Стрит-фотография: законы и правила. Вдохновляющие работы лучших уличных фотографов Секреты стрит фотографии

Большинство жанров в фотографии можно легко определить или описать хотя бы по объекту съемки. Если фотограф снимает природные красоты и ландшафты, то, следовательно, он занимается пейзажной съемкой. Если же он фотографирует людей, их лица и эмоции, то речь идет о портретной фотосъемке. Гораздо сложнее определить жанр уличной фотографии.

На первый взгляд кажется, что уличная фотография – это съемка людей, предметов и интересных событий, происходящих на улицах города, в парках или других общественных местах. Но на самом деле уличная фотография может не обязательно подразумевать под собой съемку на улице. Пожалуй, главное, что отличает уличную фотографию от всех остальных жанров – это стремление фотографа найти в повседневных событиях и обычной жизни людей какую-либо изюминку, удовлетворить свое любопытство в неожиданных случаях и запечатлеть на снимках истинное многообразие окружающего мира.

Поэтому настоящий уличный фотограф не ограничивается каким-либо строгим определением жанра уличной фотосъемки – он может сконцентрироваться на комичных ситуациях, с которыми человек постоянно сталкивается в своей жизни, привлечь внимание зрителя к острым социальным проблемам или выбрать для съемки определенное событие, кажущееся ему интересным. Как бы то ни было, уличный фотограф постоянно рассматривает все вокруг в поисках интересных сюжетов и любопытных происшествий, акцентируя внимание своей камеры, в первую очередь, на людях и их действиях.

Стать уличным фотографом очень просто – нужно только носить с собой постоянно камеру, куда бы Вы ни направлялись. Именно так начинали многие профессиональные фотографы, ставшие известными благодаря жанру уличной фотосъемки. Не нужно никуда уезжать, достаточно просто гулять по своему городу и стремится делать интересные кадры. В этом и заключается главная прелесть уличной фотографии. Берете камеру с собой и отправляетесь на работу, занятия или просто прогулку по городу, а время для того, чтобы снять несколько интересных кадров, всегда можно найти.

Автор: schaaflicht

Кстати, для уличной фотосъемки не обязательно использовать дорогостоящую зеркальную фотокамеру, ведь ее будет тяжело таскать с собой. Достаточно обзавестись какой-либо продвинутой и удобной компактной камерой, которую благодаря скромным размерам можно всегда положить в сумку или в карман. Постоянное ношение камеры с собой – это фактически правило для любого фотографа, желающего освоить уличную фотографию. Интересные и забавные моменты на улице зачастую возникают в самый неожиданный момент. И если у Вас не будет под рукой камеры, возможно, Вы будете жалеть впоследствии о том, что упустили прекрасную возможность сделать самые удачные кадры в Вашей жизни. Уличная фотография подразумевает, что в следующую секунду может случиться все что угодно и фотограф должен быть готов к этому.

Однако помимо того, что фотограф должен поймать какой-либо интересный момент на улице, он еще должен и правильно обыграть его в контексте. Сопоставляя заинтересовавшее его событие с окружающей обстановкой, уличный фотограф всегда стремиться создать определенную историю, сюжет, способный выразить юмор, иронию автора или красоту окружающего мира.

Обычно фотографы отправляются в городской центр, по улицам которого каждый день проходит огромное количество людей и происходит множество интересных событий, которые только нужно заметить. Здесь фотографу пригодится умение ждать. Хотя современная цифровая фототехника позволяет делать сотни снимков за считанные минуты, но в случае с уличной фотографией главное не количество, а качество. Лучше все-таки дождаться интересного, любопытного момента и сделать всего несколько удачных кадров, предварительно изучив место, свет, действия людей и окружающие предметы.

Лыжник задержался до лета

Поведение фотографа и этика – немаловажные аспекты, когда речь идет о жанре уличной фотографии. Когда фотографы только начинают заниматься уличной фотосъемкой, их неизбежно охватывают определенная робость и скованность. Многим просто не комфортно находиться на улице с фотокамерой и снимать людей, которые тут же обращают на тебя внимание. Если Вы действительно хотите стать уличным фотографом, то придется забыть о робости и о том, что о Вас подумают другие люди.

Касательно самого поведения фотографа на улице, то тут не существует каких-либо универсальных рецептов. Многие известные фотографы использовали специальные приемы, чтобы затеряться в толпе и оставаться невидимым. Например, кто-то прикрывал камеру от посторонних глаз или осуществлял съемку «от бедра», чтобы проходящие люди на улице не поняли, что их снимают. Эта техника уличной фотосъемки подразумевает и то, что Вы должны выглядеть как типичный представитель этого городского района, чтобы иметь возможность полностью смешаться с толпой и в тоже время близко снимать людей, не попадая в кадр. Можно сказать, что в этом случае от фотографа требуется владение настоящими навыками ниндзя. Впрочем, это совершенно не обязательно. Некоторые фотографы добиваются успеха, наоборот, за счет своей прямоты, смелости и открытости. Одним словом, здесь каждый должен найти свой собственный подход.

