
расстановке и отделке колонн и
столбов, распределении арок и
архитравов, во внешнем виде
окон и порталов);
4.
Купольное перекрытие больших
проемов;
5.
Внешнее оформление зданий это горизонтальные членения,
применение аркадной галереи.

АРХИТЕКТУРА РЕННЕСАНСА

В это время продолжают развиваться и совершенствоваться своды, кроме
стрельчатого, который не применялся. Наиболее распространенными
формами были своды: цилиндрический, сферический, парусный,
сомкнутый, зеркальный свод, который имел сплошной опорный периметр.
Для коридоров и арочных галерей применялся крестовый свод без ребер.
Схемы сводов: 1 - цилиндрический; 2 - крестовый прямой; 3 - крестовый повышенный; 4 - крестовый готический; 5 - крестовый
шестичастный;
6 - монастырский; 7 - купол; 8 - лотковый; 9 - зеркальный; 10 - купол на многоугольном основании; 11 - лепешкообразный
Свод: 1 - цилиндрический с люнетом, 2 - монастырский.
купол на барабане
Схема: 1 - купол на парусах, 2 -

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

г. Сиена
Это город в Италии, соперница Флоренции. Она представляет собой патрицианскую республику, в которой немалую
роль в общественной жизни играла феодальная знать. Искусство Сиены, отмечена утонченной изысканностью и
аристократизмом.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

Флоренция – символ эпохи Возрождения

Архитектор:
ФИЛИППО БРУНЕЛЕСКИ
(1377-1446 гг., Флоренция)
1. возродил основные элементы
античной архитектуры, это
позволило мастеру ориентировать
постройки на человека, а не
подавлять его.
2. создал новый тип здания
(палаццо- периптер);
3. решил проблему купольного
перекрытия больших проемов.
Архитектура:
«Дом детского приюта»
(госпиталь);
«Палаццо Питти» (фасад делится
на 3 яруса)
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре
во Флоренции и др.

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО РЕННЕСАНСА

В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы
классической архитектуры. Изучение античных образцов вело к
усвоению классических элементов архитектуры и орнамента.
Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во
Флоренции, построенную арх. Филиппо Брунеллески (1377-1446 гг.).
Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО РЕНЕССАНСА

Вид на Собор Санта-Мария-дель-Фьоре. Флоренция

Собор Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

Интерьер. Часы собора Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

Интерьер. Апсида собора Санта Мария дель Фьоре.
Флоренция
Кампанила собора Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

Интерьер. Купол собора Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

Интерьер. Главный неф собора Санта Мария дель Фьоре. Флоренция

Оспедале дельи Инноченти, Ф. Брунеллески. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Ф. Брунеллески: капелла (молельня)
Пацци (Cappella de’Pazzi),
расположенная во дворе
францисканской церкви Санта-Кроче
(Santa Croce) во Флоренции. Это
небольшое крытое куполом здание с
портиком.
Капелла Пацци. Ф.Брунеллески, 1429-1443 гг. Флоренция

Камалдолесский монастырь, 1434-1446 гг. Арх. Ф. Брунеллески. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири

АРХИТЕКТУРА РАННЕГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Протестантская церковь Мекленбурга, сооруженная в эпоху Возрождения

Здание
прямоугольное в
плане,
перекрытие
купол, простота
внешнего и
внутреннего
декоративного
оформления.
Собор Санта Кроче во Флоренции

Интерьер собора Санта Кроче во Флоренции
Капеллы Перуцци и Барди церкви Санта-Кроче во
Флоренции

Церковь Сант-Агостино, 1483г. Арх. Джакомо Пьетрасанта. Рим, Италия

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Церковь Санта Мария делле Грацие

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА


архитектуры этого времени:
I. Светская архитектура:
1. общественная архитектура (которые
отличаются гармоничностью и величием
своих пропорций, изяществом деталей,
отделкой и орнаментацией карнизов, окон,
дверей);
2. дворцовая архитектура (с лёгкими, в
основном двухъярусными галереями на
колоннах и столбах).
II. Культовая архитектура: (колоссальность,
величественность; осуществился переход от
средневекового крестового свода к римскому
коробовому своду, купола опираются на
четыре массивных столба).

