Как правильно настроить работу нси в компании. Единая система управления нормативно-справочной информацией (нси). Базовое программное обеспечение

В условиях перехода к цифровой экономики компании окончательно убедились, что данные - это актив, который важно правильно хранить, обрабатывать, анализировать, используя для принятия решений и построения прогнозов. Эффективность этих процессов обеспечивает единое хранилище, в которое должны быть загружены проверенные качественные данные. Задача их консолидации из разных источников подразумевает сопоставление и синхронизацию справочников в различных ИТ-системах. Именно для этого бизнесу нужны системы управления нормативно справочной информацией (НСИ).

По данным TAdviser, объем рынка систем управления НСИ составляет около 1,5 млрд рублей на конец 2017 года. Спрос на эти решения растет на 20-25% в год - прямо пропорционально росту цифровизации бизнеса. Ускорению динамики способствует рост проникновения облачных сервисов на отечественном рынке (на уровне около 20% в год), а также запуска инициатив по информатизации государства и общества в рамках реализации программы .

Общий путь к цифровизации диктует необходимость в единой базе знаний о клиентах, продуктах и т.д. Для успеха цифровых инициатив нужно эффективно управлять данными, которые прежде необходимо собрать воедино – чтобы сформировать достоверное и корректное предоставление «единой версии правды» для всех структурных подразделений. Соответственно, растет спрос на инструменты для сопоставления и консолидации данных, которые обеспечивают быстрый доступ к информации, независимо от ее источника, анализ закономерностей и отклонений, а также безопасное распространение данных.

В фокусе внимания

Представители бизнеса становятся все более требовательными к качеству НСИ и процессам управления ей. Также вопросы к качеству НСИ возникают и на местах, у специалистов. Чем более резко увеличиваются объемы накапливаемых организациями данных, тем выше требования к производительности информационных систем. Объемы справочников постоянно растут. От современных решений в области управления НСИ ждут возможности поддерживать работу более чем с 1 млрд записей.

Если 10 лет назад, в конце нулевых годов XX века, под задачами НСИ чаще понимался процесс миграции справочников в рамках внедрения учетных информационных систем, то в 2018 году бизнес подходит к задачам управления НСИ более осознанно и структурно, с привлечением функциональных подразделений, непосредственно использующих эту информацию в бизнес-процессах. Происходит уточнение задач, связанных не только с оборудованием и материалами, но и с контрагентами и прочими справочными данными.

Сложившееся положение требует более высокого уровня автоматизации и формализации: все, что может быть «зашито» в четкий автоматизированный алгоритм, должно быть формализовано, т.к. без жестких правил работа с НСИ превращается в хаос. Также вовлечение различных подразделений бизнеса в проекты НСИ увеличивает их длительность. В качестве решения на первый план выходят современные средства автоматизации качества данных с использованием механизмов , - комментирует Баир Данилов, руководитель направления НСИ компании IBS

По состоянию на 2018 год до 75% этого рынка приходится на консалтинг и около 25% занимают лицензии. Такая ситуация обусловлена тем, что помимо непосредственного создания справочника, компаниям необходима его интеграция с другими информационными системами, а для справочников клиентов - с системами защиты персональных данных, отмечают в «Крок ».

Новые тренды

В числе «горячих» глобальных технологических трендов, меняющих рынок НСИ , эксперты IBS отмечают расширение объема управления справочниками, т.е. управление не только основными данными – контрагентами и материалами, но и единым планом счетов, производственными активами и другими необходимыми справочниками для ключевых бизнес-процессов предприятия. Также в фокусе - автоматизация процесса проверки НСИ, в том числе с помощью технологий машинного обучения , разработка единых стандартов ведения контрагентов и материалов, а также создание цифровых экосистем, в которых производители и покупатели могут свободно обмениваться прозрачной информацией о товарах и сделках.

Определяющим трендом остается улучшение . Технологии машинного обучения позволяют проводить более качественную дедупликацию в автоматизированном режиме. В целом развитие заметно меняет ранее сложившиеся подходы к работе с НСИ – повышается эффективность распознавания и корректировки данных, добавляется возможность использовать мультимедийную информацию, делать данные нагляднее и пр.

Сегодня интерес к качеству НСИ демонстрируют не только гиганты экономики, но и компании среднего бизнеса. В IBS отмечают рост количества запросов на проекты НСИ со стороны фармацевтики, пищевой промышленности, машиностроения и сельского хозяйства. В том числе этот интерес подстегивают импортозамещающие инициативы – как раз внедрение НСИ позволяет решить задачу поэтапного и рационального импортозамещения зарубежных решений.

Топ-8 игроков российского рынка систем управления НСИ

Крок IBS SDI Solution «НЦИТ «Интертех» TaskData Ланит ЕАЕ-Консалт Navicon
Выручка по проектам НСИ 2016 135 млн руб. 99,9 млн руб. 63,3 млн руб. 51,9 млн руб. 44 млн руб. 28 млн руб. 11,2 млн руб. 7,5 млн руб.
Динамика выручки по проектам НСИ 2016/2015 13% 6% 32% 50% 90% 10% -10% Рост
Количество проектов НСИ 2017 4 7 7 Завершено 6, в реализации 2 6 5 4
Количество проектов НСИ 2016 В реализации 4, завершен 1 4 7 4 5 3 4
Используемые решения/ платформы Крок НСИ Suite, Talend Platform for MDM, MDM, Informatica MDM , ряд систем Oracle , а также отечественная платформа «Юнидата» SAP , Ataccama, собственная разработка (20%), 1С MDM собственная разработка Semantic MDM. СУБД Microsoft SQL Server , Oracle , PostgreSQL * собственная разработка - программная платформа по управлению систем НСИ Ontologic (зарегистрирована в Реестре российского ПО № 4114 от 11.12.2017);

2. Горно-металлургическая компания - создание Автоматизиро- ванной системы управления нормативно-справочной информации, разработка классификатора МТР, нормализация справочника МТР и справочника контрагентов. Более 2000 пользователей. На базе SAP MDM, SAP PI, SAP Portal, SAP BPM.

