Детские спектакли к дню матери. Сценарий театрализованной программы «Божественна, светла, неповторима!!! Финал сценки «Праздничный день»

Сценарий пьесы ко Дню матери Звучит музыка. Входит Кошка Эй, котята, не шумите, Папу вы не разбудите. Дайте папочке поспать. Котята Будем тихо мы играть. Кошка На охоту папа Кот Нынче вечером пойдет. Будет по двору ходить – Мышек сереньких ловить. (Кошка уходит) 1-й котенок Мышки… а они какие? 2-й котенок Ну, наверное большие. 3-й котенок Может быть, зубастые? 4-й котенок Может быть, клыкастые? 5-й котенок Когти острые, кривые? 6-й котенок А глаза-то злые, злые! 1-й котенок Ой, котята, я боюсь! 2-й котенок А вот папа наш не трус! 7-й котенок Папа наш охотник славный! Средь котов он самый главный, Самый сильный и умелый! А еще он самый смелый! Все котята На охоту он пойдет, Сколько мышек принесет! Мышек будет целый воз, Ну, а лучше паровоз! Кошка Что случилось? Тише, тише… Папа Кот сейчас услышит. Он проснется и придет, Уши всем вам надерет! Котята Он проснется и придет, Уши всем нам надерет! 7-й котенок Вот и он! Идет сюда! Все Разбегайся кто куда. (Котята начинают мирно играть как ни в чем не бывало. Входит Кот) Кошка Котик, милый! Как ты спал? Кот Ах, ужасно! Мне мешал Спать сегодня странный звук: То ли топот, то ли крик? Спать я в шуме не привык! Кто, скажите здесь шумел, Разбудить меня посмел? Все котята Что ты, папочка, не детки, За окном шумели… ветки! Кот Ветки? Котята Ветки гнулись, и качались, И в окно они стучались! Уж такой был сильный ветер… Кот Ветер был? Я не заметил! Котята Что там ветер? Ураган! Мяу! Кот Неужели ураган Здесь промчался? Может, вам Это все лишь показалось? Крыша наша не сломалась, Целы двери и окно… Что же здесь произошло? Отвечайте же, котята, Непослушные ребята! Кошка Милый, это наши крошки Пошалили здесь немножко! Глянь, уж вечер настает, А тебя работа ждет! Не забудь же, милый котик, - На работе, на охоте, Что любимая семья Будет очень ждать тебя. Кот Верно! Время собираться, На охоту отправляться! Где же шляпа моя, Кошка? Кошка Здесь лежала, на окошке! (Идет к окну) Только шляпы нет… пропала! Кот Дети, шляпу не видали? Котята Не-е-ет. Кот Еще дедушка Матвей, Кот породистых кровей, На охоту в ней ходил, Столько мышек приносил! Я без шляпы никуда Не пойду… (Уходит) Кошка Ах, вот беда! Если шляпа не найдется, Значит, завтра нам придется Без обеда всем остаться! (Уходит вслед за Котом) 5-й котенок Братцы, надо постараться И обшарить все углы! Шляпу мы найти должны! Все котята Принимаемся за дело! 7-й котенок Подождите, стойте, братцы! Должен вам сейчас признаться… Этой шляпой я играл, А потом ее… порвал. Все котята Как? Порвал ты папе шляпу? (Седьмой котенок показывает порванную шляпу. Котята в ужасе. Входит Кошка. Котята подбегают к ней) Котята Мама, мама как нам быть? Кошка Шляпу можем мы зашить! Но я должна вас наказать! Нынче вечером читать Сказку на ночь я не стану! (Котята плачут – трут глаза) Хватит плакать. Мы достанем Нитки, ножницы, иголку… Шляпу шить совсем не долго… (Кошка садится и зашивает шляпу) Котята (танцуют под музыку) Кошка Вот и все! Зашита шляпа! Все котята Как обрадуется папа! (Входит Кот) Кошка Наши милые котята Отыскать сумели шляпу! (Протягивает шляпу Коту) Кот Что я вижу! Моя шляпа! Ну, спасибо вам, котята! На охоту поскорей всю ночь Я иду, за мною дверь Не забудьте вы закрыть! (Надевает шляпу. Кошка подает лукошко) Без меня тут не шалить. (Уходит) Кошка А теперь скорей в кроватки Отправляйтесь-ка, котятки. За окном уже темно, Спать пора давным-давно. (Котята берут подушки и ложатся на диваны. Кошка обращается к седьмому котенку) Ты же, котик, дверь проверь! Вдруг придет нежданный зверь? Злой Полкан всю ночь не спит- За котятами следит. Может вас он напугать, Двери надо закрывать! (Мама Кошка уходит) 7-й котенок Никого мы не боимся И с Полканом мы сразимся! (Седьмой котенок убегает за подушкой, ложится. Дверь остается открытой. Мама Кошка обходит котят, ложится и засыпает) Танец сновидений Картина №2 (Звучит музыка. Крадется Полкан. Полкан заходит в дверь и, услышав шаги, замирает в комнате) (Звучит музыка. Кот с корзинкой, полной игрушечных мышей, подходит к двери) Кот Потрудился я на славу, Мышек я поймал немало. (Заходит в дверь и слышит рычание Полкана. Полкан прыгает в центр комнаты) Что я вижу! Пес Полкан! Как пробрался ночью к нам! Полкан До чего же эти кошки И наивны, и глупы! Проучу я их немножко, Покусаю им хвосты! Я пришел напомнить вам: Я здесь главный – пес Полкан. (Пес свистит-выбегают другие собаки. Котята просыпаются, выходит Кошка. Испуганные котята жмутся к ней) Кот Главный ты лишь в конуре, На хозяйском на дворе. В мой же дом не смей ходить! Тебя стоит проучить! (Из-за кулис выбегают другие коты) Полкан Сколько кошек! Всюду кошки! Погоняем их немножко! Гав! (Драка псов и котов. Кошки побеждают, собаки с визгом убегают) Полкан Только выйдите во двор! Мы продолжим этот спор! Котята (выбегают навстречу папе) Ну и папа! Молодец! Неприятностям конец! Кот Но… ваши шалости всегда Столько делают вреда. Кошка Что же делать? Как нам быть? Наказать их? Иль простить? Котята Мама, папа, обещаем! Мы теперь другими станем, По утрам шуметь не будем И про шалости забудем! Кот и Кошка Быть послушными всегда Обещаете нам? Котята Да!

