Перелетные и водоплавающие птицы подготовительная группа. Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Перелетные птицы. Дидактическое упражнение: «Кто улетел?»

Оксана Шепотько
Конспект НОД «Перелётные птицы» в подготовительной группе

Цель: продолжить формирование у детей представлений о перелётных птицах. Поддерживать стремление детей получать познавательную информацию через ЭОР.

Задачи:

Развивающие.

Закрепить знание о видах птиц (зимующие, перелётные). Развивать связную речь, память, внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук, умение образовывать слова во множественном числе.

Образовательные.

Сформировать у детей представление о жизни перелётных птиц. Учить отгадывать птиц по голосу, «летать» стайкой, клином.

Обогащение детского словаря: перелетные птицы. Учить детей при помощи дыхательной гимнастики расслаблять и восстанавливать организм после физической нагрузки и эмоционального возбуждения.

Воспитательные.

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, доставить детям удовольствие и радость, вызвать яркие эмоции и хорошее настроение.

Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, умения договариваться, помогать друг другу.

Методические приемы:

беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра «Собери пазлы», прослушивание звукозаписи с голосами птиц, подвижная игра «Улетает, не улетает», словесная игра «Сосчитай и назови», игра: «Кто улетел?», игра «Узнай по голосу», игровая ситуация, физическая минутка, подведение итогов.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Музыка»

Предварительная работа: беседы о перелетных птицах, наблюдение за птицами, рассматривание картинок с изображением птиц, прослушивание аудиозаписи пения птиц, заучивание пословиц, загадок; чтение художественной литературы: Л. Толстой «Галка и кувшин», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», «Гадкий утенок», Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Оборудование: проектор, презентация, разрезные картинки с изображением птиц, письмо, шарик, пёрышко, колокольчик, вода с йодом, аудиозапись голоса птиц, кубик, телефон, карточки с загадками.

Ход НОД.

(воспитатель звенит колокольчиком)

Воспитатель: Мой звоночек звенит, заливается

И ребята вокруг собираются.

Собрались все дети в круг

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнёмся.

Закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!

(влетает шарик, ни нитке письмо, написанное лимонным соком)

Воспитатель: Ух ты, что это? Давайте посмотрим. Это какой-то чистый лист, как вы думаете, что это может быть? Ответы детей. А может это не просто чистый лист, а тайное письмо? Такие письма могут быть написаны секретными чернилами (лимоном или крахмалом)

Воспитатель: А как же узнать что в нем написано? Ответы детей. Развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо. У нас есть такая водичка.

Воспитатель: Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это? Оказывается, ребята, это письмо от Осени.

«Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы знаете много песен и стихов об осени. Расскажите, пожалуйста, мне что вы знаете о перелётных птицах. Осень.»

Воспитатель: Ребята, расскажем Осени о перелётных птицах? Какие птицы называют перелётными? Почему они улетают в тёплые края?

Воспитатель: Давайте птички вам будут петь, а вы их по голосу будете угадывать, согласны?

Воспитатель: Вот здорово. Ну, тогда вперёд. Птички, начинайте петь.

Воспитатель: Молодцы ребята. Как ловко вы узнали все голоса птиц, а загадки также ловко отгадываете?

1. Угадайте, что за птичка -

Темненькая невеличка.

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)

2. Кто без нот и без свирели

Кто же это? … (Соловей)

Перелётная крякушка ловит лягушек.

Ходит вразвалочку, спотыкалочку. (Утка)

Он живёт на крыше дома-

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту. (Аист)

В воде купался,

А сух остался. (Гусь)

Будто крохотный звонок. (Жаворонок)

Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Журавль, клин журавлей)

Не ворона, не синица, -

Как зовётся эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу «ку-ку». (Кукушка)

Воспитатель: Отлично! Я знала, что вам это по силам. Предлагаю вам ещё одну игру «Кто улетел?»

Игра: «Кто улетел?»

Правила игры: На экране 6-7 изображений перелётных птиц. Воспитатель говорит, что одна из птиц улетит на юг и просит детей закрыть глаза. Дети закрывают глаза, а воспитатель убирает одно изображение птицы.

Воспитатель: Вы ловко это сделали, просто великолепно. Не устали? Хотите ещё поиграть? Сейчас будем считать птиц.

Словесная игра «Считай и называй»

Правила игры: на экране перелётные птицы, воспитатель предлагает рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием птицы и выпавшей на кубике цифры. Например: «В осеннем лесу 2 грача», «Улетело из осеннего сада 5 соловьёв».

Воспитатель: А сейчас поиграем.

«Покружитесь, повернитесь, быстро в пташек превратитесь».

Физкультурная минутка

Подвижная игра «Улетает, не улетает» (Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Правила игры: воспитатель перечисляет названия птиц, а дети бегают и машут крыльями, когда услышат названия перелётной птицы. Если услышат зимующую птицу или домашнюю – дети приседают на корточки.

«Покружитесь, повернитесь и в ребяток превратитесь»

Воспитатель: Давайте с вами восстановим дыхание, упражнение: «Лебединое пёрышко». Во время подготовки к полёту птицы потеряли пёрышки. Возьмите по одному пёрышку, положите его на ладошку. Держите ладошку напротив рта. Не надувайте щёки. Дети дуют на пёрышки.

Чистоговорка

Ла -ла- ла - Есть у птицы два крыла.

Лы -лы- лы- В небесах парят орлы.

Ро - ро- ро - Потерял павлин перо.

Ца -ца- ца- Птица вывела птенца. Ли- ли- ли- Улетели журавли

Воспитатель: Как вы думаете, как летят птицы? Как им вздумается или существует какой-то порядок перелёта?

Ласточки, скворцы, трясогузки – стайкой.

Шеренгой, прямым фронтом летят цапли, утки.

Гуси чаще всего летят косяком.

Углом, или клином, летят гуси, журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Воспитатель: предлагаю вам полетать, как ласточки, как журавли (на экране изображение)

Воспитатель: Какая красота! Молодцы какие.

Рефлексия.

Воспитатель: Предлагаю вам, ребята, пройти за столики. На столе лежат конверты, разбейтесь на пары и соберите пазлы.

О чем мы сегодня говорили?

А кто хотел побольше узнать о птицах?

Что нового вы сегодня узнали?

Что больше всего понравилось? (не понравилось)

Какое задание было лёгким? (тяжёлым)

Цель: Расширение и активизация словаря по теме, совершенствование грамматического строя речи, закрепление умения работать со схемами, развитие звукового анализа.

Задачи:

- обучающая:

  • активизация и расширение словаря по теме;
  • развитие навыка словообразования;
  • упражнение в построении предложений;
  • развитие звукового анализа;

- развивающая:

  • развитие внимания, памяти, мышления;
  • развитие общей и мелкой моторики;

- воспитательная:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
  • воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать ответы товарищей.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности:

  • совместная деятельность педагога с детьми;

- средства обучения и воспитания:

  • игровые, наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая среда:

  • сюжетная картинка, картинки с изображением перелетных птиц, письмо, разрезная картинка «Скворец», скворечник (из картона), скворец на палочке, картинки по теме, аудиозапись, цветы, розетки, весеннее дерево, медали с изображением птиц;

Предварительная работа:

  • беседа о перелетных птицах;
  • рассматривание иллюстраций;
  • чтение стихов о перелетных птицах;
  • наблюдение за птицами во время прогулок;
  • разучивание пальчиковой игры "Птенчик";
  • подбор и изготовление материала для занятия.

Ведущая образовательная область:

  • речевая область, познавательная область, коммуникация, социализация;

Планируемые результаты:

  • активизировать и расширить словарь по теме;
  • научить детей образовывать глаголы от слов – звукоподражаний;
  • научить образовывать сложные слова;
  • закрепить умение детей отвечать на вопросы полными предложениями;
  • упражнять в образовании предложений с предлогами;
  • закрепить умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;
  • закрепить умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму от существительного и прилагательного;
  • закрепить навык звукового анализа;
  • закрепить умение образовывать слова – антонимы;
  • развить фонематический слух (различить на слух голоса птиц);
  • развивать логическое мышление.

План деятельности

1. Мотивационно-побудительный этап.

1.

Упражнение "Мы идём в лес".

В лес весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдем.
Может быть, в лесу весеннем,
Перелётных птиц найдем.

дети берутся за руки и за логопедом идут шагом - «змейкой» между разложенными на полу цветами.

2. Упражнение «Сядет тот, кто повторит ряд слов».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед произносит ряды слов.

Самостоятельная деятельность детей: дети называют ряды слов и отвечают на вопросы.

Сядет тот, кто повторит ряд слов.
Аист, гусь, пеночка;
Журавль, гусь, трясогузка;
Цапля, соловей, лебедь;
Грач, скворец, кукушка;
Ласточка, удод, иволга;
Пеночка, утка, лебедь;
Соловей, цапля, кукушка;
Трясогузка, аист, чиж.

Кого мы сейчас называли? (Птиц). Какие это птицы? (Это перелётные птицы).

2. Основной.

Совместная деятельность педагога с детьми:

1. Сюрпризный момент.

– Я сегодня нашла в кабинете письмо. Не знаю, кто его прислал, но оно адресовано детям детского сада № 322 группы №4, значит нам. Интересно? (Да). Тогда надо прочитать его?

«Привет, ребята!

Девочки и мальчики, если хотите узнать, кто прислал вам письмо, то выполните все задания по порядку».

Ребята, а вы хотите узнать, от кого оно? Тогда внимательно слушайте задания, а за каждый правильный ответ вы получите птицу. После занятия все ваши птицы и цветы окажутся на чудесном весеннем дереве.

Самостоятельная деятельность детей: дети слушают и отвечают на вопросы.

2. Беседа о перелётных птицах.

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы.

– Откуда прилетают птицы весной? (Из тёплых стран). Почему они улетали? Как вы думаете, почему их называют перелётными? Что общего у птиц? (голова, туловище, шея, крылья, хвост, клюв, перья, пух, лапы, грудь). Чем они отличаются? (размером, голосами, опереньем, окраской).

3. Упражнение «Кто, как кричит?»

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы.

  • Гусь (что делает?)- … (гогочет).
  • Лебедь - … (трубит).
  • Утка - … (крякает).
  • Журавль - … (курлычет).
  • Аист - … (трещит).
  • Соловей - … (поет).

i>Упражнение «Кто, где сидит?»

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы.
Посмотрите на картинки и ответьте «Кто, где сидит?»

Ответы детей:

Ласточка сидит на проводе;
Скворец сидит на скворечнике;
Трясогузка сидит на пеньке;
Кукушка сидит на ветке;
Грач стоит на траве;
Пеночка сидит на земле;
Соловей сидит на дереве.

Игра «Путаница».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед произносит предложения со словами с неправильными окончаниями.

Самостоятельная деятельность детей: дети образуют прилагательные от существительных и произносят предложения.

Этот листок, наверное, попал под дождь! Вы поможете мне разобраться?

Наступил первый весна день. - Наступил первый весенний день.

Дует теплый весна ветер. - Дует теплый весенний ветер.

В небе светит яркое весна солнце. - В небе светит яркое весеннее солнце.

На полянах расцветают первые весна первоцветы. - На полянах расцветают первые весенние первоцветы.

Все птицы поют весна песню. - Все птицы поют весеннюю песню.

Все живое радуется весне.

6. Игра «Скажи, какой, скажи какая».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, образуя сложные слова.

  • У цапли длинные лапы (какая цапля?) - Длиннолапая цапля.
  • У аиста красный клюв (какой аист?) - Красноклювый аист.
  • У лебедя белые крылья (какой лебедь?) - Белокрылый лебедь.
  • У чижа жёлтая грудь (какой чиж?) - Желтогрудый чиж.
  • У ласточки чёрная голова (какая ласточка?) - Черноголовая ласточка.
  • У трясогузки длинный хвост (какая трясогузка?) - Длиннохвостая трясогузка.

Физкультминутка .

Птенчик в гнездышке проснулся, встрепенулся.
Потянулся.
И головкой покивал, и хвостиком повилял.
По ходу физкультминутки дети выполняют соответствующие тексту движения.
Широко раскрыл он клювик, громко, громко запищал:
Пи-пи-пи, пи-пи-пи….
Червячка скорей неси.
Мама с папой закружили,
Угощение тащили.
Червячок, блоха и мошка, кушай, кушай, наша крошка.
Пальчиковая зарядка

Птенчик сыт, опять он спит.
Тс-тс-тс, нам нельзя его будить.

Одна ладошка широко открыта – ротик птенца, пальцы другой руки собраны
вместе – клювик мамы, собранные вместе пальцы упираются в открытую
ладошку, потом позиция рук меняется – каждое проговариваемое слово ведет к смене рук .

Игра с мячом «Назовите ласково».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, образуя уменьшительно-ласкательную форму от существительного и прилагательного.

  • Пестрая утка - … (пестренькая уточка).
  • Серая кукушка - … (серенькая кукушечка).
  • Шустрая трясогузка - … (шустренькая трясогузочка).
  • Добрая птица - … (добренькая птичка).
  • Короткий хвост - … (коротенький хвостик).
  • Тонкая шея - … (тоненькая шейка).
  • Белое крыло - … (беленькое крылышко).
  • Острый клюв - … (остренький клювик).

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед включает аудиозапись с голосами птиц.

Самостоятельная деятельность детей: дети внимательно слушают голоса птиц (аудиозапись), показывают свою картинку с изображением птицы и говорят, как она называется.

Игра «Скажите наоборот».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы.Самостоятельная деятельность детей: дети подбирают антонимы.

  • У жаворонка туловище мелкое, а у грача … (крупное).
  • Журавль большой, а соловей … (маленький).
  • У аиста клюв длинный, а у соловья … (короткий).
  • У трясогузки лапки тонкие, а у лебедя …(толстые).
  • У пеночки хвост короткий, а у трясогузки …(длинный).
  • У соловья серая грудка, а у ласточки …(белая).
  • Аист белый, а грач …(черный).

10. Упражнение «Так бывает или нет» .

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы. Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, развивают логическое мышление.

Послушайте, внимательно, предложения. Скажите, чего не бывает, и как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Так бывает или нет? (Нет). А кто высиживает яйца? (Птицы). Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Так бывает или нет? (Нет!) Из яиц птиц вылупились …(кто?) (птенцы).Дети сделали для аистов скворечники? Так бывает? (Нет!) Для кого дети сделали скворечники (Для скворцов). Тело птицы покрыто шерстью. Так бывает или нет? (Нет!) Чем покрыто тело птицы? (Опереньем). Медведи строят гнезда. Так бывает или нет? А как бывает? (Птицы строят гнезда). Скворец живет в будке. Так бывает или нет? (Нет!) А как бывает? (Скворец живет в скворечнике).

11. Упражнение «Звуковая дорожка».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед показывает картинку (журавль, синица, грач, кукушка, чиж, жаворонок, гусь, скворец).

Самостоятельная деятельность детей: дети называет первый звук в слове и обозначают его нужным цветом.

12. Игра «Сложите картинку».

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед предлагает детям разрезанную картинку с изображением скворца.

Самостоятельная деятельность детей: дети собирают картинку из частей.

- Переверните карточки с заданиями, сложите картинку, и вы узнаете от кого это письмо.

- Кто же у нас получился? (Скворец). Так значит, это скворец принес нам письмо.

Рефлексивный этап.

Совместная деятельность педагога с детьми: логопед задаёт вопросы, совместно с детьми подводит итоги, называет победителей.

Самостоятельная деятельность детей: дети отвечают на вопросы, подсчитывают количество птиц, наклеивают птиц на весеннее дерево. -

Сегодня мы очень много говорили о перелётных птицах. Чем можно помогать птицам? (подкармливать их зимой, делать им скворечники , и т.д.).

Посчитайте, сколько у каждого из вас птиц.

Отмечаются трое детей, набравших большее количество птиц (им выдаются медали с изображением птиц) .

Дети наклеивают птиц на весеннее дерево.

Тема: « Перелетные птицы» (подготовительная группа) Лексика: 1. Закрепить и расширять знания детей о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение в стаи, отлет, добывание корма). 2. Ввести в активный словарь:  Существительные: ласточка, грачи, скворцы, гуси, утки, журавли, лебеди, дрозды, жаворонки, чижи, стрижи;  Прилагательные: длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый;  Глаголы: лететь, нырять, клевать, заглатывать, курлыкать, крякать, шипеть. Грамматика: 1.Образование существительных с ум-ласкат. суф. ед. и мн. числа. «Назови ласково» 2 Образование существительных ед. и мн. ч. в разных падежах.  Дательный падеж. Насыпали корм голубю и воробьям.  Родительный падеж. В лесу много дятлов, дроздов, кукушек.  Предложный падеж. Папа рассказал о журавлях, синице и аисте. 3. Согласование числительных и существительных в роде и числе. 4. Образование притяжательных прилагательных «Скажи, какая стая» Клин лебедей – лебединый; стая уток – утиная; караван журавлей – журавлиный; стая грачей – грачиная; стая соловьев – соловьиная; стая воробьев – воробьиная. 5. Образование глаголов с помощью приставок. Лететь - улететь, перелететь, залететь 6. Игра «Подбирай, называй, запоминай» Закончи предложения (подбери и назови как можно больше слов-признаков и слов-действий). Кукушка (какая?) пестрая, небольшая, красивая и т.д. Грач (какой?) … Перелетные птицы весной (что делают?)… Перелетные птицы осенью (что делают?)… 7. Игра «Нелепицы» Послушай и скажи, чего не бывает. И как должно быть на самом деле. Птенцы высиживают яйца. Тело птицы покрыто шерстью. Из яиц птиц вылупились крокодильчики. Птенцы строят гнезда. Дети сделали для аистов скворечники. Скворец живет в будке. 8. Игра «Угадай слово». Птица улетает, а птицы … (влетает, залетает, прилетает, летает, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьет гнезда, поет). 9. Игра «Кто у кого?» У скворца – скворчата; у журавля -…; у грача - …; Связная речь 1. Чтение рассказа «Ласточка». 1 Ласточка летала около окошка и зацепилась лапкой за ветку. Конец ветки был привязан к окну. Нитка не пускала ласточку. Тогда она стала громко пищать. На ее писк слетелись много ласточек. Они летали вокруг подружки и щебетали. Вот одна из них клюнула нитку. Потом стали клевать нитку и другие ласточки. Скоро ласточка была свободна. Вопросы: - Что случилось с ласточкой? - Где оказалась ласточка? - Как помогли ласточке подруги? - Как можно назвать всех ласточек? (Хорошие друзья). 2. Составление плана детьми с помощью педагога. - Что случилось с ласточкой? Беда. - Что оказали ласточке подруги? Помощь. - Где оказалась ласточка? На свободе. 3. Повторное чтение рассказа. 4. Пересказ детьми рассказа по плану. Общая и мелкая моторика. Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка. Эта птичка – свиристель, Эта птичка - корыстель. Эта птичка - злой орлан. Птички, птички, по домам. Пальчиковая игра. «Птичка» (Дети загибают по одному пальчику на обеих руках) (Машут сложенными накрест ладонями) (Машут обеими руками, как крыльями) Подвижная играя Воспитание правильного физиологического дыхания, развитие координации движений. « Журавли учатся летать» Дети изображают, как журавли учатся летать. Руки разводят в стороны и поднимают до уровня плеч. Вдох через нос. При опускании рук – выдох. Для усложнения можно выполнять взмахи руками с одновременным поочередным подниманием ног и движением по кругу. Развитие логического мышления: - отгадывание загадок; - игра «В чем ошибся художник?» - игра «Четвертый лишний» 2

Образовательная область «Коммуникация» .

Форма проведения: «Познавательное занятие»

Интеграция областей:

«Коммуникация» (основная образовательная область) , «Познание» , «Социализация» , «Физическая культура» , «Музыка» .

Виды деятельности: коммуникативная, поисковая, игровая, двигательная.

Коррекционно-образовательные:

  • Закреплять умение составлять описательный рассказ о перелетных птицах по мнемотаблице.
  • Упражнять в составлении многословных предложений (В поле я увидел длинноного аиста) .
  • Расширять словарь существительных (аист, грач, ласточка, кукушка, соловей, скворец, оперение, тело, спинка, грудка, крылья, хвост, лапки, оперение, орнитолог, гнездо, дупло, глина…) прилагательных (голосистый, скрипучий, звонкий, длинноногий, чернокрылый, остроклювая, хрупкое, прочное) глаголов (прилетают, вьют, чистят, поют, ловят, летят) и наречий (юрко, быстро, голосисто) по данной теме.
  • Учить детей правильно подбирать слова антонимы (высоко-низко) и синонимы (звучный, мелодичный) .
  • Совершенствовать навыки словообразования (длинные ноги - длинноногий)

Коррекционно-развивающие:

  • Способствовать развитию связного речевого высказывания, логического мышления, зрительного и слухового внимания, общей и мелкой моторики.
  • Познакомить детей с профессией «орнитолог» .

Коррекционно-воспитательные:

  • Развивать у дошкольников познавательную и эмоциональную активность, бережное отношение к природе и птицам.

Оборудование: мультимедийный проектор, магнитофон, магнитная доска, символ «Солнышко» , конверт с письмом, разноцветные конверты, картинки птиц, мнемотаблицы для описания птиц, разноцветные прищепки, медали.

1. Организационный момент. Вводная беседа.

Включен мультимедийный проектор, на экране картинка ранней весны.

(1 слайд)

Логопед: - «Ребята, а какое сейчас время года? Какой весенний месяц?» .

«Кто к нам возвращается весной?» . «Какие птицы?» . «Почему их называют перелетными?» . «А вы знаете, какие ученые изучают перелетных птиц? – эти ученые называются орнитологами» . (2 слайд)

2. Введение в новую тему «Таинственное письмо» .

Логопед: - «Сегодня утром я получила письмо от орнитологов нашей страны. «Дорогие ребята! В этом году увеличилось количество птиц, которые возвращаются наши края. Мы просим Вас помочь нам в описании перелетных птиц. Будьте внимательными!» Вы готовы стать юными орнитологами?».

Логопед: - «Ребята! Когда наступает весна, мы начинаем слышать голоса множества птиц. И еще задолго до того, как мы увидим птицу, мы ее может услышать. Давайте узнаем птиц по голосу» .

На мультимедийном проекторе появляются птицы (аист, грач, кукушка, ласточка, скворец, соловей) . (3 слайд)

4. «Называй, повторяй, запоминай» .

Логопед: - «Ребята, а кто самый первый прилетает из теплых краев? (4 слайд) Как вы думаете, почему именно грач прилетает первым? Давайте назовем части тела грача по цепочке» .

Дети передают друг другу солнышко и прикрепляют к нему по лучику (лучик-существительное) .

Логопед первым называет существительное, а дети повторяют его и называют свое.

У грача есть тело, голова, перья, клюв, глаза, лапки, хвост…

5. «Узнай гнездо птиц» .

Логопед: - «Ребята, а почему птицы возвращаются к нам?» .

Логопед: - «А как вы думаете, гнезда у перелетных птиц одинаковые?» .

Логопед: - «У какой птицы самое большое и самое маленькое гнездо? Чье гнездо самое хрупкое? Подумайте, какая птица использует глину при строительстве гнезда? Какая птица любит селиться в домике, который для неё сделал человек? Как он называется? Ребята, а какая птица не имеет своего гнезда?»

На проекторе гнезда птиц. (5 слайд)

Логопед: - «Давайте вместе с вами попробуем назвать жилище этих птиц. Гнездо ласточки –чье гнездо? Гнездо соловья – чье гнездо?

6. «Какой? Какая? Какие?» . Динамические упражнения.

На доске силуэты птиц.

Логопед: - «Ребята, орнитологи прислали фотографии перелетных птиц, но когда я открывала конверт, то увидела, что все фотографии испорчены, остались только темные силуэты. Помогите узнать птиц. А как вы догадались, какая птица на фотографии? Если у аиста длинные ноги, он? - длинноногий. У грача черные крылья, поэтому его называют? -чернокрылым. У скворца острый клюв, поэтому его можно назвать? –остроклювым. Давайте превратимся в скворушек» .

Физкульминутка для развития общей моторики «Остроклювый скворушка» .

Остроклювый скворушка руки на поясе, ходьба на месте

Свил в дупле гнездо круговые движения руками

Будущим птенчикам понравится оно хлопки

Упражнение для развития мелкой моторики «Видит скворушка в траве»

Логопед: - «Ребята, а на что похожа, открытая прищепка? (открытый клюв птиц) . Возьмите в руки по одной прищепке и представьте, что это клювик нашего скворушки» . (Дети выполняют движения по ходу чтения стихотворения)

Видит скворушка в траве открывать-закрывать прищепку на каждое слово пальцами правой руки,

И на кочке, и в листве, тоже движение пальцами левой руки,

И среди густых лугов, прищипывать кончики пальцев левой руки,

Мошек, мух, стрекоз, жуков. тоже движение правой рукой.

Итог занятия «Опиши свою птицу» .

К столам детей прикреплены конверты с птицами.

Логопед: - «Ребята, теперь мы с вами очень много знаем о жизни перелетных птиц, а теперь настало время встретить их. Посмотрите, кто к вам прилетел. Давайте разобьемся на пары и попробуем составить по схемам-подсказкам рассказ-загадку, а остальные дети отгадают ее» .

(Приложение 1.)

Итог занятия. Рефлексия.

Звучит спокойная музыка.

Логопед: Ребята что мы сегодня делали? Что нового вы узнали? Что на занятии вам понравилось больше всего?

Дети передают ласточку друг другу и рассказывают о своих впечатлениях.

- «Вы замечательно справились с заданиями, много узнали о перелетных птицах, смогли описать их, и за это получаете медали юных орнитологов» .

Приложение к конспекту НОД: презентация «Юный орнитолог» , мнемотаблица.

Елена Еременко
Конспект НОД в подготовительной группе «Перелетные птицы»

Конспект НОД в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы »

ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга»

Воспитатель : Еременко Е. А.

Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме «Перелетные птицы »

Цель : Обобщение имеющихся у детей знаний о перелётных птицах : продолжить знакомить детей с перелетными птицами , выяснить, почему их так называют, дать определение словам «насекомоядные» , «водоплавающие» , развивать активный и пассивный словарь детей, совершенствовать навыки ведения беседы и умение отвечать на вопросы.

Образовательная область :

Познавательное развитие;

Социально-коммуникативное развитие;

Речевое развитие.

Задачи :

1. Обучающие :

Расширить знания детей о птицах .

Закрепить знания о перелетных птицах .

Закрепить обобщающие понятия.

Обучать развернутому высказыванию.

Расширить представление детей о перелётных птицах , их внешнем виде, образе жизни.

2. Развивающие :

Развитие речевой активности, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной и мелкой моторики, творческого воображения.

3. Воспитательные :

Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности. Воспитание бережного отношения к природе.

Методы и приемы :

Практические - игра, игровая ситуация.

Наглядные – рассматривание, прослушивание.

Словесные - художественное слово, вопросы.

Словарь :

Активизировать в речи детей следующие слова : перелет - стаей , вереницей, поодиночке, клином; насекомоядные, водоплавающие, длиннохвостая, остроклювый, чернокрылый, длинношеий.

Предварительная работа :

Наблюдение за птицами во время прогулки ;

Чтение стихов, рассказов о птицах (В. Бианки «Кто чем поёт?» , «Хитрый лис и умная уточка» , русская народная сказка «Лиса и журавль» , Д. Н. Мамин – Сибиряк «Серая шейка» и др.

Рассматривание иллюстраций с различными видами птиц , предметных картинок с изображением различных видов птиц .

Оборудование :

Плакат с изображением природы, перелетных птиц ,

Схема для составления описательного рассказа о перелётных птицах :

Предметные картинки, карточки с изображением перелетных и зимующих птиц ,

Игрушка – зайка (листопадничек) .

Ход непосредственно образовательной деятельности

1. Организационный момент. Развитие мимической моторики. Упражнение «Осень»

Воспитатель : Дети! Посмотрите, к нам сегодня пришел в гости обитатель леса – маленький зайчонок – листопадничек. (При необходимости напомнить сказку И. Соколова – Микитова «Листопадничек» , чтобы немного поиграть и узнать что-нибудь новое и интересное. Какое сейчас время года? (осень) . Правильно, давайте немного поиграем с вами.

Осенью часто идёт дождь. Нам это не нравится – нахмурим брови. Но иногда солнышко всё же выглядывает из-за туч – улыбнёмся солнышку. Вот оно посветило нам в правый глаз – зажмурим его, теперь в левый – зажмурим его.

А сейчас выполним все движения поочерёдно : нахмурим брови, улыбнёмся, зажмурим сначала правый глаз, затем – левый.

2. - Ребята, а какие приметы осени вы знаете (перечисляют ) . Правильно, вы заметили, что одна из примет осени – отлет перелетных птиц в теплые края .

Вот зайчику очень интересно, а почему птицы улетают ? (становится холодно, исчезают насекомые, осыпаются семена растений, скоро замерзнут водоемы, птицам будет трудно добывать корм).

3. - Давайте вместе вспомним названия перелетных птиц (грачи, скворцы, ласточки, стрижи, журавли, дикие гуси, утки, лебеди и др.) и разделим их на слоги (хлопками) .

4. Игра с мячом «У кого кто?» (воспитатель бросает ребенку мяч и называет взрослую птицу , ребенок обратно – как называются ее птенцы)

У скворца – скворчата, у аиста – аистята, у журавля – журавлята, у грача – грачата, у утки – утята, у гуся – гусята и т. д.

5. -Я уверена, ребята, что вы много знаете о перелётных птицах . Давайте расскажем нашему гостю - листопадничку о них. А чтобы вам было легче, я буду задавать вам вопросы, а вы отвечайте на них полными предложениями. (Вспомнить и обобщить имеющиеся у детей знания о перелётных птицах , при необходимости еще раз повторить материал; развитие логического мышления и связной речи, активизация предметного и глагольного словаря по теме).

Почему перелётные птицы улетают на юг ? (становится холодно и им нечего есть)

Какие птицы улетают первыми ? (те, которые питаются насекомыми, т. е. насекомоядные : скворцы, соловьи, ласточки)

Какие птицы улетают последними ? (водоплавающие, т. е. лебеди, гуси, утки, т. к. водоёмы долго не замерзают)

Как улетают журавли? (клином)

Как улетают гуси, утки? (вереницей)

Как улетают ласточки, скворцы, грачи? (стаей)

А какие птицы улетают поодиночке ? (кукушки)

Что перелётные птицы делали весной ? (вили гнёзда, выводили птенцов)

Что перелётные птицы делали летом ? (растили птенцов, добывали им пищу, учили летать)

С кем улетают журавли? (с журавлятами) . Грачи? Гуси? Утки? Скворцы? Лебеди? Кукушки?

Молодцы! Теперь наш малыш многое узнал о перелётных птицах .

6. -Наш малыш немного устал. Покажем ему, как мы умеем двигаться (физминутка) .

Осень-непогодушка (подняли руки вверх,

Тополь пожелтел (наклоны туловища влево-вправо) .

Вдруг на ветке скворушка (руки в стороны)

Песенку запел (повороты туловища влево-вправо) .

Ветка чуть качается (руки вперёд,

Дождик не кончается (наклоны вперёд-назад) .

С нами старый скворушка

До весны прощается (приседания) .

7. А теперь давайте поиграем в загадки (по желанию – можно выучить наизусть)

Вдоль по берегу гуляет.

На лягушек нападает.

На носу повисла капля,

А зовется птица (Цапля)

Клином выстроились птицы ,

Им на месте не сидится.

Закурлыкали вдали,

Чудо-птицы - . (Журавли)

Птица белая как снег .

Птица , что красивей всех,

Выгибает грозно шею.

Назови ее скорее (Лебедь)

Он гогочет и шипит,

Он имеет грозный вид.

На широких красных лапах.

Для гусят он просто папа (Гусь) .

На шесте весёлый дом

С круглым маленьким окном.

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец –

Он и лётчик, и певец. /Скворец/

Нос у него белый.

Сам он чёрный, очень проворный,

Друг садов и полей,

Поедает червей. /Грач/

Никогда не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. /Кукушка/

Молодцы, ребята, хорошо загадки отгадываете!

8. - Я думаю, что сегодня наш малыш – зайка – листопадничек узнал очень много нового и интересного. Сейчас побежит в лес и расскажет своим братишкам – зайчишкам о перелётных птицах . Как вы думаете, ему у нас понравилось? Мне тоже кажется, что он захочет к нам ещё раз прийти. Давайте попрощаемся с ним и пригласим его к нам снова. (Дети прощаются с малышом и приглашают его в гости) .

Оценка деятельности детей.

Использованная литература :

Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Весна. Насекомые. Перелетные птицы » - М., 2010.

Смирнова Л. Н., Овчинникова С. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 5-6 лет с ОНР : Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М, 2010.