Познавательный проект образовательной деятельности для средней группы «Синичкин день. Сценарий развлечения «Синичкин день» для детей старшей группы Проект синичкин день в средней группе

Наталья Мишукова
Познавательный проект образовательной деятельности для средней группы «Синичкин день»

Познавательный проект образовательной деятельности в условиях ДОУ для средней группы №2 .

«Синичкин день »

Продолжительность : краткосрочный

Участники : дети средней группы №2 воспитатели , музыкальный руководитель, родители.

Направления развития и образования средней группы №2

Социально-коммуникативное развитие

-Познавательное развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие.

Актуальность темы.

Проблема : у воспитанников недостаточно знаний о всероссийском празднике «Синичкин день » ; пробудить доброе отношение к птицам, помочь увидеть те трудности, которые испытывают птицы зимой, прививать любовь к родной природе.

Цель : Расширить знания детей о всероссийских праздниках. Вызывать интерес к природе, формировать бережное отношения к ней. Развивать эмоциональную сферу, толерантность, Активизировать познавательную и речевую деятельность .

Задачи :

Познакомить детей с историей праздника «День Синички »

Расширить представления детей о зимующих и перелётных птицах;

Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам,

желание помогать им в трудных зимних условиях, вести регулярную подкормку;

Развивать познавательную активность , самостоятельность, умение рассуждать, делать умозаключения;

Расширить и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;

Взаимодействие, с родителями

Итоговое мероприятие : праздник.

Предпологаемый результат : Знание детей о всероссийском празднике «Синичкин день » . Расширить представление детей о перелетных, кочующих и зимующих птицах их сходстве, отличии, и практической пользе их в природе. Польза человека, необходимость заботы в зимнее время. Проявить сочувствие, сострадание, милосердие к окружающей природе.

Кто без нот и без свирели

Что за чудо?- На березе

Стынут лапы на морозе.

У сосны и ели.

Яблоки поспели.

Ходит в красной тюбетейке,

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу,

И почти что навесу.

Постучит, букашку схватит

Знаменитый "доктор"

Основные направления реализации проекта

Социально – коммуникативное развитие. Проведение дидактических игр, проведение пальчиковой игры «Птицы» , развешивание кормушек.

Речевое развитие. Описание зимующих птиц, рассказывание о птицах;

чтение художественной литературы, отгадывание загадок о птицах.

Познавательное развитие . Беседы : «Зимующие птицы» «Синичкин день » , наблюдения на прогулке за птицами, рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок, тематических альбомов по данной теме; просмотр презентации «Зимующие птицы»

Художественно – эстетическое развитие. Конструирование синички из бумаги , рисование птиц, изготовление стен газеты.

Физическое развитие. Подвижные игры

Этапы проекта .

1 этап. Подготовительный

1. Подбор и изучение материалов по данной теме.

2. Разработка паспорта проекта .

3. Составление комплексно - тематического планирования воспитательно - образовательной работы .

4. Подбор дидактических игр.

5. Обсуждения с родителями вопросов по внедрению проекта .

2 этап. Разработка проекта :

Создать развивающую среду в группе : подобрать материалы необходимый для для бесед, отгадывания загадок, атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных, дидактических игр, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме проекта .

3 этап. Практическая часть, выполнение проекта :

Чтение и беседа по содержанию рассказа «Появились синички » (автор Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Отгадывание загадок по теме;

Составление рассказа о синице по серии сюжетных картин Дидактическое упражнение «Накорми» ;

Беседы : «Зимующие птицы» , История возникновения праздника «Синичкин день » . Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок,

Игра на внимание «Какой птички не стало?» ;

Пальчиковое упражнение «Дятел» . Подвижные игры : “Перелет птиц”, “Воробушки и автомобиль». Сюжетно-ролевые игры : “Лесная школа”, “Больница птиц”. Вывешивание кормушек на участке. Наблюдение за поведением синичек во время прогулки . Кормление птиц. Конструирование синички из бумаги ; Рисование птиц.

Участие родителей.

Заучивание стихотворения с детьми по заданию воспитателя. Изготовление атрибутики к подвижной игре «Перелёт птиц» и кормушек. Наблюдение за поведением синичек во время прогулки . Кормление птиц. Изготовление стен газеты. Участие в празднике.

Участие воспитателей.

Совместное с родителями проведение конкурса на лучшее чтение стихотворения «Синица »

Придумывание слов-действий, слов-признаков о синице ;

Загадка-описание о синице .