Ада Криштофик
Кукольный спектакль для средней группы «Подарок для мамы», к сценарию ко Дню Матери «Как же мамочку порадовать?!»

(Материал может использоваться как кукольный спектакль в младшей , средней группе , как сценка - в старшей , подготовительной).

Действующие лица :

1. Солнышко;

2. Сорока;

4. 1-й мышонок;

5. 2-й мышонок;

6. 1-й медвежонок;

7. 2-й медвежонок;

9. Котята;

10. Девочка

Под музыку на сцене появляется солнышко . Мимо пролетает сорока-белобока, садиться, приглаживает клювом перышки.

1. Солнышко :

Скажи-ка мне сорока, Сорока-белобока, Отчего сегодня птицы так ликуют и поют, Отчего зверьки лесные с утра по лесу снуют?

2. Сорока : День сегодня необычный – Праздник наших милых мам - Вот и бегают зверюшки по лесам и по полям : Каждый хочет своей маме, Сегодня что-то подарить , Хочет за любовь, заботу маму отблагодарить.

3. Солнышко : Кто такая мамочка , Расскажи сорока, За что же ее любят, Поведай, Белобока!

4. Сорока : Лучше расспроси зайчишку– Вон бежит трусишка, Мне же надо улетать Подарок маме поискать .

(Пробегает зайчик, в лапках держит морковку)

5. Солнышко : Зайка, зайка, погоди, Мне про маму расскажи. Что же ты подаришь ей , Милой мамочке своей ?

6. 1-й зайка : Мама - та, что каждой ночью С братом нас качает, Мама нас и приголубит, Мама нас и приласкает.

7. 2-й зайка : Мы подарим ей морковку , Капусты с братцем принесем, А еще пообещаем, Быть послушными во всем.

(Зайка убегает. Выбегают мышата.)

8. Солнышко :

А вы, серые мышата, Собирайтесь поскорей : Что вы скажете о маме, Что подарите вы ей ?

9. 1-й мышонок : С мамой нам всегда уютно , И спокойно, и тепло. Ушибешься – к ней скорее, Смотришь – все уже прошло.

10. 2-й мышонок : (достает гриб)

Подарить хотели зерен , Травки свежей ей набрать, А еще пообещаем Во всем маме помогать.

(Мышата убегают. Выходят медвежата)

11. Солнышко :

А вы, медвежата, Маме, что несете? Как вы, медвежата, Маму вы зовете?

12. 1-й медвежонок :

Маму называем «самой дорогой» Она одна у нас, не может быть другой.

13. 2-й медвежонок :

Мы для мамы нашей Меду попросили У пчелы-хозяйки, И маму угостили.

(Показывают баночку с медом. Уходят. Выбегает щенок с молотком.)

14. Солнышко : А вот и щенок – Веселые ребенок, Про маму расскажи, Подарок покажи .

15. Щенок :

Мама умная моя

Посоветует всегда

Как мне лучше поступить,

Как воспитанным мне быть.

Как котят не обижать,

Как детишек не пугать,

Как лучшим, верным другом стать,

Как сторожить и охранять.

16. Я уже совсем большой И умелые я во всем, Я для мамы смастерил Теплый и уютный дом. Будем в новом доме жить, Дом мы будем сторожить, Если мама отдыхает – Я не дам ее будить.

(Щенок уходит. Выбегают опечаленные котята с миской) .

17. Солнышко :

А вы, серые котята, Что вы жметесь в уголке, Что вы вымочили шерстку В белом вкусном молоке?

18. Котята :

Молоко несли мы маме, Хотели маму угостить, Расплескали все до капли. Что мы будем ей дарить?

19. Солнышко : Не печальтесь, дорогие, Что пролили вы его, Ведь любовь, забота ваша Для нее важней всего!

(Котята уходят.)

20. Солнышко : Как смотреть мне радостно На мам и малышей! Расспрошу - ка я еще О маме у детей :

(Выходит девочка.)

21. 1-ая девочка :

Я пирог из яблок Для мамы испекла , Собрала игрушки, Дома прибрала.

Знаю я, что надо Маме помогать, Буду труд нелегкий С нею разделять.

Буду я стараться,

Чтоб всегда была Мамочка здорова

Спокойна, весела!

Мама – это солнышко, Мама – это свет, Никого на свете Лучше мамы нет !

Засияло солнышко ярче, чем всегда :

23. Солнышко :

Я же каждой маме подарю тогда Свой веселый лучик, теплый, золотой, Чтобы ваша мама всегда была такой, Ласковой и доброй, Чтоб тепло ее Всех вас согревало Так же, как мое. И пускай все детки Маму берегут, Не случайно маму Солнышком зовут.

(Составлен с использованием материалов из интернет-ресурсов).

«Забываем мы про наших мам». Эпизод театрализованного представления, посвященного Дню матери «Мамы ждут нас!»