Считается, что снимать людей без разрешения на улице нельзя. Люди нередко раздражаются, когда вдруг понимают, что они попали в объектив фотокамеры. Некоторые даже открыто выражают свое недовольство и идут на конфликт. Выручить в такой непростой ситуации фотографу помогает только улыбка. Постарайтесь чаще улыбаться незнакомым людям на улице, и ответная положительная реакция не заставит себя ждать. Лучше, конечно, вежливо спрашивать разрешение на фотосъемку у человека, который чем-то заинтересовал Вас. Если же кто-то не желает, чтобы его фотографировали, нужно проявить уважение и оставить его в покое.

Надо сказать, что далеко не все уличные фотографы разделяют мнение о том, что нужно стараться спрашивать разрешение на фотосъемку у людей, просто проходящих по улице. В частности, многие полагают, что истинная уличная фотография должна быть беспристрастной, а значит, фотограф совершенно не несет ответственности за то, что какой-то человек или событие попали в кадр во время съемки в общественном месте. Тем не менее, если Вы решили стать уличным фотографам, то общения с незнакомыми людьми Вам не избежать, а потому нужно научиться правильно разговаривать с человеком, которого Вы только что сфотографировали.

Нельзя забывать и об уважении к людям. На улице можно найти немало фотографических сюжетов, которые способны запечатлеть человека мягко говоря с не самой красивой стороны. Иногда фотографии бездомных людей, сделанные на улице, выглядят лишь как чистая эксплуатация их несчастья. Снимать таких людей просто для того, чтобы сделать фото – это, наверное, не слишком хорошая идея. А вот придумать интересный сюжет фотографии, который бы вызывал у зрителя чувство, побуждающее его помочь бездомным – это уже совершенно иная задача.

Что касается техники съемки, то уличная фотография предполагает, что фотограф должен подойти к объекту съемки как можно ближе. Всегда старайтесь подойти поближе к людям и сделать более детальные снимки. Для уличной фотографии актуально использование широкоугольных объективов. Такие объективы, во-первых, выглядят куда менее угрожающе, чем большие «телевики», а во-вторых, они создают такую перспективу кадра, в которой зритель будет чувствовать себя частью сцены, а не сторонним наблюдателем. В уличной фотографии можно снимать и черно-белые, монохромные изображения, благодаря которым на фотографии лучше передаются человеческие эмоции, пойманные в какой-то решающий, интересный момент.

При съемке на улице стоит всегда обращать внимание на фон и особенности освещения. Фон стоит выбирать такой, чтобы он мог добавить дополнительной выразительности и притягательности Вашей фотографии. И в то же время он не должен отвлекать от основного объекта съемки. Свет же важен для любого жанра фотографии и уличная фотосъемка здесь не исключение.

Уличный фотограф – это совершенная противоположность студийному фотографу, который старается правильно выстроить свет, оптимальным образом расположить объект съемки, определиться с соответствующими настройками фотоаппарата для того, чтобы получить желаемый результат. У уличного фотографа все по-другому. Его главная задача состоит в том, чтобы запечатлеть какие-либо любопытные моменты и необычные вещи, вычленив их из водоворота повседневной жизни мегаполиса. Поэтому для него не такую большую важность имеют характеристики фотооборудования. Но, несмотря на то, что для уличного фотографа, в общем, не имеет принципиального значения, какую камеру использовать – зеркальную или «мыльницу», он должен четко знать, как ее лучше применять. Уличный фотограф не должен тратить свое время на изменение разнообразных настроек камеры. Все это должно происходить практически на подсознательном уровне.

У новичков, которые делают только свои первые шаги в жанре уличной фотографии, нередко возникают разнообразные сомнения и трудности. Они просто не знают с чего и где начать съемку на улице, какой сюжет выбрать? Но стоит сразу же отбросить эти сомнения и нерешительность. Ведь в этом и состоит суть уличной фотографии – Вы не можете спланировать, что случится в следующий момент и какой сюжет вдруг покажется Вам интересным. Нужно лишь начать, взять с собой камеру и выйти на улицу, где Вас ждет множество самых разнообразных любопытных моментов.

Уличная фотография всегда была и будет самым доступным жанром. Собственно, для творчества в данном случае нужны живой интерес фотографа к окружающему миру и компактная фототехника. Где искать сюжеты? Как ловить искренние эмоции и оставаться незаметным? Какая погода хороша для стрит-фотографа? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в нашем материале. А примером послужат фотографии ведущего российского уличного фотографа Дмитрия Зверева.​

1. Используйте незаметную маленькую фотокамеру



Об этом говорил еще легендарный , великий мастер уличной фотографии и отец репортажной съемки. Французский фотограф был известен тем, что заклеивал блестящие части своей «лейки» темной изолентой, чтобы оставаться незаметным в толпе.


«Окружающие гораздо спокойнее реагируют на беззеркалку, к тому же она позволяет снимать от пояса, не нацеливаясь непосредственно на человека. Люди не ощущают на себе вашего внимания - мало ли что вы там внизу разглядываете - а некоторые вообще не подозревают, что их фотографируют. При этом сенсорный поворотный экран способен моментально наводиться пальцем на любой объект в поле кадра, с одновременным спуском затвора. Появился качественно иной принцип стрит-фотографии».

2. Одевайтесь так, чтобы ваш внешний вид не вызывал излишнего внимания окружающих



Если у вас нет цели приковать к себе внимание всей улицы, не одевайтесь слишком ярко. Лучше, если вы будете сливаться с толпой. Что касается девушек - мини-юбка и высокие каблуки непременно привлекут внимание противоположного пола, которое помешает вам полностью сконцентрироваться на процессе съемки.