Дидактические игры : “Поломанные слова”, “Что за птица? ”

Проведение праздника. «День синицы »

Участие детей.

Участие в конкурсе на лучшее чтение стихотворения «Синица »

Пересказывание рассказа о синице , составленного коллективно совместно с логопедом;

Отвечают на вопросы по содержанию рассказа «Появились синички » (Г. Скребицкий, В. Чаплина)

Пересказывают содержание рассказа.

Участвуют во всех играх

Наблюдение за поведением синичек во время прогулки ;

Кормление птиц

Конструирование синички из бумаги , рисование птиц. Принятие участия в празднике.

4 этап Заключительный

Показ презентации для родителей и детей. Праздник «Наши друзья птицы»

«СИНИЧКИН ДЕНЬ»

Сценарий праздника для старшей группы.

Цель : Создать радостное настроение у детей, посеять и взрастить в детской душе любовь к природе и народным традициям родного края.

Задачи:

Познакомить детей с экологическим праздником «Синичкин день»

Расширить представление о перелетных и зимующих птицах, о причинах отлета птиц в осенний период

Воспитывать желание заботиться о зимующих птицах, стремление оказывать им помощь (подкармливать) в холодное время года

Приобщать дошкольников к традициям народного календаря

Место проведения: музыкальный зал

Оборудование : видеопроектор, на блюдце - семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины ; картинки птиц.

Ход мероприятия

Воспитатель. Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев. Они сбросили свой пестрый наряд из листвы. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь.

И как только на улице похолодало, многие птицы засуетились, как будто их кто- то напугал. Почему это происходит?

Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

Другие – те народ иной:

В мороз над лесом кружат,

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

К их пёрышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки К. Мухаммади

Полина: 3 слайд. Ребята, каких птиц вы видите на слайде?

4 слайд. Помогите мне найти зимующих птиц. Ласточка и цапля улетели в теплые края? Почему? Ласточка питается насекомыми, а цапля - лягушками. С наступлением осени насекомые и лягушки ушли в спячку.

Воспитатель 5 слайд. А знаете ребята, что с давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день – день встречи зимующих птиц. Издавна к этому дню люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. Почему этот день называется «Синичкин день»? Да потому что в народе говорили, что «синица для Руси божья птица». Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток. В народе говорили: «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Воспитатель . Не только птичка – синичка остаётся с нами зимовать, но и другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу.

Полина 6 слайд. Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко – желтая.

Воспитатель . Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти.

Полина 7 слайд. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись.

Шустро скачет воробьишка,

Птичка - серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.

Полина 8 слайд. Снегири

Вот на ветке, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Нежатся на солнышке.

Воспитатель 9 слайд. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Стук)

Полина Работяга пестрый дятел

Птицам дупла конопатил.

День трудился. Нету сил!

Все долбил, долбил, долбил

Полина 10 слайд Белобокая болтушка

На еловой на макушке

Растрещалась, раскричалась,

Разболталась, раскачалась. Сорока

Воспитатель 11 слайд Проводится игра «Птичий концерт».

Каждой группе ребят из 3-х человек даётся название птицы и предлагается хором продемонстрировать, как эти птицы поют:

Воробьи – чирик – чирик.

Синицы – тинь – тинь.

Ворона – кар – кар.

Дятел – тррр – тррр.

Снегирь – дю – дю – дю.

Клёст – цок – цок – цок.

Полина 12 и 13 слайд. Ребята давайте еще раз вспомним как эти птицы называются. Назовите одним словом.

Полина 14 слайд. Предлагаю вам отгадать загадки.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синичка)

Красногрудый, чернокрылый,

Любит зёрнышки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять (Снегирь)

Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Вещунья белобока,

А зовут её ... (Сорока)

Воспитатель 15 слайд. Как мы можем помочь птицам зимой? (Ответы детей) Но, сделать кормушку - мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.А сейчас мы проверим.

Игра «НАКОРМИ»

Уберите лишнее, что птицы есть не будут.

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Перед вами – картинки птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите картинку птицы и положите рядом с блюдцем).

Какая птица любит сало? (Выберите картинку этой птицы и положите рядом с блюдцем)

Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать картинку).

Воспитатель: Птиц можно подкармливать семенами подсолнечника, тыквы, арбуза. Нельзя давать птицам жареные семечки и черный хлеб. Охотно птицы едет творог, сливочный маргарин, несоленое мясо, жир. Смешайте эти корма, а птицы сами выберут из смеси любимые семена. Ребята, а вы знаете, что в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно? Из 10 синиц выживает до весны только 1. И наша с вами задача: не дать погибнуть зимой от голода нашим зимующим птицам, сделать для них кормушки и подкармливать птиц зимой.