Среди многочисленных праздников, отмечаемых в нашей стране, День матери занимает особое место. Это праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. В этот день хочется сказать слова благодарности всем матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность и ласку.
Уважение к матери это самое главное, что должен понимать в своей жизни каждый. Мама – это самый главный человек в нашей жизни. Потому что именно она дала нам жизнь, а это самое драгоценное, что мы имеем. Какими бы взрослыми, сильными, умными, красивыми мы ни стали, как бы далеко жизнь ни увела нас от родительского крова, мама всегда остается для нас мамой, а мы – ее детьми. Нередко в этой суматошной жизни мы забываем и не обращаем должного внимания на любовь самого близкого нам человека на Земле. Ведь, действительно, роднее мамы у человека просто никого нет. В любую минуту или в любой сложившейся ситуации мама поймет и поможет. В те “злые” моменты нашей жизни, когда понимаешь, что ты никому не нужен, позвони своей мамочке, и ты поймешь, что хоть один человек в тебя еще верит.
При рождении маленький человечек полностью зависит от своей мамы. С её помощью он получает питание и тепло. После, с её же помощью, он познает мир, находит ответы на волнующие его вопросы. Мама в этот период для ребенка является и защитником, и кормильцем, и теплой подушкой. Взрослея, ребенок начинает все больше и больше отдаляться от своей матери. Бунтующая кровь и школьные годы отдаляют от мамы ее чадо. Дальше институт. У ребенка появляются свои интересы, друзья, вторая половинка… Они ближе, а мама дальше…
Пройдут годы, и повзрослевшее дитя, несомненно, поймет, что время, которые было упущено, уже не вернуть. Но все эти годы мамы просто ждут нас.
В своём сценарии я хочу сказать людям: мамы ждут вас! Только Вы сами можете сделать так, чтобы это ожидание было не таким долгим. Зачем ждать, пока пройдут года? Позвоните своей маме сейчас, придите в гости к ней вечером. Дарите любовь, внимание и благодарность каждый день.
В сценарии три эпизода, пролог и финал. В эпизодах – мама, ждущая ребёнка до его рождения, мама, ждущая сына с войны, и забытая мама, ждущая своих детей в старости.
В первом эпизоде «Самая прекрасная из женщин – женщина с ребенком на руках!» главная героиня – беременная женщина в белом платье. Так же есть девушки в чёрных платьях в образах символических героинь, олицетворяющих причины, которые пытаются заставить её сделать аборт.
Во втором эпизоде «Солдатская мать не спит!» главная героиня – мать, которая ждёт сына с Великой Отечественной войны – Косенко Мария Леонтьевна. Она ждёт, читает его письма. Но затем ей приходит похоронка.
В третьем эпизоде «Забываем мы про наших мам » – мать, ждущая, тоскующая, и дети, забывшие о ней, вечно занятые. Она отсылает им письма, а они отвечают, что приехать не могут по разным причинам. Когда же узнают, что мать их больна, всё-таки приезжают к ней.
Мне кажется, что тема, выбранная мною, всегда была, есть и будет актуальна. Ведь она каждому близка.
В центре задника сцены расположено большое окно (ведь именно у окна обычно ждут кого-либо), обрамлённое белой рамой, внутри окна – экран. Так же задник украшен большими астрами, которые могут менять цвет, а также раскрываться и закрываться. Астра - символ ожидания, печали.

В зале гаснет свет. Раздаются звуки печатной машинки, затем стук компьютерной клавиатуры, звуковой фон все усиливается и усиливается. На экране появляется эмблема газеты «Аргументы и Факты». Посередине сцены световым лучом высвечивается Виктор Сячин, редактор газеты. Звуки умолкают.

Сячин: Редактор газеты «Аргументы и Факты» Виктор Сячин. Ежедневно к нам в редакцию поступают сотни различных писем с необыкновенными историями. Но эту невозможно обойти стороной. Поэтому прямо сейчас мы Вам расскажем её… (пауза, изображение эмблемы газеты гаснет) . А лучше покажем!

Поворачивается спиной к залу. Медленно проводит рукой справа налево. Также справа налево на заднике постепенно раскрываются жёлтые астры. Другой рукой Сячин делает щелчок – на заднике световым пятном загорается луна. Далее редактор подходит к экрану, касается его рукой – на нём появляется изображение окна. Затем он поворачивается лицом к залу, достаёт коробок спичек, зажигает свечу.

Женский голос: Здравствуйте! Меня зовут Анна Николаевна. Я – мать троих замечательных мальчишек. Я одна вырастила их и воспитала. Раньше всё было хорошо, но потом они уехали и совсем забыли обо мне. Даже на письма мои уже не отвечают.

Свет в зале гаснет; видны только звезды-астры, луна, окно и пламя свечи. В окне загорается свеча. Пламя свечи, которая в руках у Сячина, гаснет.

В окне появляется силуэт актрисы в образе Степановой Анны Николаевны.

Анна Николаевна:
Детки, вам ко мне собраться хоть бы раз.
Ваша мать согнулась, поседела,
Что поделать – старость подошла.
Как бы хорошо мы посидели
Рядышком у нашего стола.
Вы под этот стол пешком ходили,
В праздник песни пели до зари,
А потом разъехались, уплыли,
Улетели. Вот и собери.

Гремит гром. Астры закрываются. Луна и изображение женщины в окне гаснут.
На сцене появляется Анна Николаевна и трое её сыновей, ещё маленькие мальчишки. Они стоят посередине сцены. На экране фото из семейного архива Степановых, на котором изображены трое братьев и их мать.

Сыновья: Мамочка, а ты нас любишь?
Анна Николаевна: Конечно, люблю!
Сыновья: Сильно-сильно?
Анна Николаевна: Сильно-пресильно!
Сыновья: А ты нас никогда не бросишь?
Анна Николаевна: Никогда!
Сыновья: Никогда-никогда?
Анна Николаевна: Никогда в жизни!
Сыновья: (обнимают Анну) Любимая мама! А давай играть в прятки? Мамочка, ты считай, а мы будем прятаться!