3. Снимайте с бесшумным затвором



В продолжение темы незаметности - идеально, если ваша камера имеет режим бесшумной съемки. Прохожие с большой вероятностью обратят внимание на громкий щелчок затвора, особенно если вы используете серийную съемку. Таким образом, вы можете упустить тот момент или сюжет, к которому важно подкрасться, чтобы не спугнуть.

4. Выбирайте легкую технику

Вес - очень важный параметр для съемки, ведь ходить в поисках кадра вам, возможно, придется очень долго. Лучше всего, если ваша фотокамера с парой дополнительных объективов сможет поместиться в обыкновенный рюкзак или дамскую сумочку. Во-первых, благодаря этому вы, опять же, ничем не будете выделяться среди прохожих, а во-вторых - с легким компактным набором фототехники не устанете и сможете гулять гораздо дольше.


Дмитрий Зверев, российский фотограф:

«Я узнал о технике OLYMPUS очень давно, еще когда была пленочная ОМ-система (OM System). Я тогда снимал фотоаппаратом OM-1n. С декабря 2013 года работаю только с камерами линейки OM-D. Наряду с отличным качеством камера обеспечивает бо́льшую по сравнению с зеркалками эффективность и комфорт при работе в большинстве жанров. Ее главные козыри - компактность и малый вес, очень развитый функционал, поворотный экран. Объективы чаще использую фиксфокальные: 17 mm/1.8, 12 mm/2.0, 45 mm/1.8. Они совсем крошечные, весят чуть больше 100 г, но при этом светосильные и быстрые. Для длинных выдержек подойдут и зумы, даже самые бюджетные. Ждать готов до ломоты в суставах, если, к примеру, вынужден караулить кадр в неудобной позе. Режим серийной съемки обязателен, особенно когда ход сюжета непредсказуем, но чаще ставлю не на быструю серию (Н), а с ограничением скорости (L). Затвор OLYMPUS Е-М1 способен отбивать 10 кадров в секунду, и тогда буфер заполняется стремительно даже со скоростными флешками. Наиболее универсальный из объективов - 12-40/2.8. Его контраст и резкость исключительны даже при открытой диафрагме, а светосилы хватает, чтобы фотографировать с рук и вечером».

5. Ищите необычные ракурсы

Представьте: красивый вечерний свет залил улицу, но... кадр вы не видите. Подумайте, как красиво показать свет? Попробуйте обойти здание, посмотрите, как в этом случае выстраивается композиция? Может быть, кадр станет интереснее при выборе нижней точки съемки? Используйте камеру с откидным экраном - «неудобные» точки съемки для вас просто исчезнут!

6. Уделяйте внимание отражающим поверхностям



Витрины магазинов, автобусные остановки, капоты автомобилей, банальные лужи и даже настенная плитка новых станцией метрополитена - всё, что способно отражать, может сделать ваш кадр интересным и необычным. Используя камеру с откидным экраном, вы можете легко снимать от земли или же от стеклянных стен. Вы увидите, как человек «входит» в собственное отражение, сможете поделить кадр на две равных части, зафиксировать прыгающего через лужу, естественно, вспомнив Брессона, или получить мистический снимок, где параллельные реальности и вовсе переплелись.

7. Используйте серийную съемку



Если вы наблюдаете за конкретным персонажем, действием или ждете кульминации сюжета, выбирайте режим серийной съемки. При скорости съемки 9 кадров в секунду вы гарантированно зафиксируете то, что хотели, и уже потом, при просмотре, спокойно оставите наиболее удачный вариант.

8. Экспериментируйте с длинными выдержками


Улица - та среда, где ни на секунду не прекращается движение. Автомобили, пешеходы, велосипедисты, и на их фоне - величественный храм или же силуэт неподвижной незнакомки, разговаривающей по телефону. Сняв кадры на длинной выдержке, вы сможете передать динамику городского ритма или же сделаете акцент на неподвижном объекте, что придаст кадру многозначность.


Дмитрий Зверев, российский фотограф:

«Метро как предмет съемки всегда, можно сказать, под рукой. В подземке вполне сносные съемочные условия: сухо, тепло, круглый год свет с 5:30 утра и до 1:30 ночи. Отличная альтернатива съемке на улице, если там дождливо или темно! Метро - очень любопытная социальная среда. Вы видите сотни людей, интересных и индивидуально, и группами, и толпой, которая ведет себя вообще по-своему, перед вами разворачиваются десятки сценок. В метро со штативом снимать нельзя. Работаю с рук или пользуюсь каким-либо упором поблизости. Могу вместо штатива положить мешочек с крупой, на котором камера хорошо фиксируется».

9. Чередуйте цветной и черно-белый режимы

Споры о цвете и черно-белом будут существовать ровно столько, сколько будет жить фотография. Поэтому сейчас мы не станем делить сюжеты на цветные и монохромные, а просто посоветуем привнести в творчество больше разнообразия. Отправляясь на прогулку, например, наметьте себе замечать исключительно объекты оранжевых тонов или объединяйте в кадре оттенки определенного цвета.



Или же наоборот - сконцентрируйтесь на монохромном светотеневом рисунке, смотрите черно-белые работы классиков и попробуйте выбирать подобные сюжеты.