3. ФОИВ - Консолидация и очистка полученной информации, интеграция решения в корпоративную ИС. На базе Informatica MDM, Informatica Power Center, Informatica Data Quality, Oracle BPM.

1. Объединенная двигателе- строительная корпорация - «Создание и внедрение Корпоративной системы управления нормативно-справочной информации на платформе Системы управления НСИ «Semantic»

2. Разработка автоматизиро- ванной системы управления нормативно-справочной информации АО «Концерн «Калашников» на платформе системы управления НСИ «Semantic».

3. «Разработка автоматизиро- ванной системы «Управление электронными справочниками предприятия» для нужд ПАО «РКК «Энергия» .

1. Проектирование, реализация и ввод в промышленную эксплуатацию корпоративной системы управления НСИ Группы «Интер РАО» ;

2. Создание Единой системы нормативно-справочной информации Государственной нефтяной компании Азербайджанской республики (ГНКАР, SOCAR);

3. Создание единой системы управления нормативно-справочной информацией в Компании ЗАО «АБИ Продакт»;

4. Внедрение системы управления НСИ (расширенные справочники) ПАО «ГМК Норильский никель» ;

5. Нормализация Единого справочника МТР и выполнение мэппинга в записях Единого номенклатурного справочника в рамках проекта по внедрению единой концепции управления корпоративной НСИ ПАО «Полюс» ;

6. Создание методико-регламентной базы нормативно-справочной информации в части справочника материально-технических ресурсов и нормализации справочника МТР ООО «Иркутская нефтяная компания» ;

7. Создание Единой системы управления нормативно-справочной информацией основных данных группы компаний «Силовые Машины».

1. Отраслевой центр разработки и внедрения информаци- онных систем (ОЦРВ). Разработана функцио- нальность первой очереди АСОУП-3, в состав которого входит Автоматизиро- ванный комплекс ведения НСИ.

2. Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз). Создание подсистемы управления нормативно- справочной информацией (ПНСИ).

3. Объединенная приборо- строительная корпорация (ОПК). Проект по построению макета системы управления НСИ в рамках реализации проекта «Сетевая интегриро- ванная расчетно- информационная управляющая система» (СИРИУС) - централизо- ванной системы управления закупками ОПК.

1. Развитие автоматизиро- ванной системы ведения НСИ в одном из крупнейших банков России (на платформе Microsoft с использованием системы ведения НСИ NORMA, база данных Oracle).

2. Разработка системы ведения НСИ для "Газпромбанк " (на платформе Microsoft с использованием системы ведения НСИ NORMA, СУБД Microsoft SQL Server).

КССС 8 очередь - перевод справочников на платформу IBM MDM, интерфейсов на шину SAP PI, контроль качества данных НСИ;

Интеграция КССС с 1С ДО - интеграция справочника Контрагенты с системами 1С в ДО;

КССС-НСИ РРЭМ - перевод и создание справочников РРЭМ на платформе IBM MDM, интерфейсов на шину SAP PI. Используется СУБД Oracle для нижнего слоя хранения и для витрины данных НСИ.

1. Food Union (консолидация отчетности от нескольких филиалов и производств, возможность принимать управленческие решения на основе постоянно обновляющегося набора данных, реализация в облачной среде Microsoft Azure).

2. Газпром Газэнергосеть (автоматизация загрузки агрегированных данных из учетных систем дочерних и зависимых обществ (ДЗО) в корпоративное хранилище данных (КХД) в центральном офисе).

3. Специализиро- ванный депозитарий «Инфинитум Специализированный депозитарий » (оптимизация бизнес- процессов в части ведения нормативно-справочной информации, оптимизация архитектуры путем создания централизо- ванного хранилища НСИ, устранение дублей и двойного ввода данных)

Самые масштабные проекты по количеству справочников в 2015-2017 1. Проект 1. Объем справочников - более 30.

2. Проект 2. Объем справочников: около 20.

3. Проект 3. Объем справочников - более 200.

1. Проект АО «ОДК» . Объем справочников - более 20.

Интеграция КССС с 1С для SIP - 31 организация Группы ЛУКОЙЛ;

КССС-НСИ РРЭМ - ПАО ЛУКОЙЛ и 4 НГДО

1. Специализиро- ванный депозитарий "Инфинитум" (около 40 000).

Федеральное Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

Национальный Исследовательский Технологический Университет "МИСиС"

Кафедра автоматизированных систем управления

Курсовая работа по курсу

"Теория систем и системный анализ"

Выполнил : Авдошина Ольга

Группа: МА-10-1/И810-4

Преподаватель : Морозов Е.А.

Москва2014

1.Определение нормативно-справочной информации 3

2.Проблемы и потребности компаний к системе управления НСИ. 3

3.Едина система управления НСИ (ЕС НСИ) 5

4.Создание автоматизированной системы управления НСИ 8

4.1.Анализ НСИ 8

4.2.Выбор архитектуры и оценка стоимости создания автоматизированной системы управления НСИ 10

4.3.Внедрение 15

5.Лица, ответственные за ведение НСИ 16

6.Эффективность внедрения 18

7.Список использованной литературы 20

  1. Определение нормативно-справочной информации

В основе работы каждой автоматизированной системы лежит нормативно-справочная информация (НСИ). НСИ – это условно-постоянная часть всей корпоративной информации, не претерпевающая существенных изменений в процессе повседневной деятельности организации. В состав НСИ входят: словари, справочники и классификаторы, элементы которых (например, коды, наименования материалов, услуг, контрагентов, единицы измерения и т.п.) используются при формировании текущих документов.

Справочные данные используются в автоматизированных системах при формировании оперативных документов, планировании и отчетности. Соответственно, качество этой плановой, оперативной и отчетной информации напрямую зависит от качества НСИ. Ошибки в управлении, связанные с некачественной информацией, обходятся бизнесу иногда много - миллионными потерями.

  1. Проблемы и потребности компаний к системе управления нси.

