Планирование закупок осуществляется посредством формирования утверждения. Планирование закупок (ведение планов и планов-графиков закупок). Обоснование закупок. Общественное обсуждение закупок. Правовое регулирование планирования закупок

В результате изучения главы студент должен:

знать

  • средства планирования закупок;
  • основные особенности размещения документов планирования в ЕИС;
  • порядок формирования, утверждения, размещения и внесения изменений в план-график закупок и план закупок;
  • порядок обоснования и нормирования закупок;

уметь

  • применять нормативы и методы обоснования закупок в процессе планирования закупок;
  • формировать календарь планирования закупок;

владеть

  • навыком работы с документами в процессе формирования, утверждения, размещения планов закупок;
  • навыком работы с документами в процессе формирования, утверждения, размещения планов-графиков закупок.

Правовое регулирование планирования закупок

Основы правового регулирования процесса планирования закупок установлены в гл. 2 Закона о контрактной системе. Планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения: 1) планов закупок; 2) планов-графиков. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» устанавливает особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа.

С 1 января 2016 г. вводятся обязанности по планированию, в том числе составлению и утверждению планов закупок, обоснованию закупок (ст. 16, 17, 18 Закона о контрактной системе).

Заказчик формирует (вносит изменения) план исходя из целей закупок и с учетом установленных требований к закупаемой продукции (в том числе предельной цены и (или) нормативных затрат на обеспечение деятельности заказчика). При этом план закупок содержит приложения, содержащие обоснования по каждому объекту или объектам закупки, подготовленные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 05.06.2015 № 552).

План закупок формируется в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ и утверждается в течение 10 рабочих дней после доведения до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 7 ст. 17 Закона о контрактной системе). Бюджетные учреждения должны утверждать планы закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения плана своей финансово-хозяйственной деятельности (ч. 8 ст. 17 Закона о контрактной системе). Утвержденный план закупок (в том числе в результате внесения изменений) размещается в ЕИС в течение 3 рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну. Заказчик вправе разместить план закупок в иных источниках - печатных изданиях или в информационно-коммуникационной сети «Интернет».

Тип заказчика определяет порядок формирования и утверждения плана.

Так, государственные заказчики, действующие от имени РФ, первоначально формируют план закупок и представляют его не позднее 1 июля текущего года главным распорядителям для формирования на их основании обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок. При необходимости они корректируют их по согласованию с главными распорядителями в процессе составления проектов бюджетных смет и представления обоснований бюджетных ассигнований. После уточнения планов закупок и доведения до государственного заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств утверждают план закупок в течение 10 рабочих дней.

ФГБУ формируют планы закупок и представляют их не позднее 1 июля текущего года органам, осуществляющим функции и полномочия их учредителя, для учета при формировании обоснований бюджетных ассигнования. Корректировка плана закупок при необходимости производится по согласованию с тем же органом в процессе составления проектов планов их финансово-хозяйственной деятельности и представления обоснований бюджетных ассигнований. После уточнения планов закупок и утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности ФГБУ утверждают план закупок в течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансовохозяйственной деятельности.

ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, формируют планы закупок в сроки, установленные главными распорядителями. Процесс планирования начинается после принятия решений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений. При необходимости данные заказчики уточняют планы закупок. После их уточнения и заключения соглашений о предоставлении субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ план закупок утверждается в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашения о предоставлении субсидий.

ФГБУ, ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, осуществляющие закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика, формируют планы закупок в сроки, установленные главными распорядителями средств федерального бюджета. Процесс планирования начинается после принятия решений о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ. Далее эти заказчики уточняют при необходимости планы закупок. После их уточнения и доведения на соответствующий лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации утверждают в течение 10 рабочих дней со дня доведения объема прав в денежном выражении.

Заказчик формирует план закупок на срок, соответствующий сроку действия законодательного, правового акта о бюджете (федеральном, субъекта РФ, местном), бюджетах внебюджетных фондов (государственных, территориальных). Несмотря на то, что бюджеты составляются на очередной финансовый год и плановый период, в планы закупок включается информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода (с учетом положений бюджетного законодательства РФ, а также с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок).

Действует следующая система правового регулирования в области формирования, утверждения и ведения планов закупок.

  • Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд утвержден постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.
  • Требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд установлены постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.
  • Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается высшим исполнительным органом соответственно государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, установленных постановлением Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043.
  • Требования к форме планов закупок установлены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 552.
  • Порядок размещения планов закупок в ЕИС установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168 .

В планы закупок включаются следующие данные:

  • 2) цель осуществления закупки;
  • 3) наименование объекта и (или) наименования объектов закупки;
  • 4) объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • 5) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 6) обоснование закупки;
  • 7) информация о закупках продукции, которую по причине ее технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначенной для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • 8) информация об обязательном общественном обсуждении закупки.

Важно знать

Идентификационный код закупки представляет собой число, состоящее из 36 цифр, разделенных на следующие разряды:

  • 1-2 цифры - год размещения извещения или заключения контракта в формате двух последних цифр года;
  • 3-22 цифры - идентификационный код заказчика, состоящий из кода формы собственности, ИГТГТ и КПП;
  • 23-26 цифры - номер закупки в плане закупки;
  • 27-29 цифры - номер закупки в плане-графике;
  • 30-33 цифры - общероссийский классификатор продукции относительно вида экономической деятельности;
  • 34-36 цифры - код вида расходов.

няты (даны) после утверждения планов закупок и не приводят к изменению объема бюджетных ассигнований;

  • г) изменение доведенного до государственного заказчика, действующего от имени РФ, объема прав в денежном выражении, изменение показателей планов финансово-хозяйственной деятельности соответствующих федеральных государственных бюджетных учреждений, а также изменение соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;
  • д) реализация решения, принятого по итогам обязательного общественного обсуждения закупки;
  • е) использование в соответствии с законодательством РФ экономии, полученной при осуществлении закупки;
  • ж) выдача предписания органами контроля в сфере закупок, в том числе об аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
  • з) изменение сроков и (или) периодичности приобретения товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • и) возникновение иных существенных обстоятельств, предвидеть которые на дату утверждения плана закупок было невозможно.

Планы-графики представляют собой перечень закупок продукции на финансовый год, сформированный в соответствии с планами закупок по установленной форме, и являются основанием для осуществления закупок.

На 2016 г. заказчики составляют план-график закупок в соответствии с правилами, действовавшими до вступления в силу Закона о контрактной системе с учетом особенностей, которые установлены Приказом Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015. Данный акт формулирует особенности размещения в ЕИС планов-графиков размещения заказов па 2015-2016 гг. Таким образом, в 2016 г. заканчивается переходный период между Законом о контрактной системе и Законом о размещении закупок.