В продолжение Высокого Возрождения
представления, взятые из античной
архитектуры, развивались и
воплощались на практике с большей
уверенностью. Со вступлением на
папский престол Юлия II (1503 г.)
центр итальянского искусства из
Флоренции перемещается в Рим, папа
привлёк к своему двору лучших
художников Италии.

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Высокий Ренессанс ассоциируется в
архитектуре с именем Донато Браманте
(1444-1514).
Его Темпиетто из всех зданий Ренессанс
стоит ближе к античной архитектуре по
органической полновесности форм и
гармонической завершенности,
основанных на золотом сечении
пропорций. Основное достижение
архитектуры Р. в очеловечении пропорций
зданий.

Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио, 1502г. Арх. Донато Браманте.
Храм отмечает место, на котором был казнён Святой Петр. Рим, Италия

Религиозный памятник, 1475 г. Рафаэль Санти

Архитектура тоже
становится праздничной,
жизнерадостной.
Характерные особенности
архитектуры:
1. новый тип здания
(палаццо);
2. купольное перекрытие
больших проемов;
3. внешнее оформление
зданий - это горизонтальные
членения, применение
аркадной галереи.

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ)

Палаццо Фарнезе, 1514 г. Арх. Антонио ди Сангалло

Палаццо Питти

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Поражает великолепием архитектура
дворцов Венеции того времени,
отличавшаяся необычайной
живописностью, богатым декором,
применением дорогих отделочных
материалов (мрамор, смальта позолота).
Здания строились из кирпича и
облицовывались дорогим камнем,
обычно разноцветным мрамором,
привозимым морскими путями. Здесь, где
ценилась каждая пядь земли продумана
отделка каждого камня: сходы тротуаров
к воде, цветные мраморные ступени,
бесчисленные мостики через каналы.
Галерея Уффици, вид в сторону площади
Синьории. Флоренция

Крыло Луврского дворца, старейшая сохранившаяся часть здания, середина XVI века.
Арх. Пьер Леско

Жилые здания часто имеют карниз, на
каждом этаже расположение окон и
сопутствующих деталей повторяется,
главная дверь отмечена некоторой
чертой - балконом или окружена
рустом. Одним из прототипов такой
организации фасада был дворец
Ручеллаи во Флоренции (1446-1451 гг.)
с тремя поэтажными рядами пилястр.
Дворец Ручеллаи во Флоренции, 1446-1451 гг. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Карнизы - сложного профиля.
Их боковины, опущенные по отношению к
средней части, оканчивались подвешенными
шарами. Драпировка крепилась к карнизу
обивочными гвоздями, а также навешивалась на
отлитые из бронзы орнаментированные крюки.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Дворец Дожей. Венеция

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

В композиции дворца важное значение приобретает внутренний тенистый двор, связанный с улицей
сводчатым проездом, по периметру двор окружен галереями, ажурной формы лоджиями. Палаццо
украшала лепнина, ниши со скульптурой, богато обрамленные окна в резных рамах.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Загородные дворцовые резиденции богатых
вельмож строились в окружении специально
спроектированных парков. Украшались они
анфиладами «висячих садов», под сводами
которых таились гроты и водоемы.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Дворцы и церкви эпохи Возрождения и более поздних времен

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Архитектура базируется на традициях
римской античности. Они состоят из
двух независимых слоев –
конструктивного и облицовочного.
Стены выкладывались из кирпича или
мелкого камня на растворе с
последующей облицовкой более
крупным отесанным камнем.
Облицовка крепилась с несущей
частью стены за счет выпуска
кирпичей.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Дворец Палаццо Медичи-Риккарди

Развитие искусства итальянского интерьера XVI
столетия шло в сторону большей сдержанности и
«классицистичности» всех элементов, их формирующих.
Постепенно уменьшается значение орнамента, он
ограничивается обработкой деталей потолков, фризами в
соответствующих частях ордерных построений.
Сравнительно большую роль сохраняет орнамент в
художественном оформлении мебели. На формы мебели,
как и на архитектуру, особенно сильное влияние
оказывают найденные в этот период в Италии, в
частности в Риме, подлинные памятники античной
эпохи.