В компаниях, как правило, используется несколько автоматизированных систем, поддерживающих различные бизнес-процессы, в которых независимо друг от друга ведутся одни и те же справочники. Такая совершенно типичная ситуация вызывает следующие проблемы:

Дополнительные расходы на независимое ведение одних и тех же справочников;

Дополнительные расходы, связанные с обеспечением информационного взаимодействия систем, использующих различные справочники одних и тех же объектов НСИ;

Большая трудоемкость и высокая затратность формирования консолидированной отчетности на основе данных, в которых одни и те же объекты справочных данных (товары, услуги, контрагенты) имеют различные коды и наименования;

Низкое качество нормативно-справочных данных.

Что значит “некачественные” нормативно - справочные данные? Это справочные данные, которые:

Имеют проблемы структуризации МТР по группам;

Дублирующиеся или противоречивые данные справочника материально-технических ресурсов (товары и услуги) в 70 % случаев приводят к значительному увеличению складских запасов предприятия и образованию неликвидов. Например:

Отсутствие нужных параметров в описании товара в справочнике может привести к тому, что будет закуплен товар, не отвечающий требуемым характеристикам. В результате, на складах образуются неликвиды;

Наличие дублей в справочнике не позволит корректно выполнить автоматическое сведение всех заказанных одноименных МТР с целью получения сводной заявки. В результате заказ будет размещен у поставщика разными партиями и компания не получит скидку за размещение заказа большого объема, а следовательно, закупка будет выполнена по более высокой цене;

Использование разных кодов и наименований МТР различными подразделениями не позволяет производить анализ наличия МТР на складах и использования имеющихся запасов, вместо закупки новых МТР, что также приводит к финансовым потерям.

Низкое качество данных НСИ является следствием отсутствия специализации в ведении НСИ. Задачи повышения эффективности бизнеса, необходимость построения современного фундамента для развития ИТ-ландшафта компаний, построение новых корпоративных ERP-систем и развитие существующих требуют повышения эффективности управления нормативно - справочными данными. Внедрение Единой системы управления НСИ решает эту задачу.

УДК 004.37.01

А.Х. Жиляев,
Институт информатики и
проблем регионального управления
КБНЦ РАН, н.с., г.Нальчик.

Введение

Создание единого информационного пространства – необходимое условие эффективного управления различными объектами, будь то предприятие, ведомство, регион или государство. Формирование единой среды предполагает интеграцию управленческих процессов, сопровождающуюся нормализацией информационных потоков. Часто, перемещение информации на разных уровнях и частях объекта управления поддерживается различными информационными и учетными системами. Соответственно, возникает необходимость интеграции этих систем. Набирающие силу процессы глобализации мировой экономики, есть – по сути – интеграционные процессы. Такие интеграционные задачи особенно актуальны для России в связи с предстоящим вступлением во Всемирную Торговую Организацию (ВТО).

Задача интеграции информационных и учетных систем состоит из двух взаимосвязанных частей: интеграции данных и следующей за ней интеграции приложений. Выполняя интеграцию данных, следует провести унификацию и стандартизацию нормативно-справочной информации (НСИ). .

НСИ - это условно-постоянная часть всей информации в информационной системе (ИС), в отличие от текущей информации, формируемой непосредственно в процессе работы в ИС. В состав НСИ входят: справочники, словари, линейные и иерархические списки, классификаторы, реестры, кодификаторы, данные из которых используются при формировании текущих документов.

Для обозначения подобной справочной информации в англоязычной литературе используется термин Master Data (мастер-данные, основные данные), а задачи управления ею получили название Master Data Management (MDM).. Однако, в русском языке сейчас чаще применяется понятие нормативно-справочная информация (НСИ), которое появилось в дисциплинах, касающихся управления народным хозяйством, еще в докомпьютерные времена. В данном случае определение “нормативная” отражает тот факт, что проблема создания справочников должна решаться с учетом отраслевых, государственных и международных стандартов.

Если сегодня такие термины как, например, АСУ (Автоматизированные Системы Управления) или ИС (Информационные Системы) стали уже привычными, то аббревиатура «СУ НСИ» (Система Управления Нормативно-Справочной Информацией) нередко вызывает недоумение. Даже тот смысл, который лежит за ее расшифровкой, понятен зачастую только специалистам. НСИ – это не просто база данных, а сложно организованная система с множеством перекрестных ссылок между отдельными справочниками и классификаторами. Особенно важен механизм поддержки актуальности справочной информации. Требования к полноте, точности и актуальности информации в системе НСИ гораздо жестче, чем в обычной БД, так как при функционировании любой информационной системы, в том числе АСУ, информационное наполнение прикладных задач зависит от данных НСИ. НСИ является "фундаментом" всей ИС и управление этой системой должно быть централизованным. На рисунке 1. данные НСИ показаны нижним уровнем, "информационным фундаментом" всей структуры ИС.

Рис. 1 Уровни информационной системы

Именно централизованное ведение системы НСИ, подчиненное единому регламенту и обеспеченное единой технологической средой, позволяет поддерживать унификацию данных, полноту, целостность и актуальность всех входящих в ее состав справочников и классификаторов. Следовательно – иметь эффективно работающую ИС, решающую реальные задачи.

Разработка полноценного программного обеспечения для управления НСИ началась всего несколько лет назад. Ведущие производители программного обеспечения в последнее время уделяют все больше внимания средствам управления НСИ (в англоязычном варианте MDM, Master Data Management – управление основными данными).

Решение задач интеграции трудно представить без централизованного управления НСИ. Проблема управления НСИ возникает даже в таких автоматизированных и информационно обеспеченных структурах как банки или страховые компании. Системы управления НСИ позволяют не только аккумулировать данные из нескольких объединенных банковских систем, например, для формирования отчетности по нескольким учетным системам; но и решать задачи оперативного управления НСИ.

В России отсутствует единый центр формирования НСИ, аналогичной ГОСТам. И, хотя, в последнее время вступили в силу новые законы, связанные с разработкой и обращением электронных технических документов, они еще не оказали заметного влияния на ситуацию.

Роль НСИ в информатизации региона

Важная роль в реализации стратегии развития сферы информационных технологий в нашей стране принадлежит региональной информатизации. В последнее время в субъектах Российской Федерации активизировались работы по использованию информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности регионов. Этому способствовало проведение федеральными органами государственной власти ряда мероприятий и принятие нормативных документов в сфере использования информационных технологий на федеральном, ведомственном, региональном и муниципальном уровнях. Одним из таких документов, призванным способствовать решению задач по комплексной информатизации региона является постановление Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.

Особая роль НСИ отводится также в программах информатизации отраслей и ведомств. Например, в опубликованном 31 марта 2010г. проекте Концепции Информатизации Здравоохранения особо подчеркивается, что информационные системы в здравоохранении должны проектироваться с учетом стандартов и регламентов и базироваться на единой НСИ. (В состав НСИ, применяемой в сфере здравоохранения, социального развития и трудовых отношений Российской Федерации входит всего 163 различных классификаторов и справочников)..

На уровне региона – цель реализации инфраструктуры НСИ в автоматизированных системах управления – создание единой системы справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах субъекта РФ, а также формирование базовых учетных реестров, обеспечивающих сбор и хранение предоставляемой информации по основным объектам управления регионом. Система управления НСИ, являясь централизованным хранилищем и единственным поставщиком общей НСИ для всех инфраструктурных и ведомственных информационных систем региона должна обеспечить информационную совместимость локальных информационных систем и приложений «электронного правительства» субъекта.

Очевидно, следующим шагом в развитии сферы информационных технологий в РФ должна стать последующая интеграция ведомственных, региональных и муниципальных ИС на федеральном уровне. Эта задача интеграции государственных ИС настолько сложна, что помимо стандартизации документов (например, на основе XML) и инфраструктуры интеграции в виде программного обеспечения, маршрутизации XML-документов, нужны усилия государства и в области стандартизации описания данных.

Примером инициативы в этой области является стандарт e-GMS (UK GoverNmeNt Metadata StaNdard), принятый в Великобритании. . Многие страны взяли за основу, так называемое «Дублинское ядро», включающее 15 элементов описания информации:

  • заголовок;
  • автор или создатель;
  • тема и ключевые слова;
  • описание;
  • публикатор;
  • другие контрибуторы;
  • дата;
  • тип ресурса;
  • формат;
  • идентификатор ресурса;
  • источник;
  • язык;
  • связи;
  • область (coverage);
  • управление правами.

Помимо самих элементов в «Дублинском ядре» имеются, так называемые, уточнения элементов, например: «Дата создания», «Дата публикации», «Дата окончания действия» и пр. Страны могут не только использовать это ядро, но и добавлять к нему любые дополнительные элементы, которые они считают необходимыми. Кроме того, первым инструментом при поиске информации, как правило, является просмотр категорий. Поэтому в рамках инициатив разработки стандартов на государственные метаданные определяются стандарты на список категорий (инструмент первичного поиска без использования ключевых слов).

Выводы

При знакомстве с законодательством, направленным на регулирование вопросов оказания государственных и муниципальных услуг в электронном виде, и организацию межведомственного информационного взаимодействия на государственном и муниципальном уровнях, видно:

  • фактическое отсутствие в нормативных правовых актах обязательных для выполнения требований к стандартизации информационных технологий и программного обеспечения, используемого в государственных информационных системах, необходимых для обеспечения межведомственного обмена информацией;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых чётких требований к справочникам, классификаторам и схемам данных информационных систем, используемых в межведомственном информационном обмене;
  • отсутствие в нормативных правовых актах единых и обязательных для реализации всеми федеральными, региональными и муниципальными органами власти механизмов предоставления информации и оказания государственных услуг в электронном виде. .

На сегодняшний день, как в РФ, так и за рубежом, основная сложность реализации проектов в области оказания электронных услуг на государственном, региональном и муниципальном уровнях, а также, аналогичных межведомственных проектов, в условиях, когда требуются существенные усилия по интеграции данных и приложений, заключается не в применении тех или иных конкретных технологий, а в организации процесса принятия соответствующих стандартов и согласования архитектур информационных технологий различных организаций и ведомств.

Проекты в области оказания электронных услуг на государственном, региональном, муниципальном и ведомственном уровнях, которые осуществляются правительствами разных стран, предусматривают следующие основные типы стандартов:

  • стандарты данных;
  • стандарты межведомственного обмена информацией;
  • стандарты метаданных (и поиска информации);
  • стандарты безопасности.

Нужна единая современная методология ведения НСИ, иначе, по мере увеличения количества данных, система окажется неуправляемой.
Должны быть детально прописаны регламент и методика наполнения справочников и классификаторов, иначе будет чрезвычайно сложно обеспечить качественную и упорядоченную работу экспертов по ведению НСИ. Нужно четкое разграничение сфер компетенции и ответственности пользователей НСИ и экспертов по ее ведению.

Необходима высокоэффективная современная технология и система управления НСИ, решающая задачу многопользовательского доступа к ней с возможностью физического разграничения полномочий, реализующая взаимодействие пользователей с экспертами и обеспечивающая легкое масштабирование системы при наращивании как самой базы НСИ, так и количества обслуживающих экспертов.

Литература:
1. "Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом Российской Федерации 07 февраля 2008 г. № Пр-212);
2. Проект постановления Правительства РФ "О порядке формирования и использования базовых классификаторов, справочников и реестров при оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме" от 31.08.2010 г.
3. "Обзор НСИ", Издание Минэкономразвития, 2010г
4. "Концепция создания информационной системы в здравоохранении на период до 2020 года», 2010г.
5. Полотнюк И. "Метаданные как базис интеграции", PC Week/RE (492), 2005г.
6. Ray Wang, Rob Karel. «Trends 2008: Master Data Management» 2008.

В 21 веке мы вступили в такой период развития, когда представить жизнь без электронно-вычислительных машин и программного обеспечения к ним совершенно невозможно, которые помогают нам в повседневной жизни, увеличивают производительность отдельно взятого специалиста, ускоряют течение времени.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня.

В наш пресвященный и информационный век большое значение имеет быстрый поиск всех интересующих нас вопросов, начиная от способа открывания консервной банки без открывалки и заканчивая запросом нормативного документа федерального уровня. Любое юридическое действо сопровождается соответствующей документацией. Поэтому в государственном документообороте таких документов еще больше, ведь эта сфера достаточно масштабная.

Любую справочно-информационную базу можно объединить в одно обобщающее название - нормативно-справочная информация . Безусловно, система требует наличия таких сотрудников, которые бы работали с ней. Специально для этого в фирме создается отдел, работа которого целиком посвящена тому, что работники ведут управление НСИ. Ведение нормативно-справочной информации - довольно ответственное дело, требующее обязательного внимания и высокого профессионализма.

Нормативно-справочная информация - это комплекс всех информационных вопросов и ответов на них, которые появляются в самых разных сферах жизнедеятельности человека. Такая система состоит из огромного количества информации, которая передает всю необходимую информацию из различных областей человеческой жизни.

Хорошим примером для понимания НСИ являются специальные справочные информационные базы, представляющие собой перечень нормативных правовых законодательных актов, указов и законов. Такой работой должен заниматься специальный отдел.

Как правило, такой справочник нужен каждому специалисту и учреждению, которые напрямую и в обычные дни сталкиваются с проблемным вопросом получения какого-либо законодательного акта. Абсолютно все законодательные акты хранятся именно в справочниках, их довольно много и часто бывает, что найти необходимый проблематично. А наличие справочников НСИ (кроме того, их классификаторов) в большей мере упрощают дело. Взять, к примеру, самый обычный справочник болезней, в котором любой человек по конкретным симптомам может приблизительно получить наименование своей болезни, а также методы и способы ее лечения. Также НСИ активно применяется в целях решения различных задач, имеющих узкую специализацию и предназначенные для специалистов узкого профиля. Другими словами, любая организация должна иметь при себе специальный отдел НСИ, который, в свою очередь, будет заниматься такими делами, как - ведение информации, управление информации и т.д.

В состав НСИ обычно входят следующие информационно-аналитические компоненты:

  • справочники
  • классификаторы, например, такие как ОКДП, ОКАТУ и т.д
  • различные словари

Все эти данные в целом представляют собой мощный инструмент, способный решать многосложные и многоуровневые задачи.

Особенности и достоинства НСИ

Совокупность нормативно-справочной информации - это довольно мощный инструмент для хранения и качественной систематизации информации, входящей в ее компоненты.

Важным достоинством системы НСИ является возможность создания отчетов любой сложности, что способствует удовлетворению любых, даже самых сложных требований пользователя.

В заключение можно добавить, что системы НСИ - это мощный инструмент работы, которые просто необходимы в любых трудовых процессах каждого предприятия, а также в процессах работы федеральных и муниципальных органах самоуправления.

H4 class="g-subhead">Определение нормативно-справочной информации (НСИ)

Нормативно-справочная информация предприятия представляет собой структурированную определенным образом условно-постоянную информацию, предназначенную в целях формирования и описания бизнес объектов и бизнес-процессов компании.

Чаще всего, нормативно-справочная корпоративная информация состоит из справочников, нормативных документов, словарей, классификаторов и других разновидностей понятий, призванных сформировать объединенное корпоративное пространство информации.

Основу НСИ организации составляют три основные группы:

  • Информационная составляющая. Сюда относятся классификаторы, справочники и нормативные документы.
  • Программно-техническое обеспечение. Сюда входит комплекс программных, а также технических средств, которые предназначены для сбора, хранения и редактирования информации. Также они предназначены для обеспечения доступа к данным.
  • Организационное обеспечение. Сюда относится система регламентов и организационная структура для ведения, контроля и сопровождения процедур анализа и преобразования данных.

Системы, использующиеся для поддержки справочной информации, в настоящее время, пользуются высоким спросом у заказчиков и проектных интеграторов. Российские крупные компании стараются не столько приобрести такие системы, сколько принять активное участие в разработке своих программных решений данного вопроса. Быть может, приобретение подобной системы покажется Вам довольно дорогой, но поверьте, что она того стоит.

НСИ в организациях и фирмах

Компании, которые первоначально обратили внимание на высокую значимость систем по поддержке нормативно-справочной информации и вложившие свои средства в их разработку, уже сегодня получают неплохую прибыль.

Существует несколько основных причин, по которым руководители крупных компаний стараются пользоваться системами нормативно-справочной информации в своих организациях:

  • Необходимость интеграции информационных систем, что, в свою очередь, позволит заметно снизить затраты организации на самые различные процессы ведения НСИ;
  • Возможность использовать единую систему кодов справочной информации - это позволит автоматизировать генерирование корпоративной отчетности;
  • Возможность заметно повысить уровень достоверности и качества нормативно-справочной информации с помощью устранения возможности дублирования данных;
  • Уменьшение затрат на получение и обработку нормативно-справочной информации без потери качества этой информации.

Дмитрий Гулько
Канд. техн. наук, президент
НЦИТ «Интертех»

Рассматривая проблему НСИ в контексте автоматизации бизнеса, важно понять, что вопреки распростаненному заблуждению НСИ не является частью ERP-системы: система НСИ предоставляет необходимый сервис всем бизнес- приложениям. А коль скоро это так, то известная концепция сервисно-ориентированной архитектуры оказывается очень плодотворной, когда речь идет о технологиях доступа к НСИ как со стороны различных бизнес-систем, так и состороны их пользователей.

«На данный момент в нашей компании существует столько-то разнородных информационных систем. Все они должны быть информационно связаны друг с другом, однако никак не решена проблема их интеграции. Мы пришли к выводу, что ключевая задача, которую необходимо решить для интеграции систем в единое информационное пространство, состоит в том, чтобы привести в порядок используемые справочники, прежде всего - справочник материалов...» Примерно так говорят практически все заказчики, обращаясь в НЦИТ «Интертех». В целом картина состояния нормативно-справочной информации (НСИ) на российских предприятиях выглядит печально (см. врезку «Проблемы сегодняшнего состояния НСИ»).

Одно из характерных заблуждений состоит в том, что система НСИ рассматривается не как самостоятельный надструктурный ИТ-компонент, а как «придаток» к той или иной ERP-системе. Вот и получается - сколько прикладных систем, столько и «придатков». На одном из крупнейших российских предприятий нефтехимического профиля при проведении обследования было обнаружено более 25 не связанных (!) справочников товарно-материальных ценностей (ТМЦ) и сырья. О какой консолидации информации, о каком мониторинге и оптимальном планировании может в этом случае идти речь?

На наш взгляд компаниям пора понять, что НСИ - не элемент ERP-системы, а часть общекорпоративной ИТ-инфраструктуры. От качества и надежности основных данных (т. е. НСИ) во многом зависит и качество собственно управленческой информации. Ведь никто пока не отменял принципа GIGO (garbage in - garbage out, что в смысловом переводе означает: «Если информационный мусор на входе, то такой же мусор и на выходе»).

Если не часть ERP, то что же?

Нормативно-справочная информация - это прежде всего информационный ресурс компании, формируемый внутри и получаемый, как правило, извне, содержащий стандарты, требования, правила, положения и прочую информацию, нормирующую и систематизирующую деятельность предприятия.
Более узко - в ИТ-системах нормативно-справочная информация (основные, или мастер-данные) определяется как совокупность условно-постоянных данных, на которых базируются процессы формирования учетных документов в компании (учреждении). В отличие от текущей информации, относящейся лишь к конкретному документу, НСИ, как правило, используется в разных документах, имеющих отношение к различным бизнес-процессам. В ИТ-системах НСИ обычно бывает представлена набором справочников и классификаторов (см. врезку «Состав системы НСИ»).

Не следует забывать, что наряду с информацией как таковой система НСИ включает комплекс средств её поиска, хранения, обработки и распределения, методов ведения, поддержания в актуальном состоянии, а также совокупность организационно-распорядительных документов и регламентов, регулирующих использование и ведение данных НСИ.

Рис. 1 . Схема единой системы НСИ

Единая система НСИ

В настоящее время вполне можно говорить о том, что понятие системы НСИ в современном прочтении характеризуется централизованным хранением соответствующих данных в репозитарии, наличием корпоративных стандартов ведения и использования НСИ, постоянной актуализацией данных службой НСИ и конечно же автоматизированным процессом ведения данных и обслуживания запросов пользователей. Общая схема единой системы (ЕС) НСИ приведена на рис. 1.
И раз уж мы ведем речь об автоматизации, то свойством, тесно сопряженным с обслуживанием запросов пользователей, является обеспечение «информационными услугами» ERP-систем, как, впрочем, и других бизнес-приложений. Сервис, предоставляемый со стороны ЕС НСИ пользователям и ERP-приложениям, можно классифицировать следующим образом:

  • доступ и многофункциональный поиск основных (мастер-) данных;
  • запросы в службу ведения НСИ на изменение/добавление данных;
  • запросы в службу ведения НСИ на установление ссылок или переходных ключей;
  • функции ведения данных НСИ (корректировки и добавления), доступные экспертам - специалистам службы НСИ;
  • доставка (репликация) данных НСИ в прикладные системы - потребители мастер-данных по запросу или по событию.

Подчеркнем также: взаимоотношения между ЕС НСИ и локальной системой разумно устанавливать именно по модели предоставления услуг, а это еще раз свидетельствует о том, что НСИ не является частью ERP-системы. При этом важно, что реализация данного механизма предоставления информационных сервисов со стороны НСИ никак не может носить частного, локального характера. В каждой компании необходимо обеспечить использование всеми её службами и подразделениями единой унифицированной системы НСИ, оптимизированной с учетом реальных требований бизнес-процессов.

Проблемы
сегодняшнего
состояния НСИ

Опрос, проведенный «Интертех» в одной из крупнейших российских компаний, показал весьма характерную картину сегодняшнего состояния НСИ, свойственную практически всем предприятиям с масштабным бизнесом. Целью опроса было выявление основных проблем и недостатков текущего состояния НСИ и методов ее поддержки «как есть», т. е. до начала проекта внедрения ЕС НСИ. В скобках приводится процент опрошенных, отметивших тот или иной недостаток.

Недостатки контента НСИ:
неполнота, противоречивость, недостоверность или некорректность в наименованиях, описаниях и других атрибутах объектов (43%);
присутствие устаревшей информации в справочниках (42%);
неунифицированность наименований объектов (37%);
наличие в справочниках дублированных объектов (32%);
отсутствие необходимых связей между элементами НСИ (20%);
ошибки в структуризации объектов (13%);
отсутствие классификаторов для больших справочников НСИ (13%);
недостаточный учет информационных потребностей структурных подразделений и бизнес-процессов в массивах НСИ (23%).

Недостатки процесса ведения НСИ:
низкая оперативность обновления информации (67%);
вероятность несогласованного ввода и изменения основных данных в справочниках работниками различных структурных подразделений (32%);
недостаточная функциональность и степень автоматизации системы ведения НСИ (29%);
неэффективная и разрозненная служба НСИ (23%);
сложность ведения НСИ традиционными средствами ERP-систем (18%).

Требования и принципы построения
единой системы НСИ

С целью обеспечения использования всеми службами и подразделениями компании унифицированной системы НСИ следует учесть четыре группы требований.

Методологические - к разработке и внедрению эффективной методологии ведения справочников и классификаторов в рамках единой системы НСИ, к поддержанию данных в актуальном состоянии, обеспечению полноты, устранению ошибок, контролю целостности и непротиворечивости данных.

Организационные - к единому регламенту использования справочников системы НСИ всеми службами и подразделениями компании и его сопровождения на основе уточненных требований к составу и структуре информации в справочниках.

Информационные - к составу и структуре информации в системе НСИ, а также к технологии ее ведения (вычистке, пополнению, корректировке).

Технические - к среде доступа пользователей к НСИ и работы экспертов службы ведения НСИ, к требуемому набору функций и информационных возможностей.

По сути всё вышеперечисленное является не чем иным, как требованиями к единой системе НСИ, но помимо этого можно говорить и о требованиях к данным этой системы. В таком случае очень важную роль играют критерии, которые на сегодня универсальны для любых типов корпоративных данных. Однако относительно к данным НСИ, жизненный цикл которых по определению превышает аналогичный цикл для оперативных данных, они имеют еще большее значение. Речь идет о полноте, непротиворечивости, корректности и актуальности. Вместе с тем помимо этих классических критериев (реализация которых на сегодня обеспечивается вполне отработанными методиками проектирования данных и надежными программными продуктами) существуют и более специфические, характерные именно для НСИ.

Это идентифицируемость и уникальность , которые обеспечивают однозначную и уникальную идентификацию данных, что необходимо для установления ссылок на них из других элементов НСИ и прикладных документов. Унификация позволяет применять единообразные правила написания/описания элементов НСИ, например, наименования материалов в справочнике ТМЦ, пользоваться унифицированным справочником единиц измерения (а не текстовыми полями в том же справочнике ТМЦ), использовать наименования контрагентов в соответствующем справочнике и т. п.

И, наконец, структуризация необходима для громоздких, многочисленных элементов/записей и информационных массивов, например справочника материально-технических ресурсов (МТР).

Состав системы НСИ

При рассмотрении структуры НСИ принято выделять следующие основные группы справочников.
1. Снабжение (материально-товарное обеспечение): справочник-классификатор ТМЦ (МТР, материалов), справочник контрагентов (поставщиков, производителей).
2. Сбыт: сбытовая номенклатура, тарифы на услуги, справочник клиентов (потребителей), справочники, используемые при подготовке договоров.
3. Финансы, бухгалтерия: справочники и классификаторы, используемые для учета активов и основных средств, бюджетирования, учета и контроля финансовых потоков, бухгалтерского и налогового учета; план счетов.
4. Производство, ТОРО: справочники технических объектов и оборудования, комплектующих изделий, запчастей, агрегатов и узлов, технологические карты и др.
5. Сервисы: справочник-классификатор услуг и работ, тарификаторы.
6. Оргструктура: справочники, описывающие оргструктуру компании, реквизиты подразделений, профили деятельности, взаимоотношения, подчиненность и т. п.
7. Кадры (трудовые ресурсы): нормативно-справочная информация, связанная с трудовыми ресурсами (управление персоналом, зарплата, социальные программы, обеспечение спецодеждой и т. д.).

Целесообразно также выделить принципы построения единой системы НСИ.

Корпоративность предусматривает необходимость использования ЕС НСИ в масштабе всей компании, ее структурных подразделений и предприятий.

Многоцелевое использование - система НСИ должна удовлетворять информационные потребности каждой функциональной группы пользователей, представляя ей индивидуально ориентированные срезы данных.

Полнофункциональность - ЕС НСИ должна компенсировать те или иные функциональные недостатки ERP- и других имеющихся в компании прикладных систем, связанные с поиском, обработкой и использованием НСИ.

Централизация функций хранения эталонного массива данных НСИ, ведения, создания новых и внесения изменений в существующие эталонные данные.

Адаптивность и масштабируемость системы по мере возникновения новых требований к составу и структуре данных НСИ с учётом организационных изменений в компании, изменений программно-технического ландшафта, увеличения нагрузки на информационную систему и числа пользователей.

Интегрируемость ЕС НСИ с существующими ERP- и другими корпоративными информационными системами.

Стандартизация и унификация форматов данных НСИ, способов их формирования и изменения на основе корпоративных организационно-распорядительных документов.

Преемственность - при первичном наполнении системы НСИ за основу берутся используемые в компании справочники и классификаторы, которые после консолидации и нормализации становятся её частью. Вновь создаваемые «эталонные» данные постепенно замещают старые.

Рис. 2. Этапы создания единой системы НСИ

Построение системы НСИ осуществляется поэтапно. В этой связи можно выделить консолидацию данных из прикладных систем, их гармонизацию, предусматривающую приведение данных к характерной для НСИ иерархической структуре с адекватной классификацией, а также переход на централизованное использование и ведение справочников, где задействуется служба НСИ. На рис. 2 показано три ключевых этапа построения системы НСИ.

Сервисно-ориентированная архитектура

Крупные компании (причём не только в России, но и в передовых странах по внедрению ИТ-приложений, таких как США, европейские государства и др.) по мере роста бизнеса, его диверсификации или перепрофилирования, укрупнения за счет слияний и поглощений сталкиваются с одними и теми же проблемами: в первую очередь это разноплатформенный (гетерогенный) ИТ-ландшафт, порождающий несогласованность информации в различных разобщенных корпоративных приложениях. Очень важно понять следующее: проблемы гетерогенного ИТ-ландшафта - это не только «историческое наследие». Это возможный путь развития .

Строить ли новую одноплатформенную универсальную суперсистему или пытаться использовать существующие ИТ-приложения, если они хоть в какой-то мере удовлетворяют потребностям бизнеса? Как построить корпоративную ИТ-стратегию, чтобы, с одной стороны, ИТ-обеспечение не отставало от растущего бизнеса компании, пополнялось новыми эффективными решениями, а с другой - сохранялись уже сделанные в ИТ-инфраструктуру инвестиции? Таковы извечные вопросы ИТ-директора.

Безусловно, отсутствие в крупных компаниях, на фоне гетерогенного ИТ-ландшафта, эффективной системы поддержки единой унифицированной НСИ - ключевая проблема автоматизации учетно-управленческих задач. Другая проблема - обеспечение взаимодействия эксплуатируемых систем. Третья - упорядочение, унификация функций (сервисов) в масштабе компании, устранение функционального дублирования. И, наконец, четвертая - возможность модульного наращивания ИТ-ландшафта «по кирпичикам».
Одним из подходов, дающих внятное решение упомянутых проблем, является сервисно-ориентированная архитектура (service-oriented architecture, SOA). При этом надо понимать, что SOA - это не какая-либо конкретная технология, а именно подход, концепция. Используемые в Web-сервисах технологии, стандарты и протоколы (SOAP, WSDL, UDDI и др.) нередко служат технологической основой SOA.

Еще в 2003 году в одном из отчетов Gartner было предсказано, что «...в 2008-м SOA станет превалирующим подходом в инженерии ПО, прекращающим 40-летнее доминирование монолитной ПО-архитектуры». В конце 2003-го журнал CIO Magazine провел опрос, в котором более 50% респондентов отметили, что они в той или иной степени заняты разработкой SOA. В марте 2004-го Smith Barney (аналитическое подразделение Citigroup), опросив сто ведущих CIO, выяснило, что SOA является главным приоритетом в области новых технологий. Основной целью перехода на SOA безусловно является сохранение инвестиций, вложенных и вкладываемых в существующий ИТ-ландшафт, а также:

  • пошаговое, эволюционное наращивание сервисов (приложений) по мере роста бизнеса и увеличения потребностей в ИТ-обеспечении, модульный принцип построения;
  • сшивка разноплатформенных приложений в единую информационно-управленческую среду;
  • платформенная толерантность, возможность сохранения существующих, в том числе устаревших, систем и платформ и включения в общекорпоративный ИТ-ландшафт разноплатформенных приложений «best-in-class» независимо от их платформы;
  • органичность, простота и надежность использования внешних сервисов (т. е. сервисов, предоставляемых внешними организациями на условиях аутсорсинга);
  • устойчивость, работоспособность системы в целом и других компонентов ИТ-инфраструктуры при сбое одной из систем.

Проблемы НСИ в интерьере SOA

Основу SOA составляет понятие сервисов, к которым принято относить отдельные законченные функции программного обеспечения, корпоративных приложений и систем (например, формирование заявки на приобретение материала, запрос информации об остатке материала на складе и т. п.). Сервисы составляют «кирпичики» всего ИТ-ландшафта. Важным требованием SOA является отсутствие жестких связей между модулями-«сервисами», что позволяет получить модульность программного обеспечения, возможность замены и совершенствования одних «сервисов» без изменения других. Все связи между ними, называемые «слабыми» (loosely coupled), сводятся к простым командам вызова одних сервисов другими, причем формат и синтаксис таких команд заранее предопределен. Однако необходимо иметь в виду, что подобное «слабое» взаимодействие между различными системами и сервисами достижимо только при условии, что все они используют единые унифицированные мастер-данные (НСИ), единые коды и т. п. Если такой унификации нет, соблюдение принципа «слабых» взаимодействий между «сервисами» невозможно.

Иными словами, унификация сервисов (функций) подразумевает унификацию основных данных (НСИ). Так, если сервис «формирование заявки на приобретение материала» поддерживается модулем «Заявочная кампания», написанным местным разработчиком ПО, а сервис «запрос информации об остатке материала на складе» - ERP-системой на платформе SAP R/3, то для учета остатков при планировании потребности (т. е. для смежной работы двух сервисов в одном бизнес-процессе) нужно, чтобы оба сервиса работали с единым справочником материалов (или, что по сути то же самое, со справочниками, полностью увязанными между собой посредством переходных ключей).

Рис. 3. Схема-фрагмент СОА

Еще одной важнейшей особенностью SOA является то, что «сервисы» могут быть доступны из любой точки корпоративной сети независимо от ее расположения - достаточно лишь иметь доступ к сети. Для хранения спецификаций и описаний «сервисов» в SOA предусмотрен так называемый регистр и репозитарий сервисов (РРС), где хранятся адреса доступа к каждому зарегистрированному «сервису», данные о его расположении в сети, описание правил вызова, регламенты его предоставления и т. п. Помимо собственно сервисов и информационной шины обмена запросами и данными, о чем очень часто говорят при обсуждении SOA, важнейшим компонентом этой архитектуры является портал, который значительно реже упоминается именно в контексте SOA.

Для примера на рис. 3 показана схема-фрагмент сервисно-ориентированной архитектуры приложений, участвующих в бизнес-процессе «Заявочная кампания»; здесь как раз можно видеть важнейшие компоненты SOA, в том числе РРС и портал. Кроме того, из этого рисунка понятна очевидная востребованность сервисов ЕС НСИ (компонент Master Data Managment, MDM) на протяжении всего процесса. При этом на схеме наглядно продемонстрирован механизм вызова сервисов и взаимодействия приложений в SOA.

Важно отметить, что одним из основных требований, определяющих SOA-подход, является возможность подключения всех корпоративных приложений, рассматриваемых как элементы SOA, к шине обмена. При описании же НСИ мы говорили о том, что между ЕС НСИ и ERP-системой устанавливаются отношения именно в форме предоставления информационных сервисов.

Рис. 4. Уровни ИТ-инфраструктуры
в сервисно-ориентированной архитектуре

Интересным на наш взгляд является выделение уровней ИТ-инфраструктуры в сервисной архитектуре. На рис. 4 показаны семь уровней, определяющих структуру «вглубь». Показательно, что данные НСИ составляют нижний уровень - «информационный фундамент» всей ИТ-инфраструктуры. Система управления НСИ (через MDM) может строиться на самостоятельной независимой платформе, состоять из нескольких бизнес-приложений (в том числе АРМ пользователя, АРМ эксперта, АРМ администратора) и предоставлять сервисы, доступные из корпоративной сети. Особо следует отметить, что такая сервисно-ориентированная архитектура весьма удобна при аутсорсинговой организации процесса ведения данных НСИ. При этом сотрудники компании, используя сервисы доступа к НСИ и обращаясь с запросами в службу ведения НСИ, получают требуемый уровень обслуживания (закрепленный в SLA-SLR), не задумываясь о том, где и кем обслуживается данный сервис.