Анна закрывает глаза руками.

Анна Николаевна: Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду тебя искать.
Если я тебя найду,
От себя – не отпущу!

Пока Анна считает, мальчики со смехом убегают со сцены. Их изображения на фотографии на экране гаснут, на фото остаётся только изображение Анны Николаевны.

Анна Николаевна: (ищет) Где же вы? Ау!

Гремит гром. Свет на сцене гаснет. Астры вновь раскрываются, появляется луна. На экране-окне опять загорается свеча и появляется Анна.

Анна Николаевна:
Дождь осенний стучит по крыше,
Поздно вечером грустно одной.
Мать седая письмо сыну пишет:
“Что ж не слышно тебя, мой родной?”
Не подумай, что денег жду я,
Нет, сынок, не о том моя грусть.
Ты их трать на семью молодую,
А уж я как-нибудь обойдусь.
Астры закрываются. Изображение окна складывается в конверт, который летит через дожди, снегопады и прилетает в почтовый ящик. Конверт открывается – на экране изображена Анна Николаевна, поверх изображения женщины появляются строчки стихотворения. С каждой строчкой открывается одна астра.
Голос Анны Николаевны:
Мой сыночек, как ты там, родной?
По тебе сердечко изболелось.
Так хочу я голос слышать твой,
Чтоб душа хоть чуточку согрелась.
Не звонишь, не пишешь… Нет вестей!
Мысли о тебе всегда и снова.
Сквозь метель морозных зимних дней.
Босиком к тебе бежать готова.

На сцене световым лучом высвечивается актёр в образе Алексея Степанова, старшего сына Анны Николаевны, он держит большой конверт в руках.

Алексей: Мне некогда, мама! У меня слишком много дел по работе!
Рвет конверт. Гремит гром. Астры гаснут и закрываются.
Голос Анны Николаевны:
Ах, не ты ль синичку присылал,
Что не раз к окошку подлетала?!
Может, ты с ней весточку подал,
Что твоя душа, мой сын, устала…
Ты совсем не снишься мне во сне –
Ночи пролетают чёрной птицей.
Отзовись же поскорее мне!
Что же там могло с тобой случиться?..

На сцене световым лучом высвечивается актёр в образе Александра Степанова, среднего сына Анны Николаевны, он также держит большой конверт в руках.

Александр: Мне некогда, мама! У меня семья! Я должен кормить и воспитывать двоих детей!

Переворачивает конверт. На обратной стороне фотография его семьи.
Гремит гром. Астры гаснут и закрываются.

Голос Анны Николаевны: (С каждой строчкой открывается одна астра.)
Может быть, родной мой, я должна
В это время быть с тобою рядом?..
Вся душа тревогами полна,
И с сердечком просто нету сладу.
Ждёт тебя родительский твой дом.
Мой птенец, лети домой скорее.
Я тебя укрою под крылом,
И теплом любви своей согрею!

На сцене световым лучом высвечивается актёр в образе Артёма Степанова, младшего сына Анны Николаевны, он тоже держит большой конверт.

Артём: Мне некогда, мама! У меня скоро сессия, мне нужно готовиться к экзаменам!

Складывает конверт, как книгу. Астры гаснут и закрываются.

Все сыновья Хором: Нам некогда!!

Гремит гром.
Резко начинают раздаваться звуки печатной машинки, затем стук компьютерной клавиатуры, звуки все усиливаются. На сцену выходит Виктор Сячин с газетами в руках. По очереди он подходит к каждому из Степановых и даёт им по газете. Они раскрывают газеты, закрывая лицо. Затем Сячин выходит на середину сцены.

Сячин (читает) : Я чувствую себя очень плохо. Я больна! Наверное, мне осталось совсем немного…

Гремит гром.

Голос Анны Николаевны: Дети мои! Если вы читаете это письмо, прошу вас: приезжайте скорее! Я жду вас!
Гаснет свет, на экране изображается вид за окном едущего поезда. Сыновья имитируют стук колёс при помощи свернутых газет.

Свет гаснет. Гудок паровоза.

Включается свет. Посередине сцены стоит кресло-качалка, в нём сидит Анна. Рядом стоят Алексей, Артём и Александр.

Анна: … Да только жалко –
У постели, а не у стола.
Гладили морщинистые руки,
Мягкую, серебряную прядь.
Почему же дали вы разлуке
Так надолго между нами встать?
Мать ждала вас в зной и в снегопады,
В тягостной бессоннице ночей.
Разве горя дожидаться надо,
Чтоб приехать к матери своей?

Последние строчки она спрашивает у своих сыновей. Молчание.

Анна: Но я ни в коем случае вас, мои родные, не виню! Вы у меня самые замечательные, я вас очень сильно люблю! И, знайте, я счастлива, что Бог дал мне шанс увидеть вас вместе, рядом с собой, перед смертью… Прощайте, любимые и дорогие! Я буду скучать.…Ну, а вы живите дальше, как и раньше! Вспоминайте меня хоть иногда…

Гаснет свет. На сцену выбегают трое мальчишек, ещё маленькие братья Степановы. На экране фото из семейного архива Степановых, на котором изображены трое братьев и их мать. Закрывают глаза руками.

Хором: Раз, два, три, четыре, пять.
Я иду тебя искать.
Если я тебя найду,
От себя – не отпущу!

Пока они считают, изображение Анны с фотографии на экране исчезает, на фото остаются только изображения сыновей.

Хором: (ищут) Мама! Где же ты? Ау! Мамочка!

Убегают со сцены. Гаснет свет.
Начинает звучать музыкальная композиция «Long, Long Time Ago».
В окне-экране появляется звездное небо, восходит луна.

На фоне луны появляются глаза главной героини. Цветы медленно закрываются.

Не умирает мамина любовь.
В жару спасёт и в стужу отогреет.
Никто забрать всё это не посмеет.
Ведь ты её родная плоть и кровь.

Световым лучом на середине сцены высвечивается пустое качающееся кресло-качалка.

Не умирает, будет долго жить,
С тобой её улыбка, нежный голос.
И бархатный, чуть седоватый волос,
Что с запахом, пьянящим спелой ржи.
На заднике раскрывается одна желтая астра.
Зажжётся в небе яркая звезда,
И боль пройдёт, а с ней печаль, тревога.
Прибавит сил святая вера в Бога…
Не умирает МАМА никогда!!

Краевой конкурс на лучший сценарий внеклассного мероприятия,

посвященного празднованию Дня Матери в России.

Сценарий внеклассного мероприятия

«Берегите мам!»

Жанр: кукольный спектакль

Должность: учитель русского языка и литературы

Школа: МОУ ООШ № 99

Населенный пункт: Г.Сочи, п.Лазаревское

Наименование муниципального образования:

Примечание.

Я классный руководитель в 8 «А» классе. С 6 класса мы являемся шефами над 1, а сейчас 3 «Б». Мы с детьми долго думали, в какой форме для малышей проводить серьезные беседы, которые были бы понятны, доступны и надолго запомнились бы нашим подшефным. Как рассказать малышам, например, о действующем в Краснодарском крае законе №1539?

Думали-думали, пока кто-то из детей не предложил организовать кукольный театр. Идея понравилась. Какие-то куклы шили сами (в Интернете на многих сайтах подробно рассказано, как это сделать), какие-то я покупала, а некоторые, например, куклу Бабы-Яги делали на заказ. Придумывали и создавали декорации. Сценарии обычно я писала сама, но всегда обсуждала их с детьми, советовалась. Если тема была не слишком сложной, доверяла писать сценарий учащимся.

Оказалось, что форма кукольного спектакля отличается целым рядом преимуществ: 1) доступностью;

2) легким запоминанием каких-то сложных вещей;

3) развитием творческих, актерских, речевых способностей учащихся;

4) интересно и восьмиклассникам, и учащимся начальной школы.

Если кажется, что все это очень сложно, то поверьте, вовсе нет. Главное начать.

Ко Дню Мамы мы с детьми подготовили спектакль-сказку: «Берегите мам!»

Кукольный спектакль-сказка: «Берегите мам!»

Действующие лица:

Матушка

Иванушка

Баба-Яга

Дед Всевед

Сказочница

Пес Шарик

Кот Мурлыка

Ворон

Сцена 1.

Сказочница (напевно): В некотором царстве, в некотором государстве, близко, далеко ли, где точно, и сама не ведаю, может за тридевять земель, а может и в вашем царстве-государстве жила-была женщина (появляется из-за ширмы матушка, кланяется) и был у нее сынок Ванечка, такой озорник, такой неслух, ох-ох-ох (сказочница исчезает, появляется Ванечка).

Матушка : Ванечка, сынок, помоги мне немного по хозяйству: пол подмети, посуду помой.

Иван: Не буду! Что я девчонка?!

Матушка: Пойдем тогда со мной в лес, хворосту принесем, печь затопим. А то в избе совсем холодно.

Иван: Лень мне. Ну, мама, отстань! Сходи сама.

Матушка : Ох, Ваня, Ваня. (Горестно вздыхает и уходит).

Иван ( радостно): Ушла! Как хорошо! Можно на печке поваляться, в потолок поплевать, или мух посчитать. А то мать пристает (передразнивая): «Ваня, сделай то. Ваня, сделай это. Учись, Ваня». А я не хочу! Мне лень!

Сцена 2.

Сказочница: В лесу дремучем, в самой чаще в избушке на курьях ножках жила Баба-Яга. Любила она по свету летать и всем пакостить. И особенно не любила она капризных и неблагодарных детей.

Баба-Яга (сердито): И чего любить этих обормотов? Орут, пищат, вечно чего-то требуют. И то им дай, и это купи… Тьфу. Единственное, на что годятся, так мне на обед. А мамочки их любят. (Притворно ласково) Ах, сыночек. Ах, доченька. (Гневно) Зла не хватает!

Матушка (из-за ширмы тихо поет): Во поле березка стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли стояла,

Люли, люли стояла.

Баба-Яга : Это еще кто? Кто посмел в моем лесу хозяйничать?

Матушка (с вязанкой хвороста за спиной): Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга : Здравствуй, касатка. Кто такая? Зачем пришла?

Матушка : За хворостом. Холодно в избе, сыночек Ванюша заболеть может.

Баба-Яга: Ах, сыночек?! А что же сама хворост собираешь, али Ваняшка твой помочь не мог?

Матушка: Ничего, я как-нибудь сама.

Баба-Яга: Жалко значит сыночка-то?

Матушка: Кто, кроме матери пожалеет?

Баба-Яга: Любишь его! А за что?

Матушка : Разве детей за что-то любят? Странная ты бабушка. Сын он мне!

Баба-Яга: Не бережет он тебя! За какие-такие заслуги ему такая мать? А вот не будет у него мамы! (Звучит зловещая музыка из оперы «Руслан и Людмила»). Ну-ка быстро повернись, женщина в березку обратись. Кригли-крагли-тарабабри. (матушка исчезает, на ее месте появляется с синей ленточкой березка. Баба-Яга зловеще хохочет).

Сцена 3.

Сказочница: А Иван-то пока беды не чует. Лежал-лежал на печи, заснул, а как проснулся…

Иван: Мама, мам. Я есть хочу! (Пауза). Мам, в избе совсем холодно! Мама, почему ты молчишь?!

Кот: Мяу, а хозяйка еще из леса не возвращалась.

Пес: Ох, чую беда случилась.

Иван: Как это не вернулась? Я же весь совсем голодный! И холодно.

Кот: Что плохо без мамы?

Пес: Страшно?

Кот: А кто маму обижал?!

Пес : Кто совсем не помогал?

Кот: Одну в лес отпустил?

Иван: Я больше не буду.

Кот: Поздно спохватился.

Пес: Маму выручать надо.

Иван : Скорее в лес!

Сцена 4.

Сказочница: Долго блуждал наш Ванечка по лесу. Аукал, кликал матушку. А в ответ лишь тишина зловещая. Но вот вышел он на полянку, а там дуб стоит в три обхвата, а под дубом сидит старик в одежде странной, как будто заграничной. Иван-то вначале сробел, а потом все же подошел.

Иван : Здравствуй, дедушка.

Дед Всевед : Здравствуй, добрый молодец. Как звать-величать тебя?

Иван : Иванушкой. А вас как?


Дед Всевед : А я дед Всевед, все ведаю, все знаю.

Иван: Ой, а может быть вы знаете, где моя мама?

Дед Всевед : Конечно, знаю. Она у Бабы-Яги.

Иван ( испуганно): Ой, мамочка!

Дед Всевед : Вот когда о маме-то вспомнил! Превратила Баба-Яга твою маму в березку. Заклятия можно снять, но трудно, ох, как трудно.

Иван (решительно): Что делать надо?

Дед Всевед : Вначале надо через болото пройти. Потом загадки старого ворона отгадать. Коли отгадаешь, ворон напишет заклинание, его перед березкой-мамой и прочтешь, чары падут.

Иван: Спасибо, дедушка. (Дед Всевед исчезает за ширмой). Мне самому ни за что не справится. Ребята, поможете мне? Да? Вот спасибо.

Ох, вот и болото.

Сцена 5

Игра «Болото».

На полу помощники быстро раскладывают на разном расстоянии вырезанные из зеленого картона разной формы фигуры. Это кочки. Помощник выбирает из зрителей 6 человек. Их задача: проскакать по кочкам один за другим, не наступив в болото ни разу. По команде включается быстрая русская народная музыка. Игра начинается.

Учащиеся прекрасно справились с заданием.

Иван: Спасибо, ребята, помогли через болото перебраться. Без вас бы я утонул в трясине.

Ворон: Кар-кар. Что тебе надо в лесу?

Иван : Пришел загадки твои отгадывать.

Ворон: А знаешь ли ты, что если не отгадаешь хоть одну загадку, тут же появиться Баба-Яга и съест тебя.

Иван: Семь бед – один ответ.

Ворон: Ладно. Слушай внимательно и отгадывай.

Здесь – куда не кинем взор – Объясняю малышу,

Водный голубой простор. Чтобы не было ошибок:

В нем волна встает стеной, Зверья, воздухом дышу,

Белый гребень над волной. Но похож на крупных рыбок.

А порой тут тишь да гладь. В ватерполо я ловкач

Все смогли его узнать? И с детьми играю в мяч.

(Море). (Дельфин)

Этот домик я могу В океане ходим мы,

Отыскать на берегу. Словно синие холмы.

В нем укрытие моллюска, Океан – наш дом родной,

И хозяин гордый: В нем немало миль.
«Домик выдержит нагрузку, В шторм идем большой стеной,

Известковый, твердый». Утихаем в штиль.

(Ракушка). (Волны).

Ох, упала речка вниз Мой исток не у ручья -

Со скалы отвесной! С ледника сбегаю я.

Тут не спрятаться от брызг. Очень-очень быстрая,

Что это за место? Свежая и чистая.

(Водопад) (Горная речка).

Вся в вершинах эта местность, Мы ходили по горам

Для людей неробких. И слыхали тарарам.

Здесь туристам интересно Коля выкрикнул: «Ручей!»

Вверх идти по тропке. А в ответ услышал: «Чей!»

(Горы) Дима выкрикнул: «Вода!»

А в ответ услышал: «Да!»

Тут безлюдно, только скалы.

Что же нам в ответ кричало?

(Эхо).

(Загадки отгадывают приведены из книги Н.В.Ивановой «Загадки для детей 8 лет», их отгадывают учащиеся-зрители, если они не могут, то додумывается Иванушка).

Ворон: Молодцы, ребята, все загадки отгадали. Вот какие у тебя, Иванушка, друзья-помощники. Держи заклинание. (Протягивает свернутый в трубочку листок)

Иван (в ужасе): Я в школу-то ходил, но учиться не хотел. Боюсь, прочитать не смогу. Ребята, помогите. А я обязательно в школе все наверстаю. Я обещаю!

Кто-то из детей читает: Быстро-быстро повернись, березка в матушку обратись. Кригли-крагли-тарабабри. (Березка исчезает за ширмой, появляется матушка).

Сцена 6

Иван: Матушка, родная!


Матушка: Ванечка, сыночек.

(Обнимаются)

Иван : Матушка, прости меня. Я больше никогда-никогда не буду тебя обижать.

Матушка : Ну что ты, сыночек, я давно тебя простила. (Появляется Баба-Яга).

Баба-Яга: Как трогательно! Надолго ли? Вот я посмотрю. А будешь мать обижать, я тебя съем.

Иван ( клянясь Бабе-Яге в пояс): Спасибо тебе, бабушка, за науку.

(Матушка и Иван скрываются)

Баба-Яга: Ребята, хорошую сказку мы вам рассказали? Сказка ложь, да в ней намек, вам, детишечки, урок. А будете своих мам обижать, я и вас всех съем, не побрезгую.

Сказочница: Хватит пугать-то.

Баба-Яга: Шутка, конечно. Но кто знает, какой на меня стих найдет. Берегите ваших мам!!!

Сказочница: Мы благодарим вас за внимание, надеемся на понимание. Артисты на поклон.

(Выходят из-за ширмы учащиеся 8 класса, держа куклы в руках, кланяются.)

Сценарий спектакля ко Дню матери по мотивам повести В.Распутина «Последний срок».

Бронникова Ирина Анатольевна

МОУ СОШ №16

Бигун Татьяна Павловна

учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ №16

г.Благовещенска Амурской области

Заклинаю: берегите маму!

Дети мира, берегите мать!

Действующие лица:

Варвара - старшая дочь

Илья – старший сын персонажи из повести «Последний срок»

Люся – средняя дочь

Михаил – младший сын

Надя – жена Михаила

Действие 1

Комната. Стол, на столе домашняя утварь, русская печь, за занавеской кровать. За столом сидит Михаил .

Старуха Анна лежала на узкой железной кровати возле русской печки и дожидалась смерти, время для которой уже пришло. Старухе было под восемьдесят. Анна умирает долго и трудно. Силы то совсем её покидают, то вдруг возвращают вновь, обманув, хоть ненадолго, стоящую у постели смерть.

У старухи в живых осталось пятеро детей: три дочери и два сына. Одна дочь Варвара жила в районе, другая, Люся, в городе, а третья, Татьяна, или как её называла старуха- Таньчора, самая любимая, совсем далеко- в Киеве.

Старший сын Илья с севера, где он остался после армии, тоже перебрался в город, а у младшего Михаила, который один из всех не уехал из деревни, старуха и доживала свой век, стараясь не досаждать его семье своей старостью.

Михаил (встаёт из-за стола, подходит к занавеске, приоткрывает её ):

Подожди, мать, скоро наши приедут. Повидаться надо (садиться за стол ). Совсем мать плохая стала, умирает. Вот телеграммы брату и сёстрам отправил. Должны приехать проститься, уже и не помню, когда были последний раз…

(Раздаётся шум мотора, хлопает дверца автомобиля, и вскоре входит Варвара )

Варвара (заходит за занавеску и кричит ):

Матушка ты мо-я…Это я, Варвара, твоя старшая. Я повидаться приехала. А ты на меня и не смотришь.

Михаил: Погоди, Варвара, живая она. Спит. Не кричи. Садись. (Садятся за стол. Входят Илья и Люся )

Илья: Здравствуйте.

Люся : Как мать?

Варвара (кричит ): Матушка, ты наша матушка!

Михаил: Погоди ты, успеешь ещё. Спит она…Татьяна наша сегодня уже не приедет, ждать не будем…

Илья: Сегодня не на чем больше. Если вчера получила телеграмму, то сегодня из Киева вылетит, в городе пересадка, может, сейчас в районе сидит, а машины на ночь не идут.

Михаил : Завтра будет, обязательно.

Люся (с грустью ): Давно мы так вместе не собирались. Татьяны только нет. Приедет она, будто никто никогда и не уезжал.

Михаил (обиженно ): Где уж там- не уезжали… Уехали и совсем. Одна Варвара заглянет, когда картошки или ещё чего надо. А вас будто и на свете нету.

Илья : Варвара тут рядом…

Варвара (с поддёвкой ) : А тебе, Илья, с Люсей из Москвы ехать - день на пароходе - и тут. Уж хоть бы не говорили, раз за родню нас не признаёте. Городскими стали. Была охота вам с деревенскими знаться!

Люся ( обиженно ): Не могла, вот и не приезжала.

Варвара: Захотела бы, Люся, смогла бы.

Люся : Что значит, смогла бы?! С моим здоровьем, если в отпуске в санатории не подлечиться, потом весь год будешь по больницам бегать!

Михаил: Ладно вам, матушка при смерти, а вы тут отношения выясняете.

(Входит Надя )

Надя : Чего вы как не родные. Встретились за столько лет вместе - хоть и беда свела. Садитесь за стол, чай будем пить

(все садятся за стол )

Люся (обращается к Наде ): - Надя, у вас швейная машинка есть?

Надя : Есть, только я не знаю, шьёт она? Давно уже не открывала.

Люся : Сегодня стала смотреть, а у меня, как назло, ни одного чёрного платья. Побежала в магазин- материал купила, а шить, конечно, некогда было. Только скроила.

(подходит к машинке, садится шить )

Варвара (всхлипнула ): Хоть бы до белого дня дожила.

Надя : Поздно уже, спать надо ложиться.

(уходят мужчины и Надя, Варвара подходит к Люсе )

Варвара : Люся, ты на похороны, что ли чёрное-то приготовляешь?

Люся : Не понимаю, Варвара, неужели об этом надо спрашивать?

Варвара : А что я такого сказала? Пойду! Ты долго здесь будешь?

Люся : Пока не сошью…

Варвара : Не надо было нам сегодня ложиться. Ох не надо было (качает головой ). Сидели бы да разговаривали, с матерью были бы… Ну ладно, и я спать пойду…

Действие 2

Та же комната. Открыта занавеска, постель заправлена.

Михаил: Как хорошо, что вы приехали, и мать на поправку пошла. Вот во двор вышла.

Чудом это получилось или не чудом. Никто не скажет. Но только увидав своих ребят, старуха стала оживать. Ещё два или три раза она теряла память, будто незаметно проваливалась куда-то в тёмную глубь под собой, и всё же всякий раз приходила в себя и с боязливым стоном приоткрывала глаза: тут они или они ей пригрезились?

Мало- помалу старуха выправилась, и всё, что в ней было и что должно было в ней подняться, одно за другим находилось и как будто даже годилось для жизни.