10. Пользуйтесь камерами с электронными видоискателями



Они позволят вам видеть картинку сразу в цвете или в черно-белом. Не стоит полагаться на постобработку. Переведя режим съемки сразу в черно-белый, вы начнете видеть по-другому, и даже обыкновенные сюжеты в вашем исполнении станут интереснее.

11. Пользуйтесь разными объективами



Этот совет будет актуален не только для начинающих уличных фотографов, которые только примеряются к объективам с разным фокусным расстоянием и ищут «свой», но и для профессионалов, желающих привнести в творчество что-то новое. снимает только 20-миллиметровым, Картье-Брессон был верен 35-миллиметровому, а получает очень интересные ракурсы, снимая фиксами 75 мм. Использование различной оптики натренирует глаз и расширит видение.

12. Снимайте не только в «режимное» время



Правило, требующее неукоснительного выполнения, к примеру, в пейзажной съемке, а именно - фотографировать на рассвете (примерно до 11 часов) или закате (после 17 часов), в уличной съемке теряет свою актуальность. Снег, метель, ливень, туман? Самое время снимать! Посмотрите, как смело нарушают его признанные мастера стрит-фотографии или тот же Брюс Гильден, который снимает днем со вспышкой! Жесткий свет в этом жанре смотрится также интересно. Не ставьте себе ограничений, и очень скоро вы найдете собственный стиль!

13. Не обделяйте вниманием нетуристические районы города

Снимать в историческом центре города не всегда комфортно из-за плотного людского трафика и обилия туристов. Чтобы поймать любопытный сюжет и эмоции, совсем не обязательно отправляться в излюбленный центр. Иногда достаточно просто выйти за порог квартиры. Дети, со смехом качающиеся на качелях, или бабушка, кормящая голубей, в контровом свете заходящего дня - прекрасные сюжеты фотографий, которые фиксируют обыкновенные и искренние моменты из жизни города.

Дмитрий Зверев, российский фотограф:

«Уличная фотография больше всего нравится мне своей непредсказуемостью. Фотограф-документалист никогда не ведает, что за образы положит в его „корзину“ провидение. Это придает работе азарт. Снимать настоящий стрит (то есть на регулярных улицах, где светофоры, машины, магазины, ларьки) очень трудно, потому что картинка, как правило, сильно перегружена деталями, и при этом никаких сюжетов толком не возникает. Я же прибегаю к хитрости. Мой стрит - это городская среда, но не сами улицы. Я ищу места, более скупые на детали...»

13. Всегда берите с собой запасной аккумулятор



Погодные условия, а именно мороз, или же везение на сюжеты для серийной съемки могут сыграть с вами неприятную шутку: аккумулятора на всю прогулку не хватит. Чтобы камера не отключилась в самый неподходящий момент, когда вы наконец-то увидели тот самый кадр, возьмите с собой запасной аккумулятор.

15. Выбирайте камеру с Wi- Fi


16. Запаситесь терпением

Далеко не каждая прогулка увенчается шедеврами. Зависит это не только от везения, но и от вашего настроения в момент съемки и ряда других внешних обстоятельств жизни города. Относитесь к процессу съемки спокойно: у вас нет задачи сделать потрясающие кадры, куда важнее научиться чувствовать окружающую жизнь и ловить моменты.

Зачастую фотографы, ищущие интересные сюжеты, становятся перфекционистами. Они сразу же хотят сделать идеальный снимок, без лишних деталей или заваленного горизонта.

Да, эти технические моменты (как правило, вполне поправимые) будут важны на стадии отбора лучших кадров. Но когда вы выходите на фотоохоту, лучше освободить мозг от ненужных дум, которые могут убить способность замечать и быстро фиксировать интересные сюжеты.

Совет прост: наслаждайтесь . Будьте спонтанными, доверьтесь инстинктам. Чем меньше вы будете переживать о качестве фото, тем более хорошие кадры сделаете. На снимках многих известных уличных фотографов есть и обрезанные ноги, и заваленный горизонт, но это совершенно не портит их работы.


Weber-street-photography.com

В поисках интересных сюжетов фотографы, бывает, проходят по несколько километров, надеясь найти то самое волшебное место, где они сделают шедевральный снимок. Но особенность стрит-фотографии заключается в том, что хорошую фотографию можно сделать где угодно.

Спросите себя, перебегая скучную площадь или улицу, почему вы считаете, что здесь нет интересных сюжетов. Вместо того, чтобы тратить энергию на ходьбу, замедлитесь и посмотрите по сторонам.

3. Не бойтесь сделать плохие фотографии


Photo.davidjakelic.com

Неудачные кадры есть даже у самых . Такие снимки важно принимать, а не расстраиваться из-за якобы кривых рук и нехватки мастерства. Плохие фото помогут оттенить хорошие кадры. Воспринимайте это как практику для того, чтобы поймать действительно редкие и ценные моменты для фотошедевров.

4. Обращайте внимание на свет


Richardsandler.com

Если вы последуете совету отказаться от уличных марафонов, то сможете лучше понять, как работать со светом. Обратите внимание на его источники, как освещаются предметы, где находятся контрастные участки. Именно свет подскажет, как лучше всего построить кадр.