Полина 16 слайд. Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна,

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Воспитатель: Ребята, вот вам семейное задание:

Повесить кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных птиц. Весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни птиц. Я надеюсь этот праздник открыл для вас что-то новое и интересное и крепче станет дружба между людьми и птицами!

А сейчас мы пойдём на улицу и повесим кормушки, насыплем корм. (когда будем сыпать корм, то говорить надо приговорку: Птичка, птичка вот тебе крошки с моей ладошки).

АЛЁНА КРАВЦОВА
Сценарий развлечения «Синичкин день» для детей старшей группы

Цель : Задачи :

Продолжать знакомить детей с зимующими и перелётными птицами.

Задачи :

Способствовать воспитанию любви к животному миру.

Закрепить умение распознавать птиц по издаваемым звукам, способам передвижения.

Развивать у детей познавательный интерес, внимание.

Способствовать пониманию детьми важности подкормки птиц в зимнее время.

Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью зимующих и перелётных птиц.

Персонажи :

Хозяюшка, Сорока, Воробей, Ворона, Дятел, Снегирь, Синица .

Ход праздника:

Дети входят в зал, который оформлен как русская горница. Их встречает Хозяюшка.

Хозяюшка : Здравствуйте, гости дорогие, проходите в мою горницу, устраивайтесь поудобнее. Хочу рассказать вам сегодня о русской народной традиции. Исстари на Руси в середине ноября праздновался День встречи зимующих птиц. Наши предки встречали его шумно и празднично. Люди мастерили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами. К этому празднику крестьяне заготавливали корм, развешивали кормушки , зазывали птиц к своему дому, а затем регулярно в течение зимы подкармливали. Позднее этот праздник стал называться Синичкин день . Отмечают его теперь 12 ноября. Кстати, название «синица » произошло вовсе не из - за синего оперения этих птиц, как многие могут подумать. Своё название они получили за звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика : «Синь – синь!» Наши предки считали синицу божьей птицей . В старину на неё гадали : бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали : если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность; если станет клевать крошки хлеба, то будет в доме достаток…

Влетает Сорока, трещит : Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Хозяюшка : Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята! Я – Сорока!

Хозяюшка : Что случилось, Сорока?

Сорока : Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Хозяюшка : Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

ИГРА «ПЁРЫШКИ» .

Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём. Перья с загадками :

Угадайте, что за птица.

Словно кошки не боится

Скачет по дорожке,

Собирает крошки, а потом на ветку прыг

И чирикает : «Чик-чирик!» . (Воробей)

Воробей : Здравствуйте, ребята. Рад встрече. Загадку вы отгадали, а стихотворение про меня рассказать сможете?

Ребёнок : За что люблю я воробья?

За то, что он такой, как я.

Когда приходят холода,

Не улетает никуда.

Воробей : Вот спасибо, вы верно подметили, мы всегда живём рядом с людьми. А ещё мы – воробьи весёлые, шумные, любим играть. Давайте поиграем с вами в игру!

ИГРА «ПТИЧЬЯ СЕМЬЯ» .

Цель : Формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные.

ПЕСНЯ «ВСЕМ НУЖНЫ ДРУЗЬЯ» .

Хозяюшка : Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона)

Появляется Ворона : Здравствуйте, кар – кар! Я – Ворона! Умная, хитрая птица, а ещё я люблю веселиться. Становитесь в хоровод, пустимся в весёлый пляс.

ХОРОВОД «ВОРОН» .

Хозяюшка : Следующая загадка : Далеко его стук слышится вокруг, червякам он враг, а деревьям – друг….(Дятел)

Прилетает Дятел : Приветствую всех собравшихся. Рад тому, что в наш лес гости пожаловали.

Хозяюшка : Здравствуй, Дятел. Мы пришли на лесную полянку, чтобы помочь Сороке разобраться с тем, какие птицы обитают в России.

Дятел : А вы сможете узнать птиц по голосам?

Хозяюшка : Постараемся .

Хозяюшка : Следующая загадка :

Сероспинный, красногрудый,

В зимних рощах обитает.

Не боится он простуды

С первым снегом прилетает. (Снегирь)

Снегирь : Добрый день . Вижу слушать птиц вы любите, а сами поёте? Сможете исполнить птичьи песни?

ИГРА «ПТИЧИЙ КОНЦЕРТ» . Каждой подгруппе детей даётся название птицы. Ребята исполняют песню на мотив «В траве сидел кузнечик» . Каждая птица по строчке.