Важно знать

Традиционным (и самым трудоемким) способом размещения плана-графика в ЕИС является его заполнение на сайте zakupki.gov.ru «с нуля» или путем копирования плана-графика за предыдущий год. Кроме периодов, когда работа на сайте невозможна по техническим причинам (в такие периоды можно использовать оффлайн- клиент сайта), трудность заполнения формы плана-графика заключается в отсутствии удобных калькуляторов и справочников для расчета сроков проведения закупок, указания кодов, расчета НМЦК (цены контракта). Отсутствуют сервисы, которые предупреждают об ошибке заполнения данных, к примеру, при выборе способа закупки. Специализированные платные программы направлены на автоматизацию действий контрактных управляющих, помогают отслеживать и предупреждать возможные ошибки, содержат удобные сервисы для формирования расчетных данных.

Напомним, что регламентации переходного периода посвящена гл. 8 Закона о контрактной системе - «Заключительные положения». В частности, ими установлены случаи, когда: а) изменения в планы закупок и планы-графики закупок не вносятся; б) в отчет об исполнении контракта о соблюдении промежуточных и окончательных сроков исполнения контракта не включается информация об исполнении контракта в части его соответствия плану-графику (п. 3 ст. 112 Закона о контрактной системе).

С 1 января 2016 г. заказчики обязаны обосновывать все закупки, которые включаются как в план закупок, так и в план-график закупок, в том числе доказывая соответствие планируемых закупок целям, установленным Законом о контрактной системе. Обоснованию в плане-графике закупок подлежит НМ ЦК или цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований).

Действует следующая система нормативно-правовых актов, регламентирующих процесс формирования, утверждения и изменения планов-графиков закупок.

  • В отношении обеспечения федеральных нужд постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 установлен порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения федеральных нужд.
  • В отношении обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией на основе требований, установленных постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 1 .
  • Требования к форме плана-графика также установлены постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553 и постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 для обеспечения федеральных нужд и нужд субъектов РФ, муниципальных нужд соответственно.
  • Порядок размещения планов-графиков в ЕИС установлен постановлением Правительства РФ от 29.10.2015 № 1168.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

  • 1) идентификационный код закупки;
  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная ПМЦК, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата), этапы оплаты (если предусмотрена поэтапная оплата);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения критерия);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта.

В отношении централизованных закупок, совместных закупок, осуществляемых закрытыми способами, могут быть предусмотрены особенности включения в план-график информации о таких закупках, устанавливаемые Правительством РФ. Кроме того, перечень информации, включаемой в план-график, может быть дополнен Правительством РФ, высшими исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, местными администрациями.

План-график формируется ежегодно на очередной финансовый год в соответствии с планом закупок. Он включает информацию о закупках в течение года, но если период осуществления закупки превышает срок, на который утверждается план-график закупок, в план-график закупок также включаются сведения о закупке на весь срок исполнения контракта. В этом случае в план-график включаются общее количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд и сумма, необходимая для их оплаты, на весь срок исполнения контракта по годам, следующим за финансовым годом, на который утвержден план-график.

Разработкой плана-графика закупок (равно как и плана закупок) занимается контрактная служба, контрактный управляющий, к разработке и размещению плана привлекается уполномоченный орган, учреждение в рамках возложенных полномочий (при централизованных закупках). Ими осуществляется не только разработка плана-графика, но и подготовка изменений в него, а также размещение в ЕИС утвержденных планов-графиков и изменений к ним. При формировании плана-графика закупок ответственным лицам необходимо осуществить ряд действий.

В частности, необходимо собрать информацию обо всех видах продукции (товарах, работах, услугах), которую планируется закупить в течение года: наименование объектов закупки, минимальные требования к ним и примерные сроки поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг. По результатам этой работы формируется совокупный годовой объем закупок, от величины которого необходимо определить: 1) минимальный объем закупок у СМП, СОНКО; 2) максимальный объем закупок путем проведения запроса котировок, закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Также следует учитывать, что, например, в план-график 2016 г. включаются закупки, которые планируется осуществить именно в этом году, при том что закупка начинается с момента размещения в ЕИС извещения (направляется приглашение принять участие) либо с момента заключения контракта (п. 2, 3 Закона о контрактной системе).

Важно знать

СГОЗ включает весь объем финансового обеспечения, которое будет направлено (доведено) заказчику в течение календарного года (п. 16 ст. 3 Закона о контрактной системе). В этот объем также включаются денежные средства на оплату контрактов, заключенных в предыдущих годах.

Собрав необходимую информацию о закупках, ответственные лица заказчика заполняют утвержденную форму плана-графика закупок. Форма плана-графика предполагает заполнение сведений о заказчике, описание условий контракта, условий финансового обеспечения закупки, указание кода размещения заказа (КБК, по которому будет произведена оплата закупки), указание способа закупки и срок начала процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Важно знать

Если заказчик не планирует осуществлять закупки в следующем финансовом году, ему, тем не менее, необходимо разработать и сформировать план-график закупок, заполнив сведения о заказчике, и разместить в ЕИС не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Сроки и порядок утверждения плана-графика, так же как и в случае с утверждением планов закупок, зависят от типа заказчика. По общему правилу план-график утверждается заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансовохозяйственной деятельности в соответствии с законодательством РФ.

Государственные заказчики, действующие от имени РФ, при разработке плана-графика руководствуются сроками, установленными главными распорядителями средств федерального бюджета, органами управления государственными внебюджетными фондами РФ. В указанные сроки они формируют планы-графики закупок (после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в ГД РФ), при необходимости уточняют их. После доведения объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств утверждают план-график в течение 10 рабочих дней со дня доведения объема прав.

ФГБУ при разработке плана-графика руководствуются сроками, установленными органами, осуществляющими функции и полномочия их учредителя. Момент начала работы над разработкой плана совпадает с государственными заказчиками. ФГБУ при необходимости уточняют планы-графики закупок и в течение 10 рабочих дней после утверждения планов финансовохозяйственной деятельности утверждают план-график закупок.

ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, также формируют планы-графики закупок после внесения проекта федерального бюджета, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ на рассмотрение в ГД РФ. После уточнения (при необходимости) заключения соглашений о предоставлении субсидий план-график утверждается в течение 10 рабочих дней со дня заключения соглашений о предоставлении субсидий. Напомним, что субсидии предоставляются для осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности РФ или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность РФ.

ФГБУ, ФГАУ, ФГУП, имущество которых принадлежит на праве собственности РФ, осуществляющие закупки в рамках переданных им полномочий государственного заказчика, начинают формирование плана- графика закупок так же, как и иные указанные выше типы заказчиков. Так же, как и государственные заказчики, действующие от имени РФ, они уточняют при необходимости планы-графики и в течение 10 рабочих дней после доведения на лицевой счет по переданным полномочиям объема прав в денежном выражении утверждают его.

Важно знать

Положение ч. 11 ст. 21 Закона о контрактной системе, в соответствии с которым закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены, вступает в силу с 1 января 2017 г.

Утвержденный заказчиком план-график подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты его утверждения. Планы-графики на 2016 г. размещаются с учетом положений приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015. В частности, в нем указаны случаи (п. 7) размещения плана-графика в день его утверждения; а также случаи внесения изменений не позднее, чем за 1 день до дня размещения извещения (направления приглашения принять участие) (п. 8).

Внесение изменений в план-график но каждому объекту закупки может осуществляться не позднее, чем за 10 дней до дня размещения в ЕИС извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом. Внесенные изменения также подлежат размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней с даты изменения плана-графика.

Размещение в ЕИС планов закупок, планов-графиков закупок осуществляется заказчиками:

  • а) в форме машиночитаемого электронного документа, подписанного уполномоченным должностным лицом заказчика электронной подписью;
  • б) с учетом порядка функционирования ЕИС;
  • в) по форме в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 553, постановлением Правительства РФ от 05.06.2015 № 554;
  • г) на русском языке (наименования иностранных юридических и физических лиц, а также товарных знаков могут быть указаны с использованием букв латинского алфавита).
  • Формирование, утверждение и ведение планов закупок осуществляются от лица соответствующих органов (органов управления), передавших данным заказчикам свои полномочия.
  • Планы закупок и планы-графики закупок федеральные заказчики размещаютв ЕИС посредством взаимодействия ЕИС и ИС «Электронный бюджет». Заказчикисубъектов РФ и муниципальные заказчики размещают данные путем заполненияэкранных форм в ЕИС или взаимодействии ЕИС и региональных (муниципальных)ИС (порядок вступает в силу 1 января 2017 г.).
  • Кроме того, уполномоченными органами может быть определена дополнительная информация, включаемая в планы закупок. Для обеспеченияфедеральных нужд состав дополнительной информации определяет Правительство РФ. Для обеспечения нужд субъектов РФ и муниципальныхнужд - высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и местные администрации соответственно. Основаниями для внесения изменений в утвержденные планы закупокв случае необходимости являются: а) приведение планов закупок в соответствие с утвержденными изменениями целей осуществления закупок, требований к закупаемой продукции;
  • дней со дня утверждения требований, установленных постановлением ПравительстваРФ от 05.06.2015 № 554.
  • Закон о контрактной системе запрещает размещение в ЕИС документации о закупке, извещений об осуществлении закупки (приглашений принять участие в закупке, проводимой закрытым способом), которые не соответствуют информации, указанной в планах-графиках. Для обеспеченияреализации данной нормы установлен перечень случаев внесения в план-график изменений:
  • увеличение или уменьшение НМЦК, цены контракта, заключаемогос единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенногообязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
  • использование в соответствии с законодательством РФ экономии,полученной при осуществлении закупки;
  • выдача предписания органами контроля в сфере закупок, в том числеоб аннулировании процедуры определения поставщиков (подрядчиков,исполнителей);
  • возникновение иных обстоятельств, предвидеть которые на датуутверждения плана-графика закупок было невозможно. Размещение планов-графиков в ЕИС осуществляется в следующемпорядке. Планы-графики подлежат размещению не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете. В случае еслиплан-график содержит сведения, составляющие государственную тайну, онподлежит размещению за исключением такого рода сведений.

Планирование закупки товаров - один из важнейших этапов деятельности любого современного учреждения, предприятия. Он предназначен для формирования подготовительной документации при необходимости приобретения продукта, заказа работ, услуг. Наиболее актуальная сфера для муниципалов, госкомпаний. Разработано несколько методов планирования, рассматриваемых в рамках специализированных образовательных курсов. Безусловно, теоретические выкладки применимы на практике, область их приложения исключительно широкая. Во многом это обусловлено и требованиями действующего законодательства к обоснованию приобретений муниципалов, госструктур.

Начало без ошибок - залог успеха

В настоящее время практикуется планирование закупок по ФЗ 44. Этим документом на федеральном уровне декларировано, насколько важна процедура составления плана. Требования к составлению проекта приобретений впервые появилось в 2013 г., и с тех пор проще для реализации отдельными учреждениями ситуация точно не стала. Правовые нормативы, актуальные для наших дней, требуют планировать приобретения в строгом соответствии с законами, тщательно документируя каждый шаг, любую операцию.

Организация закупок, составление плана - задачи, которые при неизменности закона в наше время решаются с применением более современных методик. Это позволяет при повышенной экономической эффективности результата придерживаться установленных норм. Система планирования закупок - залог положительного результата всего мероприятия. Потребности важно анализировать, учитывая объемы выделяемых на предприятие средств. Конечно, оптимальный вариант - это выделение финмасс в тех количествах, которые требуются конкретному учреждению для реализации всех запланированных сделок, но бюджетные ограничения редко позволяют воплотить все 100%.

Сделать все правильно

Между прочим, актуальность и сложность вопроса планирования планов закупки, составления проектов видна уже из того обилия специализированных изданий, что выпускаются в последнее время, раскрывая различные тонкие аспекты, нюансы вопроса. Многое обусловлено сложной экономической ситуацией в державе, на основании чего требования закона ужесточаются, равно как и контроль за их соблюдением. Есть и положительная сторона: удается эффективно предупредить злоупотребления, коррупционную составляющую, неэффективную растрату бюджетных накоплений.

Планирование закупок на год - самый часто встречающийся вариант. Не будет лишним составление планов и на длительный промежуток времени (пятилетка), но они формируются лишь в общих чертах. Бывают и кратковременные планы (например, на месяц), но такие отражают лишь текущие потребности предприятия. Годовой план - это не просто список необходимого к приобретению, но еще и документ, демонстрирующий перспективы учреждения, его стратегию развития, совершенствования рабочего процесса. Нередко к плану прилагается пояснительная записка, обосновывающая необходимость каждого из перечисленных пунктов. Это позволяет предупредить подозрения в злоупотреблении и доказать нужду в выделении средств.

Основные задачи: разбирая примеры закупки

Планирование, осуществление закупок могут оказаться зоной ответственности, которой предприятие пренебрегает. В такой ситуации качество оказания услуги, произведенного в результате рабочей деятельности учреждения продукта будет достаточно низким, а сроки - затянутыми. Если не удалось проработать правильно цену контракта, спланировать приобретение, есть вероятность неэффективного расходования средств, что может расцениваться как правонарушение с вытекающими последствиями.

Планирование муниципальных закупок позволяет предупредить непредвиденную отмену операции. Инициатором блока сделки могут выступить контролирующая инстанция, подрядчик или само учреждение, внезапно обнаружившее ошибку и по причине этого вынужденное в срочном порядке прекратить сотрудничество по договоренности. Это приводит к временным потерям, финансовым. Заказчик, неправильно оформивший закупочный процесс, может столкнуться со штрафными санкциями. В частности, из действующих законов следует, что должностное лицо, безответственно, некорректно подобравшее метод закупки, вынуждено отвечать: наказание достигает 50 000 рублей.

Одно за другим

На современных предприятиях планирование закупок осуществляется посредством систематизированного подхода к вопросу с использованием эффективных электронных, вычислительных средств, программных комплексов. Это позволяет минимизировать вероятность человеческой ошибки. Последовательность операций представляет собой формирование плана, его согласование с вышестоящими инстанциями, исполнение задуманного. Уже на этапе подготовки необходимо обосновать все запланированные операции, проверить соответствие поставленным перед учреждением целям, а также нормировать закупку. Последнее предполагает контроль качества приобретаемого продукта, заказываемой услуги относительно действующих требований, ожидаемых потребительских качеств. На этапе плана анализируют необходимое количество продукта и предельную цену, по которой его можно приобретать.

Управление планированием закупок включает организацию общественного обсуждения мероприятия. Особенно актуально это для ряда сделок, для которых в законах оговорена гласность. Есть такие мероприятия, реализовывать которые, не проведя предварительно общественное исследование с оценкой итогов, просто нельзя. В настоящее время для организации такого шага активно используются самые современные средства и способы коммуникации, технические решения, информационные технологии.

Бумажкам нет конца!

Планирование государственных и муниципальных закупок предполагает формирование плана-графика, закупочного плана. Второй тип документации введен с 2016-го. Первый практиковался и раньше, форма его остается неизменной уже несколько лет. График формируется на год. Закупочный план составляется на средний срок и включает в себя все наименования продукции, необходимой учреждению и закупаемой у поставщика. В норме такой документ охватывает трехлетний временной промежуток, так как именно на этот период формируется бюджет.

Планирование закупок бюджетников - особенно непростой вопрос. Необходимо ориентироваться на ФЗ, принятый в 2011 под номером 223. Им декларированы возможности составления гибкого плана, охватывающего двенадцатимесячный промежуток. Некоторые закупки обосновывать не нужно. Это касается перечня, подпадающего под нормативы второй части пятнадцатой статьи упомянутого ранее 44-го ФЗ. У бюджетников есть право корректировать планы в соответствии с необходимостью. Нет ограничения по срокам, причинам.

Все по плану

Закупки в бюджетном планировании в формате графика предполагают в качестве фундамента использовать документацию, разработанную на трехлетний промежуток и описывающую основные потребности учреждения. Далеко не всякое юрлицо с первого раза может успешно сформировать такой закупочный план, который можно воплощать в реальность, поэтому законом оговорены возможности внесения коррективов в те документы, что уже опубликованы через специализированную информационную систему.

Зачастую изменения необходимо вносить по мере обнаружения потребностей в товарах, которые выявить раньше не получилось. Через электронный бюджет планирование закупок представляет собой довольно гибкий процесс, можно добавлять новые пункты, особенно если финансовые возможности для их воплощения обусловлены экономией на торгах, уже прошедших к моменту корректировки. Внести изменения можно, когда это стимулируется итогами общественного обсуждения, если таковое было организовано как удовлетворение требования законов.

Закупочная логистика

Чтобы планирование закупок (электронный бюджет, ведомый посредством современных программных продуктов, оказывает существенную помощь специалистам) было максимально эффективным, организовывать вести мероприятия, учитывая требования логистики. При составлении плана нужно ориентироваться в потребностях предприятия, издержках, связанных с рабочими процессами, складских пространствах, доступных для использования. Играют роль и количество материала, необходимое для производственного процесса, сроки, в которых оно должно быть поставлено. Чтобы добиться успеха, нужно учитывать ресурсы поставщиков, возможности организовать собственное производство некоторых расходных материалов, применимых для изготовления конечного продукта, оказания услуги.

Формирование с учетом всего указанного плана закупок в бюджетном планировании применительно к государственным, частным компаниям позволяет наладить рабочий процесс без простоев и финансовых потерь, обусловленных излишками приобретения, порчей расходного сырья. Чтобы выявить, как много материалов нужно (а именно этот показатель является базовым для вычисления большинства прочих), необходимо освоить несколько типовых методов вычислений. Для применения их к конкретной компании предварительно нужно собрать максимально полную информационную базу о применении сходного сырья в промышленности ранее.

Сколько нужно?

Один из методов планирования закупок - оценка объемов продукции, которую необходимо произвести, на основании потребности клиента в ней. Зная, насколько значим в текущий момент спрос на товар, можно обоснованно рассчитать, как много сырья понадобится. Для упрощения вычислений формируют списки с продуктами, материалами, учитывают время, необходимое на поставку разных позиций, длительность хранения. Если некий расходный материал можно изготовить своими силами, нужно заранее рассчитать, как велики на это временные затраты.

Зная временные промежутки, оценивают брутто-потребность позиций, получаемых от поставщика, изготавливаемых своими силами. На ее основании определяют чистую потребность, анализируя уже существующие запасы, сделанные заказы и запланированные производственные объемы. Среди заказов могут быть те, что сделаны ранее для предыдущей серии товара. При планировании нового производственного цикла их учитывать не нужно.

Колебания спроса

Этот способ планирования закупок актуален, когда интерес потребителя можно описать волновым графиком с повторяющимися элементами. Чтобы добиться сглаживания, необходимо оценить, как велико фактическое потребление продукта за уже истекший временной промежуток, выявить соотношение с заранее для него рассчитанными показателями. На новый период прогноз представляет собой вычисленный для прежнего временного промежутка показатель, к которому прибавляется корректирующая величина - количество товара, умноженное на коэффициент значимости.

Альтернативный вариант

Еще один метода планирования закупок - детерминированный. К такому прибегают, когда известно, за какой срок нужно исполнить поступивший заказ, как много материала для него требуется, в какой срок расходное сырье будет поставлено.

Иногда наиболее применим на практике стохастический подход. Базой для проведения расчетов выступают методы статистики, математики. Применяя специализированные формулы, можно оценить, какая потребность в продукте ожидается, и на основании этого спланировать закупку расходного материала.

Прибегая к накопленному опыту персонала, можно реализовать эвристический подход к планированию закупок.

Всему свое время

Планирование государственных закупок, частных предполагает наличие максимально полной информационной базы относительно производственного процесса и результата его приложения. Необходимо предоставить аналитикам доступ к точным сведениям о движении расходных материалов, комплектующих, запчастей. Должны быть данные обо всех этапах от момента исследования рынка закупок до поступления приобретенного на склад.

Чтобы логистическая закупочная система хорошо работала, нужно знать, что за материалы используются в производственном процессе. Формирование плана закупок предполагает согласованное взаимодействие разных лиц, трудоустроенных на предприятии. Планирование государственных закупок (а в равной степени - в частных компаниях) вынуждает наладить взаимные связи между разными отделами, подразделениями, филиалами юрлица. Только тщательно организованное взаимодействие позволяет гарантировать правильность расчетов, анализа, выбор в пользу оптимального метода формирования закупки. Совместная работа позволяет определиться в пользу наилучшей ценовой политики, заключить выгодный договор с поставщиком, отследить количество поступившего, имеющегося, израсходованного сырья. Логистика включает контроль за сроками поставок, размещением сырья в пределах складских территорий.

Ничего лишнего

Посредством организации логистики закупок можно добиться минимального наличия запасов на складе при бесперебойной поставке расходного сырья на производственный процесс. Чтобы планирование было эффективным, нужно точно сформулировать, какие именно позиции требуются и в каком объеме, в какой временной промежуток точно они должны быть в распоряжении цехов, как велики возможности известных поставщиков. Логисты оценивают текущие возможности склада, прорабатывают пути организации производственного процесса расходного сырья посредством собственных мощностей.

Закупаем с умом

Во многом планирование закупок тесно связано с выбором конкретного формата сотрудничества с поставщиками. В последнее время наиболее широко распространенный вариант - оформление тендера. Он в равной степени применим и к государственным предприятиям, учреждениям, и при поиске поставщика частником. Понятие тендера пришло в экономику довольно давно. Организация торгов - область ответственности заказчика, оглашающего конкурсные условия на поставку продукта, оказание услуг. В рамках аукциона желающие могут вступить в конкуренцию за право заключения договора с заказчиком на заранее оглашенных условиях. Правила, которым будет подчинено сотрудничество, необходимо сформулировать, опубликовать заранее. Для этого заполняется полный пакет конкурсной документации с указанием сроков всех этапов взаимной работы. Перечисляются наименования продуктов, услуг, цены, устраивающие заказчика.

Классический тендер представляет собой процедуру с участием обилия конкурентов. Выиграть право заключения договора непросто, зато сам по себе процесс экономически эффективный, справедливый. Организация его возложена на руководителей предприятия, выступающего в роли заказчика. На фирме собирают комиссию по закупкам, состав которой утверждается начальствующим составом. Эти специалисты готовят пакет документов, оформляют все необходимое для выставления условий на всеобщее обозрение. Необходимо помнить о действующих нормативных, правовых актах, регламентирующих тендеры, аукционы.

Внимательно и досконально

Все заявки, пришедшие в ограниченные конкурсом временные рамки, должны быть проанализированы участниками закупочной комиссии. Относительно каждого из вариантов формулируется общее решение: принимать предложение, назначать потенциальное лицо подрядчиком либо отклонить вариант. Определяясь в пользу конкретного исхода, нужно свериться с условиями конкурса, проанализировать особенности всех поступивших предложений. Идеальный исход процедуры - заключение договоренности по минимальной возможной цене при соблюдении всех требований и условий заказчика. Беспристрастность, открытость, прозрачность - основные преимущества такой процедуры.

При формулировании требований к исполнителям руководствоваться нужно не только собственными интересами, но и средними предложениями по рынку. Если заказчик выставляет заведомо невыгодные условия, вряд ли найдутся желающие подписаться на подобное сотрудничество, по итогам тендера не появится ни одной заявки. Чтобы не оказаться в такой неприятной ситуации, ведущей к срыву сроков поставок, нужно формулировать адекватные предложения. Один из путей, к которым прибегают в последнее время все чаще - установка условий, максимально возможных для заказчика. Каждый потенциальный подрядчик предлагает свои варианты, соответствующие по цене либо более доступные, и уже на основании анализа всех поступивших заявок можно выбрать самый удачный путь сотрудничества.

Как проводим?

Планируя закупки в форме тендера, необходимо сперва проанализировать ценовые предложения рынка, составить сводную базу котировок, сравнивая разных поставщиков, после чего приступать непосредственно к организации конкурса. В сопроводительной документации указывают требования к цене договора, срокам его исполнения, квалификационному уровню и качеству продукта. Каждый из участников по итогам тендера получает индивидуальный номер, первый предназначен победителю. Если таковой отказывается от заключения соглашения, приоритетом будет обладать второй по списку и так далее. В процессе проведения тендера запрещен контакт участников комиссии и представителей заинтересованных потенциальных подрядчиков.

Белов Валерий Евгеньевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского и семейного права Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА).

Статья посвящена новеллам законодательного регулирования процесса планирования в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Рассматриваются вопросы, тесно связанные с планированием: обоснование закупок, нормирование закупок, общественное обсуждение закупок. Обращается внимание на необходимость расширения горизонта планирования в рамках формируемой контрактной системы.

Ключевые слова: контрактная система; закупки товаров, работ, услуг; государственные и муниципальные нужды; планирование.

Planning in contract system

Belov Valery Yevgenyevich, Candidate of Law, Associate Professor of Civil and Family Law Department of Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

The article is devoted to novels of legislative regulation of planning process in purchasing system in sphere of goods, works, services procurement for public service. It considers the issues, closely connected to planning: substantiation of procurements, norming of procurements, public hearings of procurements. Attention directed to necessity of extension of planning horizon under forming purchasing system.

Key words: purchasing system; procurement of goods, works, services; state and municipal requirements; planning.

Особое внимание в Федеральном законе от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <1> (далее - Закон о контрактной системе), вступающем в силу с 1 января 2014 г., уделено вопросам планирования. В частности, это нашло отражение в содержании принципа единства контрактной системы в сфере закупок. В ст. 11 рассматриваемого Закона применительно к указанному принципу говорится об обеспечении государственных и муниципальных нужд посредством планирования и осуществления закупок, их мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок.

<1> СЗ РФ. 2013. N 14. Ст. 1652.

Вопросам планирования закупок посвящена отдельная глава рассматриваемого Закона. Следует отметить, что в ныне действующем Федеральном законе от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) <2> лишь вскользь упоминаются рассматриваемые вопросы <3>. В Законе о контрактной системе рассматриваемые вопросы, касающиеся планирования, изложены достаточно развернуто и систематизированно.

<2> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
<3> В соответствии с ч. 7 ст. 16 Закона о размещении заказов порядок размещения на официальном сайте и форма планов-графиков размещения заказа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. На основании данной нормы издан Приказ Минэкономразвития России N 761, Казначейства России N 20н от 27 декабря 2011 г. "Об утверждении Порядка размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков" // Российская газета. 2012. 22 февр.

В соответствии со ст. 16 Закона о контрактной системе планирование закупок осуществляется посредством формирования, утверждения и ведения заказчиками двух видов документов:

планов закупок, формируемых на срок, соответствующий сроку действия соответствующего закона о бюджете;

планов-графиков, содержащих перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (на очередной финансовый год).

В рассматриваемом Законе отмечается, что планирование закупок осуществляется исходя из целей осуществления закупок. К последним в соответствии с данным Законом, помимо прочего, отнесены достижение целей и реализация мероприятий, предусмотренных:

государственными программами Российской Федерации (в том числе федеральными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования федерального уровня);

государственными программами субъектов Российской Федерации (в том числе региональными целевыми программами, иными документами стратегического и программно-целевого планирования регионального уровня);

муниципальными программами (ст. 13).

Таким образом, закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд рассматриваются в качестве механизма реализации различного уровня среднесрочных и долгосрочных программ социально-экономического развития страны.

Статья 17 Закона о контрактной системе посвящена планам закупок. В последних, в частности, должны быть отражены цели осуществления закупки, наименование и объем закупаемых товаров (работ, услуг), обоснование закупки, информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги (при необходимости).

Планы закупок могут быть изменены в случаях, установленных Законом, в частности, при изменении целей осуществления закупок либо требований к закупаемым товарам (работам, услугам).

Закон о контрактной системе предполагает, что план закупок должен быть сформирован государственным или муниципальным заказчиком при составлении и рассмотрении проектов соответствующих бюджетов и утвержден в течение 10 рабочих дней после доведения до соответствующего заказчика объема его прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение соответствующих обязательств. План закупок бюджетного учреждения должен быть сформирован последним при планировании его финансово-хозяйственной деятельности и утвержден в течение 10 рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. План закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана.

Законом предусмотрено, что Правительством РФ должны быть установлены порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд, требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд, а также требования к форме планов закупок и порядку размещения таких планов в единой информационной системе <4>. Положения Закона, касающиеся планов закупок, вступают в силу с 1 января 2015 г.

<4> Следует отметить, что Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым утвержден План мероприятий по реализации Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". В соответствии с данным документом в 2013 - 2015 гг. должны быть разработаны и приняты 53 постановления и распоряжения Правительства РФ, а также 14 ведомственных нормативных правовых актов.

Как уже было отмечено, кроме планов закупок на основе последних должны будут составляться планы-графики закупок. В ст. 21 рассматриваемого Закона определено содержание планов-графиков. В них, в частности, должны быть отражены наименование и описание объекта закупки, дополнительные требования к участникам закупки (при необходимости), способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и соответствующее обоснование.

План-график должен быть разработан и утвержден заказчиком в течение 10 рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждение плана финансово-хозяйственной деятельности.

В план-график должны быть внесены соответствующие изменения в случае внесения изменений в план закупок, а также в ряде иных случаев, установленных Законом. К последним, в частности, отнесены случаи увеличения или уменьшения начальной (максимальной) цены контракта либо цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также изменения до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса.

План-график, а также вносимые в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения данного документа.

Положения ст. 21 Закона о контрактной системе, касающиеся планов-графиков, вступают в силу с 1 января 2015 г. Единственным исключением является норма о том, что заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены (ч. 11 ст. 21). Данные положения вступят в силу с 1 января 2016 г.

Как и в отношении планов закупок, Правительством РФ применительно к закупкам всех уровней должны быть установлены соответствующие требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов-графиков, а также требования к их форме и порядку размещения в единой информационной системе.

В Законе о контрактной системе отмечается, что особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон об оборонном заказе) <5>.

<5> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7600.

В этой связи следует отметить, что оборонный заказ формируется на основе ряда программных документов. К последним, в частности, относятся военная доктрина; планы строительства и развития Вооруженных Сил России, других войск, воинских формирований и органов; государственная программа вооружения; долгосрочные (федеральные) целевые программы в области обороны и безопасности государства. Детальный порядок формирования государственного оборонного заказа установлен Постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2005 г. N 724 "О порядке разработки проекта государственного оборонного заказа и его основных показателей" <6>. В соответствии с утвержденными Правилами проект оборонного заказа разрабатывается в три этапа:

<6> СЗ РФ. 2005. N 50. Ст. 5310.

  1. разработка предложений по основным показателям оборонного заказа и их составу, оптимизация показателей и их увязка с параметрами перспективного финансового плана страны;
  2. выработка предложений по основным параметрам оборонного заказа - по номенклатуре, объемам продукции (работ, услуг) и прогнозируемым ценам на нее; формирование проекта основных показателей оборонного заказа;
  3. формирование проекта оборонного заказа и представление в Правительство РФ.

С вопросами планирования (формированием планов, планов-графиков закупок) неразрывно связан и ряд других вопросов, нашедших непосредственное отражение в гл. 2 Закона о контрактной системе, посвященной планированию в сфере закупок.

Обоснование закупок. В ст. 18 рассматриваемого Закона отмечается, что обоснование закупки осуществляется заказчиком при формировании плана и плана-графика закупок и заключается в установлении соответствия планируемой закупки целям осуществления закупок, о которых говорилось ранее. При формировании плана закупок должна быть обоснована необходимость закупки того или иного объекта (объектов) с учетом реализуемой цели закупки и требований к закупаемым товару, работе, услуге. При этом должны учитываться предельные цены на соответствующий товар (работу, услугу), а в случае необходимости и нормативные затраты на обеспечение функций государственных и муниципальных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами. Другими словами, речь идет об обосновании того, что закупается и какие денежные средства выделяются на ту или иную закупку. Решение данной задачи является особо актуальной на фоне многочисленных фактов, свидетельствующих о закупках (попытках закупки) заказчиками товаров, необходимость закупки которых либо вообще отсутствует, либо речь идет о необоснованно дорогостоящих автомобилях, мебели и т.п.

При формировании плана-графика обоснованию подлежат начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а также способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и дополнительные требования к участникам закупки.

Закон содержит положение о том, что при проведении мониторинга, аудита или контроля в сфере закупок должна будет проводиться оценка обоснованности закупки, в результате чего закупка может быть признана необоснованной. Последствиями такого признания станет выдача предписаний об устранении нарушений и привлечение к административной ответственности виновных лиц. Порядок обоснования закупок и форма обоснования будут установлены Правительством РФ. Таким образом, от обоснования лишь начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренного в ныне действующем Законе о размещении заказов, должен быть осуществлен переход в том числе к обоснованию самого предмета закупки, т.е. решение вопроса, не только по какой цене закупать, но и что конкретно следует (можно) закупать. Рассматриваемые нормы об обосновании закупок вступят в силу с 1 января 2015 г.

С вопросом обоснования закупок неразрывно связан и вопрос нормирования в сфере закупок . В ст. 19 Закона о контрактной системе, посвященной данному вопросу, содержится определение понятия "нормирование". Под последним понимается "установление требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов". Закон расшифровывает и составляющую данного определения, касающуюся требований к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам. Под такого рода требованиями понимаются "требования к количеству, качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации". Вполне очевидно, что если речь идет, например, о требованиях к закупаемым мебели или автомобилю, то они могут и должны отличаться в зависимости от того, для кого этот товар закупается (главы администрации сельского поселения или губернатора). В то же время и в первом, и во втором случае должны существовать определенные ограничения, касающиеся предмета закупки.

Правительством РФ должны быть установлены общие правила нормирования, включая общие требования к порядку разработки, принятия, содержанию и обеспечению исполнения актов о нормировании, а также общие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены на них) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков.

На основании вышеуказанных общих правил соответствующими органами исполнительной власти будут установлены правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, нужд субъектов Российской Федерации и муниципальных нужд. Требования по нормированию будут разработаны и для иных заказчиков: казенных, бюджетных и автономных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий. Акты по нормированию также подлежат размещению в единой информационной системе.

Общественное обсуждение закупок. Рассматриваемый вопрос нашел отражение в Указе Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" <7>. В данном акте в части совершенствования бюджетной, налоговой политики, повышения эффективности бюджетных расходов и государственных закупок говорится о реализации мер по обеспечению обязательного предварительного публичного обсуждения размещаемых заказов на поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. руб., включая формирование начальной цены контрактов. Фактически речь идет о форме общественного контроля в рассматриваемой сфере: налогоплательщику не должно быть безразлично, на какие цели расходуются соответствующие денежные средства.

<7> СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2333.

Письмом Правительства РФ от 2 августа 2012 г. N АД-П13-4450 <8> предусмотрено общественное обсуждение крупных закупок с начальной (максимальной) ценой контракта свыше 1 млрд. руб. Федеральные органы исполнительной власти должны обеспечить применение с 10 августа 2012 г. в своей деятельности положений подготовленного Минэкономразвития России порядка общественного обсуждения закупок товаров (работ, услуг) для государственных и муниципальных нужд на сумму свыше 1 млрд. руб. при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, а также нужд федеральных государственных бюджетных учреждений (далее также - порядок общественного обсуждения) <9>.

<8> www.economy.gov.ru
<9> www.economy.gov.ru

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в свою очередь рекомендовано организовать применение государственными и муниципальными заказчиками с указанной даты в своей деятельности положений подготовленного Минэкономразвития России порядка.

В ст. 20 Закона о контрактной системе говорится о том, что Правительство РФ должно будет установить случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок и порядок такого обсуждения. При этом в нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований можно будет предусмотреть иные случаи обязательного общественного обсуждения закупок соответственно для региональных и муниципальных нужд, а также порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

Последствием обязательного общественного обсуждения закупок может стать внесение изменений в планы и планы-графики закупок, документацию о закупках. В определенных случаях закупки могут быть вообще отменены. Закупки, подлежащие обязательному общественному обсуждению, не могут быть осуществлены без проведения такого обсуждения.

Положения ст. 20 Закона об обязательном общественном обсуждении закупок должны вступить в силу с 1 января 2016 г. До этого времени будет сохранен ныне действующий порядок общественного обсуждения закупок.

В гл. 2 Закона о контрактной системе также содержатся нормы о начальной (максимальной) цене контракта и цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (ст. 22). Определение и обоснование соответствующих цен должны осуществляться заказчиком с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативного метода; тарифного метода; проектно-сметного метода; затратного метода. В случае невозможности применения указанных методов заказчик вправе применить иные методы. При этом требуется в обоснование соответствующих цен включить и обоснование невозможности применения вышеуказанных методов. В данной статье выделяются признаки идентичных и однородных товаров (работ, услуг), а также признаки сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок <10> будут разработаны методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

<10> В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru) Министерство экономического развития РФ определено в качестве федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Статья 23 Закона о контрактной системе посвящена идентификационному коду закупки и каталогу товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Порядок формирования идентификационного кода закупки будет устанавливаться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной и банковской деятельности.

С 1 января 2017 г. наименование объекта закупки в установленных законом случаях будет указываться в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будут обеспечиваться федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Правительство РФ должно будет установить порядок формирования и ведения в единой информационной системе указанного каталога, а также правила его использования.

Необходимо обратить внимание на сроки планирования в контрактной системе, позволяющие говорить лишь о краткосрочном планировании. В то же время в ряде программных документов отмечается необходимость перехода не только к среднесрочному, но и к долгосрочному планированию (прогнозированию) в рамках формируемой контрактной системы. Так, вопросы, связанные с формированием контрактной системы России (в том числе в части планирования и прогнозирования), были затронуты в Послании Президента России Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г. <11>. В этом программном документе, в частности, говорится о необходимости определения на ближайшие три года прогнозных планов закупки новейшего оборудования, лекарственных средств, иной высокотехнологичной продукции со стороны государства и крупных госкомпаний. Согласно рассматриваемому документу в дальнейшем предполагается расширить горизонт прогнозирования до 5 - 7 лет, т.е. речь идет о переходе к среднесрочному планированию (прогнозированию) в рассматриваемой сфере.

В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 2227-р <12> (далее - Стратегия инновационного развития), вопросам формирования контрактной системы посвящен п. 3 разд. VIII "Инновационное государство". В соответствии с данным программным документом предполагается, что контрактная система позволит осуществлять средне- и долгосрочное планирование государственных закупок и информировать предпринимательский сектор о прогнозируемой потребности в инновационной продукции, которая будет востребована в рамках перспективного государственного заказа. Особо выделено направление, связанное с формированием прогнозов (на 5 - 7 лет) и планов государственных закупок, включающих инновационный компонент.

<12> СЗ РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

Пока же согласно нормам рассматриваемого Закона планирование в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будет носить краткосрочный характер, не выходя за рамки трехлетнего периода.

В заключение необходимо отметить следующее.

Принятие Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" является важным этапом в дальнейшем развитии правового регулирования отношений в рассматриваемой сфере, в том числе в части планирования и связанных с ним вопросов обоснования и нормирования закупок, их общественного обсуждения и т.д. В перспективе следует говорить о переходе от краткосрочного к среднесрочному и долгосрочному планированию в рамках формируемой контрактной системы.

1) идентификационные коды закупок, определенные в соответствии со статьей 23

2) наименование объекта и (или) наименования объектов закупок;

3) объем финансового обеспечения для осуществления закупок;

4) сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;

5) информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

6) иная информация, определенная порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

3. Правительством Российской Федерации устанавливаются:

1) требования к форме планов-графиков;

2) порядок формирования, утверждения планов-графиков, внесения изменений в такие планы-графики;

3) порядок размещения планов-графиков в единой информационной системе.

4. Правительство Российской Федерации вправе установить особенности включения в план-график информации о централизованных закупках, совместных конкурсах и аукционах, закупках, при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а также об отдельных закупках, предусмотренных пунктом 7 части 2 статьи 83 , пунктом 3 части 2 статьи 83.1 , частью 1 статьи 93 и статьей 111 настоящего Федерального закона.

5. Планы-графики формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы-графики включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы-графики закупок на весь срок планируемых закупок.

6. План-график формируется государственным или муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

7. План-график формируется государственным, муниципальным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями в соответствии с требованиями настоящей статьи при планировании финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, государственного, муниципального унитарных предприятий и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения соответственно плана финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального учреждений, плана (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственного, муниципального унитарных предприятий.

8. Планы-графики подлежат изменению при необходимости:

1) приведения их в соответствие в связи с изменением установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам (в том числе предельной цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов;

2) приведения их в соответствие в связи с изменением доведенного до заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, изменением показателей планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности государственных, муниципальных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий, изменением соответствующих решений и (или) соглашений о предоставлении субсидий;

3) реализации решения, принятого заказчиком по итогам обязательного общественного обсуждения закупки в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;

4) использования в соответствии с законодательством Российской Федерации экономии, полученной при осуществлении закупки;

5) в иных случаях, установленных порядком, предусмотренным пунктом 2 части 3 настоящей статьи.

9. Внесение в соответствии с частью 8 настоящей статьи изменений в план-график может осуществляться не позднее чем за один день до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом либо в случае заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона - не позднее чем за один день до дня заключения контракта.

10. Не допускаются размещение в единой информационной системе извещений об осуществлении закупки, документации об осуществлении закупки, направление приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, если такие извещения, документация, приглашения содержат информацию, не соответствующую информации, указанной в планах-графиках.

11. Особенности планирования закупок в рамках государственного оборонного заказа устанавливаются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".

Задачи планирования закупок товаров, работ и услуг муниципальными учреждениями определяются основными целями 44-ФЗ и направлены на повышение эффективности использования финансовых средств результативности закупок, обеспечение гласности и прозрачности всех процедур.

Планирование закупок осуществляется исходя из определенных целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения:

  • - планов закупок;
  • - планов-графиков.

Ст. 17 44-ФЗ предусматривает обязанность заказчиков формировать планы закупок. Порядок формирования утверждения и ведения планов закупок для обеспечения федеральных нужд должен быть определен Правительством РФ.

В рамках ч. 5 ст. 17 Правительством определены требования к порядку формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения муниципальных нужд, а также форма такого плана (постановление Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043). Постановление Правительства РФ от 21.11.2013 N 1043 (ред. от 29.10.2014) О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг// Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 25.11.2013

В соответствии с ч.2 ст. 17 планы закупок должны включать в себя:

  • 1. идентификационный код закупки;
  • 2. цель осуществления закупки;
  • 3. наименование объекта (объектов) закупки;
  • 4. объем финансового обеспечения для осуществления закупки;
  • 5. сроки (периодичность) осуществления планируемых закупок;
  • 6. обоснование закупки;
  • 7. информация о закупках товаров, работ, услуг, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнического или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также предназначены для проведения научных исследований, экспериментов, изысканий, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования);
  • 8. информация об обязательном общественном обсуждении закупки товара, работы или услуги.

Планы закупок формируются заказчиками исходя из целей осуществления закупок, а также с учетом требований к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугами (или) нормативных затрат на обеспечение функций муниципальных органов.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством РФ. Требования к форме планов закупок и порядок размещения таких планов в единой информационной системе устанавливаются Правительством РФ.

План закупок формируется муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ с учетом положений бюджетного законодательства и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством РФ,

План закупок формируется бюджетным учреждением в соответствии с требованиями при планировании финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения и утверждается в течение десяти рабочих дней после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения. Утвержденный план закупок подлежит размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней со дня утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющий государственную тайну.

Планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Они формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

В план-график включается следующая информация в отношении каждой закупки:

  • 1) идентификационный код закупки;
  • 2) наименование и описание объекта закупки с указанием характеристик такого объекта, количество поставляемого товара, объем выполняемой работы, оказываемой услуги, планируемые сроки, периодичность поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обоснование закупки, размер аванса (если предусмотрена выплата аванса), этапы оплаты (если исполнение контракта и его оплата предусмотрены поэтапно);
  • 3) дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований) и обоснование таких требований;
  • 4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и обоснование выбора этого способа;
  • 5) дата начала закупки;
  • 6) информация о размере предоставляемых обеспечения соответствующей заявки участника закупки и обеспечения исполнения контракта;
  • 7) информация о применении критерия стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работы объекта (в случае применения указанного критерия) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • 8) информация о банковском сопровождении контракта.

Порядок формирования, утверждения и ведения планов-графиков закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд устанавливается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией с учетом требований, установленных Правительством Российской Федерации.

Требования к форме планов-графиков и порядок их размещения в единой информационной системе устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2013 г. N 1044 (начало действия документа 01.01.2015) О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов-графиков закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов-графиков закупок товаров, работ, услуг // Собрание законодательства РФ", 02.12.2013, N 48, ст. 6253

План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

План-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, а также в следующих случаях:

  • 1) увеличение или уменьшение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • 2) изменение до начала закупки срока исполнения контракта, порядка оплаты или размера аванса;
  • 3) изменение даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
  • 4) реализация решения, принятого заказчиком по итогам проведенного обязательного общественного обсуждения закупок и не требующего внесения изменения в план закупок;
  • 5) в иных случаях в соответствии с порядком формирования, утверждения и ведения планов-графиков.

Внесение изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.

Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.