5. Замечайте людей, находящихся далеко от вас


Weber-street-photography.com

Наблюдайте за прохожими, оценивайте их внешний вид и эмоции. Заметить яркий интересный персонаж можно издали через видоискатель (особенно если у вас объектив с хорошим зумом). В этом случае подготовиться сделать интересный снимок можно заранее, до того, как человек подойдёт к вам поближе. Экспериментируйте, составляйте собственные сценарии и сюжеты.

6. Думайте о будущем


Chris-sorensen.com

Важный стратегический момент: старайтесь не принимать происходящее вокруг как само собой разумеющееся. Подумайте о том, как ваши фотографии будут восприниматься через 50 лет. Что выйдет из моды, что будет казаться странным? Будет ли интересен человек, сидящий на скамейке с планшетом?

Отмечайте ключевые вехи, признаки времени. Так вы придадите вашим снимкам большую ценность для истории.

7. Будьте последовательны


Maciejdakowicz.com

Уличная фотография при кажущейся простоте - довольно трудный жанр. Для того, чтобы улучшать своё мастерство, вы должны действовать последовательно, иметь график съёмок.

Может быть, вы будете отводить на стрит-фото полдня один раз в неделю, или 30 минут в день во время обеденного перерыва, или время после работы. Возможно, вы будете снимать безостановочно, прерываясь лишь на обед.

В любом случае, занимаясь этим постоянно, вы сможете не просто улучшать свои снимки. Со временем вы выработаете свой стиль, а интересные сюжеты будут находить вас сами.

8. Используйте камеру как ключ


Guido-steenkamp.com

Огромный плюс фотокамеры - она является ключом к получению новых впечатлений. Жажда сделать хороший снимок заставляет вас выйти на улицу, когда все смотрят популярные передачи по телевизору, фотографировать ночью, в дождь и пургу. Вы сможете побывать там, где раньше никогда не были.

Кроме того, вы обязательно заведёте новых друзей. Фотокамера помогает сломать лёд в отношениях, а сделанный вами портрет откроет человека с иной, неизведанной стороны.

9. Ловите жесты и эмоции


Erickimphotography.com

Задача фотографа - вызвать у зрителя, который будет рассматривать снимок. Постарайтесь определить, какой смысл несёт ваше фото, будет оно радовать или заставит сопереживать. Задумайтесь, какую эмоцию вызывает жест или взгляд человека, которого вы сфотографировали. Вы должны сделать так, чтобы зритель сам получил ответы на все вопросы.

10. Изучайте книги о фотоискусстве

Ищите новые источники для вдохновения. Фотографируйте днём, ночью, изучайте книги известных фотографов, желательно работающих в разных стилях. Вы почерпнёте огромное количество идей, которые помогут подняться на новый уровень.

  • Антон Вершовский, «Стрит-фотография. Открытие плоскости ». Книга петербургского фотографа, который начал снимать в 7 лет.
  • Брайан Петерсон, «Как снимать шедевры любой камерой. Сила экспозиции » и «В поисках кадра. Идея, цвет и композиция в фотографии ». Преподаватель по фотоискусству рассказывает об основах работы с фотоаппаратом.
  • Ли Фрост, «Чёрно-белая фотография. Простые способы получения художественных снимков », «Ночная и вечерняя съёмка ». Практические советы известнейшего английского фотографа.

Магия уличной фотографии в том, что она не подчиняется никаким правилам. Она подмечает и запечатлевает необычные мгновения повседневной жизни. Если вы когда-либо чувствовали желание взять фотоаппарат на прогулку по оживленным городским улицам или неизведанным местам, обязательно дайте уличной фотографии шанс и попробуйте себя в роли стрит-фотографа.

Мы собрали все самые лучшие подсказки, которые помогут вам выжать из жанра максимум и создавать по-настоящему амтосферные снимки.

Совет № 1: Пересмотрите свое оборудование и постарайтесь не выделяться из толпы

Наш первый совет - не привлекать к себе внимание. Представьте, что вы идете по улице и видите незнакомца с огромным телеобъективом, направленным прямо на вас. Спорим, вам будет не очень уютно? Вам нужно поставить себя на место прохожих и постараться немного смешаться с толпой.

Вместо стандартной зеркалки мы рекомендуем остановить свой выбор на легкой и компактной фотокамере. Да! Именно в этом таиться главный секрет всех стрит-фотографов. Вам нужно уважать личное пространство окружающих вас людей, особенно, тех, кого вы собираетесь снимать. Вооружайтесь компактной фотокамерой и погружайтесь в самую гущу событий.

Вместо зума, за счет которого часто теряется качество фотографий, подойдите к объекту съемки поближе. Хватит пассивно клацать затвором и включать зум, лучше используйте широкоугольный объектив и сконцентрируйте усилия на том, чтобы то и дело оказываться в нужном месте и в нужное время. Не думайте об объективе - лучше шевелите ногами.

Однако помните, что к людям нужно относиться уважительно, так что соблюдайте комфортную дистанцию. Одни из лучших фотографий - те, что сняты с очень близкого расстояния, буквально в нескольких метрах от центра событий. Будьте наблюдательны! Ищите интересные предметы и сюжеты, динамику и действие - все то, что является неотъемлемой частью бурной жизни улиц.

Скорее всего, вашим первым порывом будет снимать все, что привлекает взгляд. И правда, на улице столько моментов кажется необыкновенными и стоящими того, чтобы их запечатлели на камеру. Однако и в уличной фотографии нужно развивать придирчивый редакторский глаз. Вам нужно быть внимательными, проводить больше времени, ко всему присматриваясь, наблюдая за людьми.