Воробьи – чирик - чирик

Синицы – синь – синь

Вороны – кар – кар

Снегири – дю- дю-дю

Снегирь : Молодцы! Отменный концерт получился! Мне очень понравились ваши песни!

Хозяюшка : Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока)

Сорока : Ой, и правда, эта загадка про меня : знаю все новости, рассказываю их всем, кого встречу. Только до сих пор не поняла, почему одни птицы остались на зиму с нами, а другие улетели?

Хозяюшка : Ты до сих пор не догадалась? Сейчас тебе ребята ответят. (Дети отвечают) . Теперь поняла?

Сорока : Поняла, поняла, только я запуталась, какие птицы перелётные, а какие зимуют с нами?

Хозяюшка : Наши ребята помогут тебе разобраться.

ИГРА «ОДИНАКОВЫЕ, НО РАЗНЫЕ» . Карточки с зимующими птицами нужно перенести к снежинке, а с перелётными - к солнышку.

Хозяюшка : Угадайте, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

звонко тенькает : «Тень-тень! Как хорош осенний день . (Синица )

Синичка : Добрый день , ребята! Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть недолго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Хозяюшка : Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки) .

Синичка : Но, сделать кормушку - мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

ИГРА «НАКОРМИТЕ ПТИЦ» (на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины) . Нужно убрать лишнее, оставить полезное для птиц.

Хозяюшка : Уважаемые птицы, наши ребята не только многое знают про птиц, поют, танцуют, они ещё хотят рассказать вам стихотворения.

1ребёнок : Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

2 ребёнок : Небогаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

3 ребёнок : Сколько гибнет их –

Не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

4 ребёнок : Разве можно забывать :

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

5 ребёнок : Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Хозяюшка : Подошёл к концу наш праздник, давайте сейчас выйдем на улицу и развесим кормушки для зимующих птиц.

Ребятам раздаются листовки с призывами :

«Берегите птиц!» , «Птицы наши друзья!» , «Каждой пичужке - наша кормушка!» , «Поможем братьям нашим меньшим!» .

12 ноября 2019 года в нашей стране отмечается Синичкин день, установленный по инициативе Союза охраны птиц России. Праздник успел стать популярным у детей.

В этот день во многих детских садах и школах проводятся тематические утренники, посвященные охране птиц. Предлагаем один из возможных вариантов проведения детского праздника на Синичкин день.

Сценарий праздника «Синичкин день» в детском саду

Ведущие:
– Дорогие ребята! Сегодня мы отмечаем чудесный праздник – Синичкин день. В старину в это время на Руси праздновали День памяти святого Зиновия Синичника. Его считали покровителем всех лесных птиц: синиц, снегирей, соек, щеглов, свиристелей и других.

– А каких птиц вы знаете? (Дети ответят на вопрос).

Затем по программе мероприятия для дошкольников на Синичкин день пройдет детская викторина в которой ребятам нужно будет отгадать загадки о птицах (ведущие будут демонстрировать их изображения).

– Под карнизом слышен крик:
«Чик-чирик» да «чик-чирик!».
Это песенкам детей
Учит серый…(воробей).

– Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь).

– Носит серенький жилет,
Но у крыльев – черный цвет.
Видишь – кружат, двадцать пар
И кричат они: «Карр! Карр!»
(Вороны).

– Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка).

– Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
(Дятел).

– Северные гости
Клюют рябины грозди.
Так нарядны и ярки,
На головках – хохолки!
(Свиристели).

– Грудка ярче, чем заря,
У кого? (У снегиря).

– Верещунья, белобока,
А зовут ее… (сорока).

– Ей на месте не сидится,
Все летает целый день.
Суетится, суетится,
Целый день звенит «тень-тень»!
Угадайте, что за птица?
То веселая… (синица).

Ведущие:
– Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они радуют нас красивым пением, разнообразным оперением. Нам трудно представить мир без птичьего щебета, весну – без скворцов, море – без чаек, рощу – без соловьев!

– А сколько вредителей уничтожают птицы! Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток, грач – до 400 червей и вредителей растений. Семья ласточек за лето – около миллиона различных вредных насекомых. Сегодня вы узнаете больше о птицах, мы поиграем и порезвимся.

Мероприятие для детей на Синичкин день продолжит рассказ о синице.

– Все вы не раз видели синиц и хорошо знаете, как они выглядят. Синичка – маленькая птичка (ее масса 20 граммов, а длина 15 сантиметров). У нее черная голова и шея, белые щечки, зеленоватая спинка и желтый животик.