Илья : Михаил, возле матери нам находиться, я считаю, больше незачем. Сам видишь, она уже села. Того и гляди побежит…

Михаил (мотнув головой ): Это она может…

Илья : Скажи всё же, а!!! Ни за что бы не подумал… Готовенькая ведь лежала, ничего будто не осталось, а вот что-то подействовало. Ну, мать! Ну, мать!

Михаил : Мать у нас та ещё фокусница!

Илья : - Правда, и смерть свою перехитрила…

Михаил : А я тебе так скажу, Илья, зря она это. Лучше она сейчас бы померла. И нам лучше, и ей тоже. (Чуть тише, на ухо ) Я это тебе только говорю - чего уж мы будем друг перед дружкой таиться? Всё равно ведь помрёт. А сейчас самое время: все собрались, приготовились. Раз уж собрались, ну надо было бы это дело до конца довести. А не вводить нас в заблуждение. А то я ей поверил, вы мне поверили - вот и пошло…

Илья (возражая ): Что уж ты так? Пусть умрёт, когда умрётся. Это не от неё зависит.

Михаил : -Я говорю, как было бы лучше, я про момент. Это дело такое. А вот вы уедете, она маленько ещё побудет и всё равно отмается. Помяни моё слово. Не зря у неё это было, зря такая холера не бывает. Я вам опять должон телеграммы отбивать, а у вас уж нет того настроения. Кто, может, приедет, кто так обойдётся. И выйдет всё в десять раз хуже. Перед смертью так и так не надышишься.

Илья : Как же не приехать?

Михаил : Всякое может быть…Вот Татьяна и теперь не едет.

Илья : Татьяна… Она как знала, не торопится.

Михаил : В том-то и дело, что не знала и не торопится. Если она и сегодня ещё не приедет, мать с ума сойдёт. Она и так-то надоела нам со своей Таньчорой: то во сне её увидит, то ещё как. Ты не живёшь, Илья, тут, не знаешь.

Илья : Приедет. Получить такую телеграмму и не приехать… я не знаю, как это называется.

Михаил : Ну, если приедет, встретим, как полагается – сестра.

Илья : Да, встретим…

(Входит Люся, вид у неё решительный и взволнованный )

Люся : Илья, ты знаешь, что сегодня пароход? Скоро уж. А следующий будет только через три дня.

Илья (растерянно поднялся ): И что нам теперь делать?

Люся : Смотри сам. А мне надо ехать. Мне больше оставаться здесь никак нельзя.

Илья : Ехать надо (кивнул головой и посмотрел на Михаила ). Мать вроде поправилась.

Михаил : Подождали бы…

Люся : Мне уже надоели эти разговоры о смерти. Честное слово! Одно и то же, одно и то же. Думаете, это приятно? Всему должна быть мера. Мать больше ни о чём не может говорить. Ей жить ещё да жить, а она всё что-то выдумывает. Так же нельзя!

Варвара (вскрикнула ): Да вы чё это?

Люся: Ты же сама, Варвара, понимаешь, что мама почти полностью выздоровела. Ну и живи, радуйся жизни. Будь как все и не хорони себя без смерти. Ты живой, нормальный человек - вот им и будь…

(выдержала небольшую паузу, затем ласковым голосом сказала ): А нам сегодня надо ехать.

Варвара (волнуясь ): Нельзя седни от матушки уезжать, нельзя. Вы прямо как неродные. Сами подумайте, нельзя.

Михаил : Ещё хоть день-то подождали бы…

Люся : Мы ведь не вольные люди: что хотим, то и делаем. Мы на работе. Я бы с удовольствием прожила здесь хоть неделю, но тогда меня могут попросить с работы. Мы ведь не в отпуске. Поймите, пожалуйста. И не обижайтесь на нас. Так надо. А летом мы опять приедем. Обязательно приедем, обещаем. И тогда уж не наспех, как сейчас, а надолго.

Илья (вмешался ): Что летом! Не летом, а раньше увидимся. Мать вот как следует на ноги встанет, и можно к нам в гости приехать. В цирк маму сводим. Я рядом с цирком живу. Клоуны там. Обхохочешься.

Михаил : Одним днём раньше, одним позже. Какая разница?

Люся (вспылила ): Я не собираюсь, Михаил, обсуждать с тобой этот вопрос. Наверное, я лучше знаю, есть разница или нет. Или ты по- прежнему считаешь, что мы должны везти маму с собой и для этого обязаны подождать её?

Михаил : Нет, не считаю.

Люся : И на том спасибо.

Они стали собираться. Сборы были торопливые, неловкие. Старуха больше не плакала, она, казалось, оцепенела, лицо её было безжизненно и покорно. Ей что-то говорили, она не отвечала. Только глаза забыто, потерянно следили за суматохой.

Варвара : А платье-то?

Люся : Что?

Варвара: Платье, которое ты здесь шила. Ты говорила, что отдашь.

(Люся достала из сумки уже уложенное платье, брезгливо кинула Варваре в руки)

Варвара: Я, однако, тоже поеду. Раз все, то и я. Вместе-то веселей.

Михаил (махнув рукой ): - Езжай. Езжайте все. (Все уходят. Михаил долго молчит )

Ничего, мать. Ничего. Переживём. Как жили, так и жить будем. Ты не сердись на меня. Я, конечно, дурак. Ой, какой я дурак.(простонал. поднялся, подошёл к занавеске )

Лежи, мать, лежи и ни о чём не думай. Не сердись на меня сильно. Дурак я…

Старуха слушала, не отвечая, и уже не знала, могла она ответить или нет. Ей хотелось спать. Глаза у неё смыкались. До вечера, до темноты, она их ещё несколько раз открывала, но ненадолго, только чтобы вспомнить, где она была.

Ночью старуха умерла.

Использованная литература:

Валентин Распутин. Повести. Москва. «Просвещение».1990 стр. 7-136

(Сценарий писали только по тексту повести "Последний срок»).