Вместо того, чтобы возвращаться с тысячей снимков, которые вам же и придется разбирать, постарайтесь больше сосредоточиться на качестве, а не на количестве.

Совет № 4: Экспериментируйте с разным временем суток

В часы пик улицы буквально преображаются. Раннее утро - особое время, ведь это пора, когда можно снять уникальные кадры малолюдных улиц; есть еще , и не стоит забывать о ночной фотографии. Помните об этих удачных моментах, поскольку в уличной фотографии удачные моменты - это всё.

В разное время дня у вас будут разные условия освещения. Вы можете приходить на одно и то же место, но каждый раз будете получать совершенно разные фотографии. Так что вам обязательно стоит поэкспериментировать со съемкой утром, в полдень и вечером. В конце концов, именно свет делает фотографию особенной.

Совет № 5: Научитесь спрашивать разрешения на съемку, и не давайте враждебности отбить у вас желание

Порой вы точно знаете, что сейчас у вас получиться суперудачный снимок - надо только быстро поймать на камеру вон того человека, который обратил на себя ваше внимание. Однако многие мастера уличной фотографии говорят, что для начала нужно научиться спрашивать разрешение. Конечно, самые оригинальные и непринужденные фото обычно получаются тогда, когда объект съемки ничего не подозревает и просто занимается своим делом. Однако не бойтесь немного помедлить со съемкой.

Научитесь спрашивать, ведь никогда не знаешь, что принесет следующее знакомство… Дайте людям понять, что считаете их интересными, и попросите сделать портретный снимок. Некоторые сразу же согласятся и даже почувствуют себя польщенными из-за того, что вы выбрали именно их. Ну а если наткнетесь на враждебность, знайте - ничего страшного, это часть рабочего процесса. Просто не зацикливайтесь на этом и идите дальше.

Совет № 6: Не пропустите эффектное освещение и интересные сочетания

Успех многих стрит-фотографий кроется в элементе неожиданности. По сути, ваша задача - снимать хорошо знакомые нам места и явления, но показывать их в новом, неожиданном для нас свете. Вы как бы ловите момент, фрагмент дня, который больше никогда не повториться.

Под эффектным освещением я имею в виду игру двух противоположностей: света и тьмы, света и тени. Это просто золотая жила для многих талантливых уличных фотографов, особенно , если снимать в черно-белом.

Во многом, магия стрит-фотографии кроется в удачных и порой совершенно неожиданных сочетаниях - в странном соседстве людей и окружающих их предметов. Ищите окружающую обстановку, которая поможет донести до зрителю ваш замысел, и пусть это будет что-то слегка противоречивое. Под этот пункт подпадают и человеческие эмоции, жесты и мимика.

Совет № 7: Волнуетесь о законности стрит-фотографии? - Расслабьтесь!

Знаете, очень многих фотографов отпугивает от стрит-фотографии страх «а законно ли это»? Единственный момент, в который она может стать незаконной, это использование фотографий с людьми в коммерческих целях. Если вы не продаете фотографии, то вполне можете оставить уличные снимки в своей личной коллекции.

Ну а если планируете продавать фото на фотостоках, то всегда можете пометить их категорией Editorial, то есть «Только для редакционного использования». Это значит, что ваши снимки не сопровождаются разрешениями моделей и могут использоваться только в редакционных целях, то есть для иллюстрации или освещения какого-то события, новости или истории.

Если на улице кто-то спросит вас, что вы делаете, не нервничайте, а спокойно и вежливо объясните незнакомцу, чем заняты. Улыбайтесь и помните, что некоторым просто любопытно, зачем вы ходите по улице, нацеливая объектив на прохожих.

Совет № 8: Будьте не просто фотографом, будьте рассказчиком

Вы - безмолвный наблюдатель, творец, стоящий за фотографиями. Вы тщательно выбираете объекты и сюжеты и работаете с окружающим вас контекстом. Однако запомните, вы еще и рассказываете историю, которая больше никогда не повториться.

За оригинальностью и успехом удачных портретов и потрясающих уличных фотографий зачастую стоит элемент повествования. Что вы хотите этим сказать? Почему для съемки вы выбрали именно эти объекты? Какие эмоции пытаетесь передать? Если просмотр ваших снимков занимает у зрителя несколько минут, то вы все делаете правильно. Не забывайте задавать себе эти важные вопросы, когда фотографируете.

Совет № 9: Секрет уличной фотографии - снимайте с бедра

Конечно же, вы хотите контролировать процесс создания снимков. Чтобы получить действительно удачные снимки и выигрышные ракурсы, вам нужно видеть, что вы снимаете. Однако не забывайте, что бывают случаи, когда это просто не возможно - например, когда вы стоите прямо посреди сногсшибательной уличной сцены. Съемка с бедра, не глядя в видоискатель, становиться для многих фотографов отличным способом быстро воспользоваться случаем.

Вы действительно не знаете, каким выйдет снимок, но, при этом, получаете оригинальный ракурс. Благодаря съемке с бедра получаются более живые и непринужденные фото. Они способны принести вам неподдельное удивление, однако помните, что это средство используют лишь в самых крайних случаях.

Совет № 10: Возьмите себе за правило чаще выходить на улицу и фотографировать

Везде берите с собой фотоаппарат! А когда фотокамеры с собой нет, снимайте на телефон. Правда в том, что каждый день приносит с собой новые события: всегда происходит что-то любопытное, проходят интересные люди, и вас где-то обязательно поджидает неординарный снимок. Все эти необычайные ситуации и события не станут ждать, когда вы решите взять с собой фотоаппарат.

Помните, что только практика способна дать настоящие результаты. Уличная фотография - это своего рода искусство. И те, кто открывает магию стрит-фотографии, уже никогда не смогут смотреть на повседневную жизнь по-старому.

Стрит-фотография - это отдельное направление в фотоискусстве, которое отличается от других жанров тем, что не имеет постановочных кадров и позирующих моделей - здесь правят спонтанность и импровизация. Иногда такую съемку называют документальной: с помощью стрит-фото можно запечатлеть момент “здесь и сейчас”, поймать то, чего уже через секунду не будет.

Уличная фотография зародилась в конце девятнадцатого века, когда камеры стали более мобильными и фотографы получили возможность покинуть однообразные студии и выйти с техникой на улицу. Тогда в новинку было фиксировать окружающий мир - людям хотелось показать на снимках метаморфозы того времени, поэтому они часто снимали оживленные городские кварталы и улочки. Первыми в этом жанре стали такие гиганты в области фотографии, как Анри Картье-Брессон, Уолкер Эванс, Гарри Виногранд и другие - именно эти люди заложили фундамент уличной фотосессии и сформировали тенденции в этом искусстве.

«Не переношу устраивать события и режиссировать. Это ужасно… Нельзя подделывать настоящее. Люблю правду и только правду показываю…»

Анри Картье-Брессон

С момента появления жанра уличной фотографии многое изменилось: камеры стали более компактными, а идеи смелыми. Теперь творчество определенного фотографа легче доходит до зрителя. Но самое главное, что идея и миссия такой съемки остаются неизменными.



Фототехника для уличной съемки

В 21 веке цифровая фотография практически полностью вытеснила аналоговую - остались лишь немногие приверженцы пленки, которые ценят особую магию и атмосферу зернистых снимков. Появились не просто компактные фотоаппараты вроде зеркалок и мыльниц, а еще и мобильные телефоны - устройства, которые в последнее время не уступают по качеству изображения своим старшим собратьям. Кроме того, с помощью смартфона незаметно сделать удачный кадр становится еще проще - больше не нужно ломать голову над тем, как остаться незамеченным и не спугнуть объект съемки. Для стрит-фото этот момент несомненно важен, ведь именно так можно проще всего добиться эффекта спонтанности.

Прежде чем переходить к съемке пленочной камерой, потренируйтесь с цифровыми и зеркальными вариантами, которые будет иметь компактные габариты.

Зеркальные фотоаппараты

Зеркалки произведут нужный вам эффект лучше всего: у них быстрый спуск затвора, который не позволит упустить нужный момент, а также автофокусировка, позволяющая сконцентрировать внимание на самом нужном. Для таких фотокамер можно подобрать различные объективы: телевики для дальней съемки или портретники для фиксирования лиц крупным планом. Единственное, что может приносить неудобство - это довольно большие габариты и вес. Сделать фотографию незаметно будет несколько сложнее.

Беззеркальные фотокамеры

Хороши тем, что имеют широкие возможности съемки и при этом малогабаритны, как мыльницы. К ним можно приобрести специальные “незаметные” объективы, которые выглядят как крышка от фотоаппарата. Да и другая оптика для таким камер отличается небольшими размерами - как раз то, что нам нужно! В частности, к ним подойдут олдскул-объективы с пленочных камер - они дадут интересный эффект и послужат началом ваших экспериментов с уличной фотографией.

Недостатком можно назвать разве что цену такой техники и оптики для нее, а также слабый (по сравнению с зеркальной техникой) аккумулятор. Возможно, людям с большими ладонями покажется такой фотоаппарат не удобным - но к размеру всегда можно привыкнуть.

Цифровые камеры

Хороший вариант для новичков в стрит-фотографии. Мыльницы имеют небольшой размер, с помощью которого легче будет выполнять съемку незаметно, а также приятную цену. Из минусов выделим отсутствие сменных объективов, упрощенное управление (часто без ручного фокуса), медленная работа кнопки спуска, неторопливый автофокус. В случае с такими камеры, постарайтесь остановить свой выбор на моделях с хорошей светосилой и быстрой съемкой.

Законность уличной съемки

Одной из трудностей в уличной съемки является то, что не все можно снимать, тем более делая это скрыто. В России существует ряд законов, запрещающих съемку определенных зданий и людей, скрытую съемку, а также публикацию подобных изображений без соответствующего разрешения. В лучшем случае вас просто попросят удалить фотоснимки, а в худшем - применить к вам или вашей технике физическое воздействие, взыскать штраф или даже дать реальный срок. Исключения составляют снимки, сделанные на публичных мероприятиях, когда в кадр случайно попал какой-то человек, а также фото, сделанные в государственных и политических целях.

Стоит отметить, что удалить снимок вы вправе только решению суда, а не по чьей-то просьбе. Ведь каждая ваша фотография - это интеллектуальная собственность.

В уличной съемке практически нет четких и строгих правил: здесь царит спонтанность, отсутствует специальное фотооборудование, профессиональное освещение, нет места постановочным кадрам и подготовленным к снимку людям. В первую очередь, постарайтесь добиться от ваших кадров настоящих, искренних эмоций незнакомых вам людей. Советы, представленные ниже, помогут вам на первых порах сделать уличные фотографии живее, оригинальнее и интереснее.

  1. Снимайте как можно больше

Постоянная практика позволит вам как можно быстрее научиться ловить удачные моменты и ракурсы, настроить взгляд на правильную волну. Если первые фотографии у вас явно не получаются, это не значит, что нужно опускать руки - хорошие кадры всегда получаются под самый конец работы, поэтому надо выжать из себя максимум усилий. Этому правилу подойдет цитата гиганта уличной фотографии Анри Картье Брессона, которая гласит, что “ваши первые десять тысяч кадров будут худшими”.

  1. Меняйте локации

Даже если вы нарочно ищите удачные кадры лишь в одном месте, не забывайте иногда переключаться на что-то совсем другое - иначе взгляд замыливается и перестает видеть удачные моменты для съемки. Учитесь видеть интересное в самых разных местах.

  1. Не спешите

Быстрые передвижения и уличная фотография практически несовместимы. Иногда вам нужно просто остановиться и подождать подходящего кадра. выберете место с большим потоком людей, займите удобную позицию и начинайте “охоту” - хороший кадр не заставит себя долго ждать.

  1. Поднимите чувствительность

При работе с цифровой камерой не стоит ограничиваться низкими значениями ISO. Это поможет делать снимки с короткой выдержкой, когда второго шанса запечатлеть движущийся объект вам точно не предоставится.

  1. Движение в кадре

Прием, противоположный вышеупомянутому. Понизьте чувствительность так, чтобы объекты, находящиеся в движении, будто смазывались - в этом поможет длинная выдержка вроде 1/30 сек. Такой прием возможен даже в светлое время дня - просто не забудьте закрыть диафрагму и понизить ISO.

  1. Съемка с проводкой

Осуществляется с помощью той же длинной выдержки, к которой добавляется движение камеры с той же скоростью и в ту же сторону, что и у объекта съемки. Окружающий фон вокруг объекта размывается, достигается эффект движения.


  1. Человек в кадре - не панацея

Стрит-фото не только о людях, а о жизни и ее ритме в целом. Найдите эмоции и интересные детали там, где их никто не ждет увидеть - ведь сама динамичная городская среда приносит не меньше вдохновения, чем человек, находящийся в ней.

  1. Используйте отражение

Очень сильный и выразительный прием, который помогает показать и задействовать еще больше деталей и пространства в кадре. С помощью отражений вы можете акцентировать на внимание на определенной детали, добиваться контраста, дополнять основную картинку. Встретить поверхности и предметы, которые помогут вам сделать подобные кадры, несложно: это могут быть витрины, автомобили, окна домов и многое другое.

  1. Посмотрите наверх

Все мы привыкли видеть то, что находится на уровне наших глаз, поэтому часто не задумываемся, что над нашими головами происходит масса всего интересного. Ловите сюжеты в ракурсе “снизу-вверх”, ведь кругозор и внимание уличного фотографа не может лежать лишь в одной плоскости.

  1. Не избегайте темного времени суток

Если вам кажется, что недостаток освещения не позволит вам сделать удачных снимков, то вы ошибаетесь. У ночи есть своя особенная атмосфера, которая довольно выигрышно смотрится на фотографиях. В качестве источников света используйте уличные фонари, неоновые вывески, фары машин и даже лунный свет. Забудьте про вспышку - с ней вся “магия” кадра исчезнет.

  1. Не забывайте правил композиции

Несмотря на то, что жанр стрит-фотографии предполагает полет фантазии и идей, и также строится на импровизации, соблюдать основы композиционного построения кадра очень важно. Соблюдая архитектуру кадра, вы показываете свой профессионализм и умение работать фотокамерой.

  1. Слейтесь с толпой

Одевайтесь на фотоохоту неброско - вы не должны привлекать лишнее внимание, дабы не спугнуть модель. Тоже самое касается разговоров: постарайтесь быть тихой невидимкой, чтобы объект съемки не переставал вести себя естественно и раскованно - ведь многих пугает наличие камеры у их лица, отчего люди закрываются или вовсе покидают место. Старайтесь отфотографировать человека быстро, буквально за несколько кадров - никому не нравится излишнее внимание и наблюдение в течение долгого времени.

  1. Пробуйте различные цветовые решения

Некоторые считают, что каноническая уличная фотография должна быть черно-белой. Это не всегда так. Намного важнее то, смогли ли вы рассказать своим фото историю и передать эмоции. В качестве аргумента в пользу цветной фотографии можно использовать и тот, что ее можно перевести в монохром с помощью фоторедакторов, чего нельзя сказать о изначально черно-белом снимке.

Эти небольшие рекомендации не обязательны к исполнению в таком огромном жанре фотографии, как уличная. Они лишь помогут вам начать двигаться в этом направлении, научиться искать необычное в обычном и ловить необходимое настроение. Со временем, если вы будете много и активно практиковаться, вы сможете обходиться без каких-либо советов: находить интересные кадры вам будет проще, а их количество увеличится.