– Летом она целый день занята, ведь ей нужно накормить голодных птенцов. Их у синицы бывает около 15, а выводятся они два раза за лето. Вот и летает птичка целый день в поисках пищи. За сутки синица съедает столько насекомых, сколько весит сама.

– Как вы думаете, почему этих птиц называют синицами? Не все знают, что слово «синица» произошло вовсе не от оперения этих птиц. Их стали называть так за их звонкие песни, напоминающие перезвон колокольчика: «Зинь-зинь!».

– В народе говорили:

  • «Синичка невелика, а свой праздник знает»,
  • «Невелика синица, а голосок востер»,
  • «Синица – воробью сестрица»,
  • «Покорми синицу зимой, вспомнит тебя весной».

– С этим праздником связано множество примет. Люди подмечали:

  • если птицы стайками появились у дома, значит, скоро грянут морозы;
  • если синицы утром пищат – это к ночным холодам, свистят – к ясному дню.

Что ещё может быть в программе детского мероприятия на Синички день?

Затем по сценарию праздника «Синичкин день» в детском саду прозвучит рассказ о зимующих в наших краях пернатых.

Ведущие:
– Не только синицы остаются у нас зимовать. Другие птицы тоже пережидают в наших лесах и парках зимнюю стужу. Тяжело приходится птицам зимой, ведь у них нет теплых домов, как у нас с вами. Как мы можем помочь пернатым в это время года?

При поддержке ведущих дети дают ответы суть которых сводится к тому, что нужно смастерить кормушки и подкармливать птиц.

Ведущие:
– Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма:
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.

– Можно насыпать в кормушку хлебные крошки и сухарики, зерна пшена, риса, проса, гречихи, сушеные ягоды рябины и другой корм.

– Синичек можно угостить их любимой едой: несоленым и слабосоленым салом, семечками тыквы, подсолнечника, арахисом и др.

В программе праздника для дошкольников «Синичкин день» можно предусмотреть, что ребята прочтут стихи об этой птичке:

***
Скажи мне, синичка,
Крылатый мой друг,
Зачем остаешься,
Не рвешься на юг?

Наступят метели,
Снега, холода,
И с пищей пернатым
Зимою – беда!

Синичка – в ответ:
– Выручает кормушка.
Большое спасибо
За это, подружка.

Спасибо за семечки,
Яблоки, сало…
Без них бы зимою
Я точно пропала.

***
За окном щебечет птичка –
Желтобокая синичка.
Голодно зимой бедняжке:
Ни травинки, ни букашки.
Хоть бы хлебушка ей крошку
Или зернышек немножко.
Я повешу тут кормушку
И пшена насыплю кружку,
Буду ждать лесную гостью:
Прилетай скорее в гости!

Игры и конкурсы для детей на Синичкин день

Сценарий проведения «Синичкиного дня» в детском саду также может включать различные игры и конкурсы. Дети с удовольствием примут участие в физкультминутке «Бойкая синичка».

Ребята становятся в круг и повторяют движения за воспитателем:

– Скачет шустрая синица (дети прыгают на месте на двух ногах),
– Ей на месте не сидится (прыжки на месте на левой ноге),
– Прыг – скок, прыг – скок (прыжки на месте на правой ноге),
– Завертелась, как волчок (дети кружатся на месте),
– Вот присела на минутку (присели),
– Почесала клювом грудку (встали, сделали наклоны головы),
– И с дорожки – на плетень (прыжки на месте на левой ноге),
– Тири – тири (прыжки на месте на правой ноге),
– Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах).
– Покружились, покружились и снова в детей превратились.

Можно устроить игру «Синицы». Для этого на пол кладут большие кружки из картона. Дети – «синицы» – бегают по площадке. Когда воспитатель говорит: «По домам!», ребята стараются занять домики. Кто из детей остается без него, тот выбывает из игры.

Не забудьте о музыкальном сопровождении праздника. На нем могут прозвучать песни о птицах: «Синичка» («Я синичка, крошка птичка»), «Песенка синички», «Воробей», «Маленькая птичка», «Скворушка прощается», «Журавушка» и др.

Пояснительная записка

Вот и отшумела золотая осень, поредели кроны деревьев, избавились от своего пестрого наряда. Окружил листопадом сентябрь, отшумел дождями октябрь, встретил нас первыми морозами ноябрь. И вот уже зима спешит к нам с морозами и снегом.