Новая эстетика отразилась и дизайне интерьера: теперь ему характерны большие помещения
со скругленными арками, отделка резным деревом, самоценность и относительная
независимость каждой отдельной детали, из которых набирается целое

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Замечательна и отделка интерьеров
дворцов: тонкая орнаментальная резьба
по камню и дереву, многоцветная
роспись.
Стены украшались фресками,
разноцветным мрамором. Цветной
мраморной плиткой, выкладывались и
сложные рисунки на полу.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Дворцы и храмы Ватикана

АРХИТЕКТУРА ПОЗДНЕГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

В архитектуре проводился эксперимент
с формами, разработкой и
комбинированием античных образов,
появляется усложнение деталей, изгиб,
преломление и перерыв архитектурных
линий, затейливая орнаментация,
большая плотность колонн, полуколонн
и пилястров в пространстве.
Подчеркивается более свободное
соотношение пространства и материи.
Впоследствии из этой тенденции
развился стиль барокко, а затем, в XVIII
столетии, стиль рококо.
Интерьер капеллы Медичи

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

В 1546 Микеланджело был назначен
главным архитектором собора св.
Петра, строительство которого было
начато Браманте, успевшим возвести к
моменту смерти (1514) четыре
гигантских столба и арки средокрестия,
а также частично один из нефов. При
его преемниках - Перуцци, Рафаэле,
Сангалло, частично отошедших от
плана Браманте, строительство почти
не продвинулось. Микеланджело
вернулся к центрическому плану
Браманте, одновременно укрупнив все
формы и членения, придав им
пластическую мощь. Микеланджело
успел при жизни закончить восточную
часть собора и тамбур огромного (42 м
в диаметре) купола, возведенного
после его смерти Джакомо делла
Порта.
Купол собора Святого Петра в Риме. Микеланджело

Вид на собор Святого Петра в Риме. Рим, Италия

Купол собора Святого Петра в Риме. Рим, Италия
Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в
Монторио, 1502 г. Рим, Италия

Собор св.Петра в Риме. Рим, Италия

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО И ПОЗДНЕГО РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ)

Порта Пиа, 1561 г. Микеланджело. Рим

Собор Санта-Мария делла Салюте. Венеция

Собор Святого Марка. Венеция

АРХИТЕКТУРА ПОЗДНЕГО РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: дворцовая)

Дворец Фонтенбло (от фр. Fontainebleau - Голубой источник)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: общественная)

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: общественная)

Во Флоренции в 1520-34 гг. сложился
стиль Микеланджело-архитектора,
отличающийся повышенной
пластичностью и живописным
богатством. Смело и неожиданно решена
лестница библиотеки Лауренциана
(проект ок. 1523-34, осуществлен уже
после отъезда Микеланджело в Рим).
Монументальная мраморная лестница,
почти целиком заполняя обширный
вестибюль, начинаясь прямо у порога
расположенного на втором этаже
читального зала, как бы вытекает из
дверного проема узким маршем крутых
ступеней и, стремительно расширяясь,
образуя три рукава, столь же круто
спускается вниз; динамический ритм
больших мраморных ступеней,
направленный навстречу
поднимающимся в зал, воспринимается
как некая сила, требующая преодоления.
Библиотека Лауренциана. Микеланджело

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: общественная)

В отличие от более ранних
направлений в архитектуре, для эпохи
Возрождения ведущими тенденциями
становятся светские (общественные), а
основным средством архитектурнохудожественной выразительности –
ордерные формы, возрожденные из
античного наследия.
Театр эпохи Ренесссанса

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: общественная)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: общественная)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Светская: общественная)

Основные памятники итальянской
архитектуры этого времени - светские
здания, которые отличаются
гармоничностью и величием своих
пропорций, изяществом деталей,
отделкой и орнаментацией карнизов,
окон, дверей.
План зданий эпохи Возрождения
определён прямоугольными формами,
симметрией и пропорцией, основанной
на модуле
Национальный музей Барджелло. Флоренция

Вторым грандиозным архитектурным проектом Микеланджело стал завершенный только в 17 в. ансамбль
Капитолия. Он включает перестроенный по проекту Микеланджело средневековый дворец Сенаторов (ратушу),
увенчанный башенкой, и два величественных дворца Консерваторов с одинаковыми фасадами, объединенными
мощным ритмом пилястров. Установленная в центре площади античная конная статуя Марка Аврелия и широкая
лестница, спускающаяся к жилым кварталам города, довершили это ансамбль, который связал новый Рим с
расположенными по другую сторону Капитолийского холма грандиозными руинами древнего Римского форума.
Ансамбль Капитолия (Жилой дом эпохи Ренессанса) Микеланджело. Англия