И как только, на улице похолодало, многие птички засуетились как будто их кто- то напугал. Да нет, пугать никто не пугал. Вот только дождики да морозы не всем птицам по душе. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Раньше всех от нас улетают стрижи и ласточки, в сентябре отбывают грачи, скворцы, кукушки, а к ноябрю покидают нас все перелетные птицы.

Но улетают от нас одни пернатые, а с нами остаются другие птицы.

С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.

Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали: если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».

Актуальность:

Для формирования обобщенных пред­ставлений о птицах, развития интере­са к их жизни, расширения знаний и представлений об особенностях внешнего вида, жизненных проявлений, о повадках и способах приспособления к среде обита­ния, а также для развития познавательных способностей детей я разработала тематический день, посвященный празднику «Синичкин день».

Тематический день для детей среднего возраста «Синичкин день».

Цель: уточнить и расширить представление детей о перелётных птицах, об их жизни в весенний период.

Задачи:

Активизировать знания детей о перелётных птицах, об их строении, о внешнем виде, питании, повадках;

Развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь, обогащать словарь детей;

Упражнять в образовании сложных прилагательных, в составлении сложноподчиненных предложениях;

Закрепление навыка образования существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом;

Развивать умение строить причинно-следственные связи;

Учить понимать образный смысл загадок;

Воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Интеграция с другими областями: физическая культура, социализация, труд, познание, коммуникации, художественное творчество.

На входной двери в группу расположена табличка «Синичкин день».

Весёлая синица морозов не боится.

Даже в минус двадцать пять

любит песни распевать!

Утро: Сюрпризный момент: Влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише, не шуми. Ребята, вы узнали, кто это?

Сорока : Ой, здравствуйте, ребята!

Воспитатель : Что случилось, Сорока?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму.

Воспитатель : Давайте вместе отправимся в лес и поможем Сороке разобраться. Раз, два, три, повернись, на лесной опушке окажись!

Игра- беседа «Перышки» .

Воспитатель: Птичья стая пролетала. Пёрышки здесь разбросала.

Пёрышки мы подберём и задания прочтём.

Перья с загадками:

1. Угадайте, что за птица. Скачет по дорожке,

Словно кошки не боится – собирает крошки,

А потом на ветку прыг и чирикает: «Чик-чирик!». (Воробей.)

2. Как лиса среди зверей. Эта птица всех хитрей,

Прячется в зеленых кронах, а зовут ее… (Ворона.)

3. Кто присел на толстый сук и стучит: «Тук-тук, тук-тук!»? (Дятел.)

4. Кто летает. Кто стрекочет – рассказать нам новость хочет? (Сорока.)

5. Угадай, какая птица, бойкая, задорная, ловкая, проворная,

Звонко тенькает: «Тень-тень! Как хорош весенний день!». (Синица.)

6. Что за птица мороза не боится,

Хоть снега лежат везде, у нее птенцы в гнезде? (Клест.)

7. Грудка ярче, чем заря, у кого? (У снегиря.)

Индивидуальная работа на образование имен прилагательных - дидактическая игра "Птичья семья".

Цель : формировать умение правильно образовывать притяжательные прилагательные. (Чья семья? у воробья - воробьиная).

Примеры слов: ворона, синица, сорока, клест, соловей, сова, кукушка.

Пальчиковое упражнение «Птички».

Воспитатель : Пришло время поиграть с пальчиками.

Птички прилетели, (Пальцы расставлены, ладони перекрещены. Большие пальцы соединяют, остальными машут, как крыльями.)

Крыльями махали

Сели. Посидели (Кисти рук соединили в замок)

Непосредственно - образовательная деятельность «Какие разные птицы!»

Интегрирование областей : познание, коммуникация, социализация, художественное творчество, безопасность.

Программное содержание: Формировать реалистические представления о птицах, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц. Учить анализировать, делать простейшие выводы, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость. Воспитывать заботливое отношение к птицам.

Предварительная работа:

– Наблюдения за птицами в экологической комнате, на участке с использованием сравнения.

– Рассматривание иллюстраций.

– Чтение детской природоведческой литературы.

– Рассматривание альбома «Птицы».

– Отгадывание загадок.

Методы и приемы:

1. Беседа «Что знаем о птицах».

Вопросы:

– Чем отличаются птицы от других животных?

– Назовите известных вам птиц.

– Какая у них расцветка?

– Где обитают птицы?

– Чем питаются?

2. Словесное описание муляжа птицы.

Воспитатель: давайте вместе с вами рассмотрим строение птиц.

Ребята, расскажите, что общего есть у всех птиц?

(У них есть голова, шея, крылья, клюв, хвост, 2 лапки. Их тело покрыто перьями).

3. Работа по карточкам с изображением птиц.

Дети сравнивают рисунки и находят отличительные особенности и общие черты в строении, расцветке, жилищах, кормах птиц.

4. Отгадывание загадок о птицах.

1) Зимой на ветках яблоки!

Скорей их собери!

И вдруг вспорхнули яблоки,

Ведь это… (снегири).

2) Красно-чёрный, чёрно-красный,

Доктор из него прекрасный! (дятел)

3) В лесу, под щебет, звон и свист,

Стучит лесной телеграфист:

«Здорово, дрозд-приятель! »

И ставит подпись… (дятел)

4) Трещала с самого утра:

«По-р-ра! По-р-ра! »

А что – пора?

Такая с ней морока,

Когда трещит… (сорока).

5) Всю ночь летает –

Мышей добывает.

А станет светло –

Спать летит в дупло. (Сова.)

5. Составление рассказов о птицах детьми.

Воспитатель : Скажите ребята, птички которые не улетают зимой в тёплые края, а остаются с нами на зиму, как называются?

Дети:

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто это сидит на веточке? Скажите какой он. Ответы детей (туловище округлое, головка маленькая, круглая, крылья небольшие, хвост удлинённый, клюв короткий, глазки чёрные).

Воспитатель: Ребята, а мне кажется, что воробушек грустит. Как вы думаете почему? Ответы детей (ему холодно, скучно одному на ёлочке, у него нет друзей).

Воспитатель: Ребята, как же помочь маленькому воробушку? Ответы детей.

Воспитатель: А давайте поможем воробушку и слепим ему друзей.

Крепко за руки беритесь по дорожкам, по тропинкам

Не спешим, не отстаём в детский сад мы дружно все пойдём.

Проходим к своим местам за столом.

Лепка воробья.

Показ способа лепки воробья:

Воспитатель: Сначала берём кусочки коричневого и серого пластилина, смешиваем в один комок, чтобы получился цвет похожий на окраску воробьёв. Затем делим коричнево-серый комок на три кусочка (один большой и два поменьше). Из большого куска лепим туловище в форме яичка, сзади оттягиваем хвостик (сплющиваем пальцами). У нас осталось два одинаковых кусочка. Из одного сделаем голову (скатываем шар между ладоней, из второго крылья (сплющиваем кусочек пластилина в форме круга и разрезаем стекой пополам). Соединяем детали. Оформляем голову (клюв делаем из семечка, глазки из бусинок.

Воспитатель: Посмотрите ребята, что у меня есть? (Кормушка) Для чего нужна кормушка? Ответы детей.

Воспитатель : Давайте ребята наших воробушек посадим в кормушку.

Чей воробушек понравился больше остальных? Почему?

Молодцы ребята замечательные воробьи получились у всех. Теперь воробушку которого мы принесли из леса не будет скучно, вы сделали для него много новых друзей.

Прогулка «Наблюдение за птицами».

Воспитатель: Прислушайтесь к голосам птиц (дети заметят, что их не слышно). Вспомните летнее наблюдение за птицами, как они ловили в воздухе мух, комаров. Теперь насекомых нет, они спрятались: кто под кору дерева, кто в землю, кто в засохшую траву. Птицам нечего есть, они улетают на юг, где много тепла и корма. В результате наблюдений сделать вывод с детьми:

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года, как оно зовется?

Наблюдение за повадками птиц.

Продолжаем знакомиться с некоторыми повадками, особенностями внешнего вида птиц (ворона и голубь ходят важно, медленно, а воробьи и синички прыгают, быстро машут крыльями). Рассмотрите, где любят находиться птицы (вороны – на толстых ветках деревьев, воробьи – на ветках кустов, голуби – на карнизах жилищ). Понаблюдайте за способом питания (воробьи живут стаями, увидев корочку хлеба, один воробей подлетает к ней, и тут же вся стая стремительно кидается к нему, желая тоже полакомиться едой; вороны степенно подходят к еде, уносят ее на дерево или в укромное место, чтобы там съесть).

Приметы.

Птицы запели в дождь – к ясной погоде; воробьи в ненастную погоду весело чирикают – к ясной погоде.

Поговорки и пословицы.

Всякая птица своим пером гордится. Всякая птица своим клювом сыта.

Дидактическая игра «Что за птица?»