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: жилая)

Своеобразием архитектуры жилых
домов Венеции являлось малое
пространство: дома строились на
сваях, вплотную друг к другу, имели
несколько этажей. Такой дом состоял
из нескольких квартир, каждая из
которых обычно располагалась на двух
этажах: на первом - кухня, кладовая и
столовая, на втором - две-три жилые
комнаты. На первом этаже дома часто
располагались торговые лавки

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: жилая)

Памятник болгарской архитектуры эпохи
национального Возрождения

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (СВЕТСКАЯ: жилая)

Шамбор, бесспорно, один из самых
узнаваемых замков, архитектурный
шедевр эпохи Ренессанса. Длина фасада
156 м, ширина 117 м, в замке 426
комнат, 77 лестниц, 282 камина и 800
скульптурно украшенных капителей.
Шедеврами архитектуры этой эпохи - замками Шамбор, Шенонсо и Амбуаз

Королевский замок Шамбор XVI века

Королевский замок Шенонсо

Замок эпохи Возрождения

Мост Нотр-Дам, построенный Фра Джокондо, исчез; лучшим образцом моста, относящегося к
эпохе Ренессанса, является Новый мост, начатый Дюсерсо при Генрихе III. Достаточно
вспомнить его смелые пропорции, удачное расположение крытых помещений на выступающих
из проезжей части моста кронштейнах, что позволяет использовать всю площадь волнорезов,
наконец, мощное впечатление, производимое большим карнизом на консолях.

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Инженерно-оборонительная)

Инженерно-оборонительная архитектура эпохи Возрождения.
Флоренция

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Инженерно-оборонительная)

Бурный расцвет культуры и
искусства относится к XV в.,
который открыл миру красоту
человека и окружающей его
природы.
Садовый тип Италии эпохи
Возрождения получил название
Медицейского по имени семьи
Медичи, в которой были
богатейшие банкиры
Флоренции и крупные
землевладельцы. К
Медицейскому типу относились
сады при виллах Боргезе,
д"Эсте, Альбани.
С началом эпохи Возрождения фонтаны становятся частью
архитектурного ансамбля

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Садово-парковая)

Сад начинался от здания виллы. Здания
имели симметрично расположенные
выступы и арки. Террасы соединялись
лестницами. Подпорные стены между
террасами имели выступы, колоннады и
ограничивались аллеями, которые
окаймлялись живыми изгородями. На
террасах симметрично располагались
извилистые лабиринты, рощи, группы,
рядовые посадки. На террасах имелись
беседки, птичники, павильоны,
скульптуры, бассейны, храмы,
памятники, мраморные скамьи, фонтаны,
гроты, площадки для отдыха.
Сад был устроен на пяти террасах. На
верху холма располагался дворец.
Палаццо Питти и сады Боболи. Флоренция

По террасам прокладывались прогулочные маршруты. Цветники разбивались в арабском стиле. Огороды были
вне сада. Лужайки и поляны размещались позади зданий и обсаживались стрижеными живыми изгородями. На
лужайках устраивались небольшие ручьи и речки, высаживались плодовые деревья. Аллеи окаймлялись
шпалерами из плетистых роз и винограда, гранатами, айвой, лещиной и т.д. Возле самого жилья устраивались
цветники и водоемы.
Сады Боболи. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Садово-парковая)

Перед фасадом разбивался плоский сад
(партер), клумбы симметричны, фонтан - в
виде широкой чаши с небольшой
скульптурой посередине. Если позволяла
местность, устраивали четырехугольные
пруды, гроты, высаживали ряды кипарисов,
кусты олеандров, ставили кадки с
лимонными деревцами.
Фонтан Нептуна. Италия

Фонтанчик на одной из улиц. Флоренция

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (Садово-парковая)

АРХИТЕКТУРА РЕНЕССАНСА (КУЛЬТОВАЯ: мемориальная)

В XIV веке, в годы расцвета гражданской
жизни флорентийской коммуны, гуманисты и
общественные деятели видели в
республиканском Риме прежде всего образец
общественного устройства, а также
неисчерпаемый источник воспитания
идеальных граждан.
В значительной степени именно контрастом
между идеализированным образом античного
Рима и тем унизительным положением, в
котором он оказался к началу раннего
Ренессанса, была порождена концепция:
Флоренция - второй Рим.
Триумфальная арка на площади Свободы

Цели урока:

  • Познакомить с архитектурой Возрождения;
  • Рассмотреть особенности архитектуры раннего ренессанса; высокого Возрождения и позднего ренессанса;
  • Расширить кругозор, развивать навыки анализа художественных произведений;
  • Воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к культуре других народов планеты, к интернациональному культурному наследию.

Задание на урок.

Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеет архитектура итальянского Возрождения?


Название стилю дал художник, исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих" (1568 г.) Джордано Вазари.

Вазари писал: «Можно определенно утверждать, что древние не достигали в своих постройках такой высоты и не решались на такой риск, который бы заставил их соперничать с самим небом, как с ним, кажется, действительно соперничает флорентийский купол, ибо он так высок, что горы, окружающие Флоренцию, кажутся равными ему. И действительно, можно подумать, что само небо завидует ему, ибо постоянно и часто целыми днями поражает его молниями».


Основатель архитектуры итальянского Возрождения

Отцом-основателем архитектуры Возрождения считается архитектор и скульптор Филиппо Брунеллески 1377-1446 гг. Он начал свою деятельность как победитель (вместе с Гиберти) конкурса на декорирование дверей Флорентийского баптистерия.


Периоды в архитектуре итальянского Возрождения

Различаются несколько этапов развития Возрождения в итальянской архитектуре: ранний – 15 век, зрелый – 16 век и поздний.

Палладио в Виченце. Д. Аркин

Архитектор Виньола. Вилла папы Юлия III


Ранний Ренессанс в Италии

Архитектура становится более строгой и верно найденной в пропорциональном отношении. Орнамент используется мало, от архитектуры ждут монументальности, представительности, а в некоторых наиболее значительных сооружениях - величественности. Поздний период явился дальнейшим развитием предыдущего, но в нем проявляются и новые черты - стремление к декоративности, красивости и некоторой усложненности архитектурных форм. Возникает известная противоречивость между стремлением к официальной, академической строгости архитектуры и тягой к живописности. Последняя тенденция в дальнейшем получила полное развитие в архитектуре барокко.


Архитектура раннего возрождения

Наибольший рост архитектуры возрождения пришелся на XV век. Тогда, античность стала активно и повсеместно внедряться в возведение зданий и это время принято называть эпохой раннего возрождения (ранний ренессанс).

Принципы строительства изменились, и даже на этапе планирования зданий работа велась иначе. Если в средние века сооружения явно подстраивались под ландшафт и соседствующие постройки, то во время раннего возрождения архитекторы планировали строго прямоугольные здания с точным соблюдением симметрии. Функциональность уже не имела главенствующей роли, а вот античный характер напротив приобрел первостепенное значение. Общественная недвижимость строилась с множеством декоративных элементов, а частные дома возводили, как правило, в два этажа с обязательным внутренним двором.




В конструкции этого купола Брунеллески воплотил новые идеи строительства, которые было бы трудно реализовать без специально разработанных механизмов. Уникальное творение инженерного гения - построенный без арматуры, двухслойный восьмигранный купол, покрытый темно-красной черепицей, связанный крепкими белыми ребрами и увенчанный изящным бело-мраморным световым фонарем, стал символом Флоренции.

Его диаметр составляет 42 метра, высота 91 м от пола собора, световой фонарь высотой 16 м. Купол весит без тяжелого мраморного фонаря около девяти тысяч тонн.


Церковь Сан-Лоренцо была освящена еще Св. Амброзием в 393 г. В 1060 г. была переделана в романском стиле. В 1423 г. перестроена Брунеллески в стиле раннего Возрождения. В основе архитектурной композиции лежат квадраты: четыре больших образуют хоры, средокрестие и крылья трансепта; еще четыре объединены в центральный неф; остальные квадраты, составляющие 1/4 от больших, образуют боковые нефы и примыкающие к трансепту капеллы (в первоначальный проект не входили прямоугольные капеллы с внешней стороны боковых нефов). Однако, можно заметить некоторые отклонения от этого плана. Так, например, длина крыльев трансепта немного больше, чем их ширина, а длина центрального нефа не в 4, а в 4,5 раза больше его ширины" X. В. Янсон.

Церковь Сан-Лоренцо


Капелла Пацци, Флоренция

прямоугольную в плане с лоджией на фасаде и квадратным в плане алтарем. Над центральным квадратом располагается зонтичный купол, а боковые части перекрыты цилиндрическим сводом. Лоджия главного фасада ограничена портиком на шести коринфских колоннах. Свод галереи покрыт большим количеством тонкой по лепке орнаментации, характерной для стиля раннего итальянского Возрождения.


Интерьер капеллы Пацци

Брунеллески использовал излюбленное сочетание прямых и закругленных линий, придающее системе членений такую мягкость. Окна купола, медальоны арками и окнами, окна над архивольтами арок также имеют круглую форму. Простенки не перегружены украшениями, они намного легче обрамления (пилястр), и между ними и обрамлением остается свободное пространство. Это и порождает то ощущение легкости и особой прозрачности, которое вызывает интерьер капеллы Пацци.


Дворец Медичи. Архитектор Микелоцци. Построен для Козимо Медичи иль Веккио в период в 1444 - 1464 гг.

На фасадах палаццо Медичи - суровых и сдержанных, «оскованных» постепенно убывающим от этажа к этажу рельефом больших рустованных камней,- мотив, характерный для флорентийского раннего Возрождения,- ордера применены лишь в виде небольших колонок, разделяющих парные окна (тема двойных окон перешла в архитектуру Ренессанса из романо-готического зодчества).



Архитектура высокого возрождения

В начале XVI века, античность в архитектуре приобрела характер абсолютного доминирования, получив название – высокий ренессанс. Теперь все без исключения заказчики не желали видеть в своих домах и капли средневековья. Улицы Италии стали пестреть не просто роскошными особняками, а дворцами с обширными насаждениями. Надо отметить, что известные в истории сады эпохи Возрождения появились как раз в этот период.

Религиозные и общественные сооружения также перестали отдавать духом прошлого. Храмы новой застройки, как будто восстали из времен Римского язычества. Среди памятников архитектуры этого периода можно встретить монументальные здания с обязательным наличием купола.


Собор Св. Петра в Риме

В плане собор, спроектированный Браманте, должен был представлять собой квадрат с наложенным на него греческим равноконечным крестом. В центре задуман был огромный купол, диаметром равный куполу Пантеона.


Палаццо Фарнезе, Рим

Палаццо Фарнезе представляет собой трехэтажное здание, расчлененное в декорировке фасада на три яруса-этажа, имеет гладкую поверхность стены, облицованную мелким кирпичом-плинфой. Рустовка применена лишь в углах и в обрамлении центральной надвратной арки.


Архитектура Высокого Возрождения в Северной Италии

Двухэтажное, протяженной конфигурации сооружение, в первом этаже которого за галереей находятся торговые помещения, а во втором - собственно библиотека, оформлено ордерными аркадами.

Библиотека Св. Марка, Венеция


Архитектура позднего Возрождения

Завершающий этап царствования эпохи ренессанса приходится на вторую половину XVI - начало XVII века. На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса. Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Так же, как и в предшествующие периоды, архитекторы придерживались своим неотступным принципам симметрии. Но, такой подход, вероятно, наскучил, и в строительстве пошла мода на изысканность и насыщенность разного рода декорацией.

Функциональность и практичность таких элементов отсутствовала, на здания по поводу и без, пристраивали колонны, полуколонны и главный элемент эпохи позднего возрождения - скульптуры.


Поздний Ренессанс

Завершение строительства собора Св. Петра

Микеланджело оценил по достоинству идею Браманте, он уменьшил общую площадь застройки, значительно упростил структуру плана, отказался от угловых башен и от второстепенных купольных пространств, усилил стены и подкупольные пилоны.


Площадь Капитолия, Рим

Дворец представляет собой двухэтажное здание с открытой лоджией по первому этажу. Оба этажа объединены высоким ордером.


Капелла Медичи в церкви Сан-Лоренцо

Верхняя часть надгробий обработана в виде двух симметрично расположенных волют, на которых возлежат в напряженных позах фигуры, символизирующие Утро, День, Вечер и Ночь, впервые в надгробиях были помещены фигуры в натуральную величину, именно эти статуи вызывали особое восхищение современников мастера.


Библиотека Лауренциана, Флоренция

Она состоит из вестибюля с лестницей и зала для хранения и чтения рукописей.