Дети делятся на две подгруппы. Дети одной подгруппы описывают птицу, а дети другой подгруппы должны угадать – что это за птица. Можно использовать загадки. Затем свои вопросы задает другая подгруппа.

Русская народная игра «Зимующие и перелетные птицы».

Дети надевают шапочки птиц (перелетныз и зимующих. В середине участка на расстоянии друг от друга стоят два ребенка в шапочках Солнышка и Снежинки). «Птицы» бегают врассыпную со словами:

Птички летают, зерна собирают.

Маленькие птички, птички-невелички.

После этих слов «перелетные птицы» бегут к Солнцу, а «зимующие» к Снежинке. Чей круг быстрее соберется, тот и выиграл.

Вторая половина дня.

Творческая игра «Синичка».

(Влетает синичка).

Воспитатель: Кто к нам прилетел в гости? Как догадались?

Синичка: Я слышала, вы много знаете о нас – зимующих птицах. Тяжело нам зимой. Будет зима мягкая и тёплая – мы выживем, а будет лютая – трудно нам придётся. Под снегом нелегко себе корм добывать, а голодному и замёрзнуть не долго. Вот и тянемся мы, птицы, зимой поближе к жилью человека, надеемся на его помощь и доброту.

Воспитатель: Ребята, а как мы, люди, можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц, делать кормушки)

Синичка: Но сделать кормушку мало, надо знать, какой корм можно положить для птиц.

Дидактическое упражнение «Накорми»

(на столе на блюдцах – семечки, сало, крупа, крошки, конфеты, ягоды рябины).

Уберите лишнее, что птицы есть не будут. Перед вами – модели, обозначающие птиц. Скажите, какая птица с удовольствием полакомится хлебными крошками? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица любит сало? (Выберите модель этой птицы и положите рядом с блюдцем). Какая птица зимой питается ягодами рябины? (Выбрать модель).

Дидактическое упражнение «Закончи рисунок».

Синичка: Молодцы! Вы настоящие знатоки! У вас хорошо получается! Ребята, хочу попросить у вас помощи. Один художник рисовал мой портрет. Посмотрите, что у него получилось – по-моему, чего-то на рисунке не хватает. Закончите, пожалуйста, рисунок!

Игра на внимание «Синицы».

Кружки (или кладут обручи из картона) – это гнездо. Все дети – синицы. Они свободно летают по площадке. На сигнал «По домам» синицы быстро летят и стараются занять один из домиков. Кто из детей остается без него, тот проиграл.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи - словесная игра «Назови ласково».

Птица – птичка, воробей – воробушек, сова – совушка, синица – синичка, соловей – соловушек, скворец – скворушка, кукушка – кукушечка, снегирь – снегирек и т.д.


Вечер : Игра малой подвижности «Успей занять место»

Дети образуют большой круг и рассчитываются по порядку номеров (первый, второй, третий и т.д.). Водящий становится в центре круга. Он громко называет два каких-нибудь номера. Дети названных номеров быстро меняются местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Оставшийся ребенок без места начинает водить. Номера, данные детям в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

Индивидуальная работа по экологии – дидактическая игра «Голоса птиц»

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки?

  • Кар – кар! (Ворона).
  • Чик – чирик, чив – чив! (Воробей).
  • Ча-ча –ча! (Сорока).
  • Курлы – курлы! (Журавль).
  • Свири свир! (Свиристель).
  • Цок-цэк, цок – цэк! (Клест).
  • Ку- ку! (Кукушка).
  • Рюм-рюм-рюм! (Снегирь).
  • Синь-синь-синь! (Синица).

Игра на внимание с подгруппой «Какой птички не стало?».

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц, незаметно для детей убирается ода из картинок и спрашивается: - Какой птички не стало?

Работа с родителями:

Предложить родителям вместе с детьми насыпать корм в кормушки для птиц, создание совместных рисунков «Наши пернатые друзья».

Список литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1991.

2. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. - М.: Просвещение, 1974.

3. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой.- М.: Просвещение, 1980.

4. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Т.И.Бабаева (и др.). - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.

5. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки.- М.: Просвещение, 1985.

6. Кобзева Т.Г. Организация деятельности детей на прогулке.- Волгоград: Издательство «Учитель»,2012.

7. Лучич М.В.Детям о природе.- М.: Просвещение, 1989.

8. Методика ознакомления детей с природой в детском саду/ под ред. П.Г. Саморуковой.- М.: Просвещение, 1992.

9. Молодова А.П. Игровые экологические занятия с детьми.- Минск: Асар, 1998.

10. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М.: Просвещение, 1990.

Приложение: