Таштамиров М.Р., Калаева З.З. Уровень развития малого бизнеса в России в сравнении с развитыми странами. Анализ развития и состояние малого и среднего бизнеса в мире Статистика малый бизнес в мире первый год

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ВВЕДЕНИЕ

Осуществляемые в России экономические реформы при всей их непоследовательности и противоречивости явились условием становления и развития малого предпринимательства, которое решает основные функции, присущие вообще предпринимательской деятельности. Как показывает опыт развитых стран, малое и среднее предпринимательство играет весьма большую роль в экономике, его развитие влияет на экономический рост, на ускорение научно-технического прогресса, на насыщение рынка товарами необходимого качества, на создание новых дополнительных рабочих мест, т.е. решает многие актуальные экономические, социальные и другие проблемы.

Во всех экономически развитых странах государство оказывает большую поддержку малому предпринимательству, которому свойственны цивилизованные черты.

Разработке проблем становления и функционирования малых предпринимательских структур посвящены исследования отечественных и зарубежных экономистов: Мягкова П., Зяблюка М., Хайера В., Эрхарда Л., Аллена Л., Брокхауса А., Дынкина А., Стерлина А., Ниндайка Р., Лукьянова Ю., Рубе В., Горбунова Э., Иорданской Э., Медведева А., Татаркина А., Фегенно Е. и др. Ими обоснована необходимость изучения проблем малого бизнеса, исследованы основные направления реализации государственной политики, поддержки малых фирм, выявлены некоторые особенности развития малого производства, определены подходы к оценке инвестиционных проектов и разработке бизнес-планов и т.д.

Объектом исследования курсовой работы является мировая экономика.

Предмет исследования - проблемы малого бизнеса в национальной экономике.

Цель курсовой работы - провести сравнительный анализ проблем становления малого бизнеса в мировой практике и экономике России.

Для достижения данной цели необходимо решить ряд задач:

1. Дать понятие малого бизнеса и охарактеризовать его роль в экономике.

2. Выделить критерии малого бизнеса.

3. Изучить государственное регулирование малого бизнеса.

4. Проанализировать мировой опыт организации малого бизнеса.

5. Рассмотреть малый бизнес в России: проблемы становления и перспективы развития.

6. Изучить государственное регулирование малого бизнеса в российской экономике.

При написании работы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы, метод сравнения и аналитический метод.

1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАЛОГО БИЗНЕСА

1.1 Понятие малого бизнеса и его роль в экономике

«Малый бизнес» - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями, критериях. В экономике развитых стран одновременно функционируют крупные, средние и малые предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующая на личном и семейном труде /11, с. 32/.

Размеры предприятий зависят от специфики отраслей, их технологических особенностей. Есть отрасли, связанные с высокой капиталоемкостью и значительными объемами производства, и отрасли, для которых не требуются предприятия больших размерах, а, напротив, именно малые оказываются более предпочтительными.

В последнее время выявился небывалый рост предприятий малого и среднего бизнеса, особенно в сферах, где пока не требуется значительных капиталов, больших объемов оборудования и кооперации множества работников.

Малых и средних предприятий особенно много в наукоемких видах производства, а также в отраслях, связанных с производством потребительских товаров и оказанием услуг. Эффективное функционирование малых форм производства определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупным производством: близостью к местным рынкам и приспособлением к запросам клиентуры; производством малыми партиями (что не выгодно крупным фирмам), исключением лишних звеньев управления и т.д.

Развитие производства предприятий малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, поскольку развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, активнее идет структурная перестройка, расширяется потребительский сектор.

Успех малого бизнеса в потребительском секторе можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями, достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что, в свою очередь, активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства /12. с. 85/.

Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.

Обобщая все выше сказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства.

Крупные предприятия привлекают мелкие узкоспециализированные фирмы, производящие для них отдельные детали и узлы. Вокруг монополий, особенно в отраслях машиностроения, электронной промышленности, группируются обычно по несколько десятков тысяч мелких предприятий, которые пользуются финансовой и технической помощью монополий.

Важность малых предприятий еще и в том, что, ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит, быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

Массовый выпуск промышленных изделий длительного потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т.п.) крупными предприятиями вызывает потребность в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию, которые часто осуществляют мелкие предприятия. В то же время, на мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивают при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в бюджеты, стимулируют научно-технический прогресс, выполняют другие важные для хозяйства функции.

В Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» установлено, что под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Во-первых, как уже отмечалось, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках /5/.

1.2 Критерии малого бизнеса

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

Роль малого бизнеса трудно переоценить: эта та форма, в которой легче всего начинать самостоятельный бизнес, а также осуществлять его, если это позволяют критерии малого предприятия. В развитых странах до 80% предприятий - субъекты малого предпринимательства. И хотя большие предприятия, представляя количественное меньшинство дают большую часть валового национального дохода, малый бизнес хорош уже хотя бы потому, что дает многим людям возможность организации своего дела, получения чувства уверенности в завтрашнем дне, а для государства означает сокращение безработицы и социальной нестабильности.

Сложилось ошибочное мнение, что малое предприятие - это не просто небольшое по численности или объему продукции производство, но и совершенно новая структура, особый вид предприятия, основанного на специальной форме собственности. На самом деле термин «малое предприятие» определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и организации хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия, общества с ограниченной ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия и они могут быть малыми, если попадают под критерии малых предприятий.

По определению международного бюро труда, к малым предприятиям относятся фирмы в обрабатывающей промышленности и сфере услуг, семейные предприятия, фирмы, использующие надомников, кооперативные, индивидуальные предприятия.

Как показывает мировая практика, основным критерием, на основе которого предприятия различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является, в первую очередь, средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии.

Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:

Численность персонала;

Размер уставного капитала;

Величина активов;

Объем оборота (прибыли, дохода) /13, с. 218/.

По данным Мирового банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются те, что описаны выше. Практически во всех странах определяющим критерием является численность работников за отчетный период.

При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне страны могут применяться и другие показатели, а страны, входящие в Европейский Союз, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым.

Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так, Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития, в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 человек как крупные.

В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых были отнесены государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. В последствии критерии отнесения предприятий к малому бизнесу неоднократно менялись в соответствии с принятием новых законов о малом предпринимательстве. Такие изменения были в 1990 г., в 1991 г., в 1993 г., в 1995 г., в 1998 г.

В отношении российских малых предприятий продолжает действовать постановление СМ РСФСР № 406, по которому установлено два критерия их выделения: количество работающих и объем хозяйственного оборота. Фактически в постановлении сделана попытка классифицировать малые предприятия по количеству занятых с учетом отраслевой принадлежности.

Согласно ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к малым предприятиям относятся вновь создаваемые или действующие предприятия, коммерческие организации (юридические лица):

1. В уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных фондов не превышает 25%, доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%.

2. В которых средняя численность работников за отчетный период не превышает:

В промышленности - 100 человек;

В строительстве - 100 человек;

На транспорте - 100 человек;

В сельском хозяйстве - 60 человек;

В научно-технической сфере - 60 человек;

В оптовой торговле - 50 человек;

В розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;

В остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек /5/.

Человечество накопило достаточно богатый опыт распределения предприятий на группы в зависимости от их размера. При этом не существует какого-то единого для всех стран универсального критерия выделений малых предприятий. Каждое государство в зависимости от национальности, производственных градаций, отраслевой культуры экономики устанавливает свои критерии распределения предприятий по их размерам.

1.3 Регулирование малого бизнеса

Малое предпринимательство нуждается в обязательной поддержке со стороны государства. Государственная политика поддержки малого и среднего предпринимательства (далее - МСП) в разных странах складывается под влиянием различных факторов, например, обеспеченности данной страны производственными ресурсами, реальной степени участия МСП в хозяйственной деятельности и наличии опыта предпринимательства.

Сравнивая политику в отношении к малому предпринимательству в промышленно развитых странах можно сделать некоторые обобщения. Наиболее четкая и проработанная позиция государства в отношении МСП наблюдается в США, Германии, Франции и Японии. Позиции малого бизнеса в этих странах опираются:

Во-первых, на прочную законодательную базу. В США, например, в течение последних 40 лет принято 8 законов, направленных на поддержку малого бизнеса: «Закон о малом бизнесе» - 1953 г., «Закон об инвестировании малой экономики» - 1958 г. и ряд других. В Японии основной закон о мелких и средних предприятиях принят в 1963 г., в Германии права малых предприятий закреплены в «Картельном праве» 1957 г.

Во-вторых, на мощную финансовую поддержку государства.

Существуют также специфические особенности поддержки МСП в этих странах. В Германии важным источником создания малых предприятий являются льготные кредиты за счет государственного бюджета и бюджетов земель, беспроцентные ссуды для приобретения имущества. Для стимулирования и создания новых рабочих мест и привлечения высококвалифицированных кадров производятся доплаты к заработной плате за счет государственных средств (в течение первых пяти лет бюджет субсидирует 40% заработной платы квалифицированных работников, шестой год - 25%). Государство участвует в рисковом капитале предприятий, осваивающих новые технологии /12, с. 82/.

Особое место занимает поддержка МСП в Японии. В 1991 г. были разработаны «Основные направления политики в отношении средних и малых предприятий».

Обобщая опыт регулирования государством малого бизнеса можно сказать следующее. В большинстве стран применяется следующее сочетание мер:

Льготное налогообложение и кредитование;

Формирование благоприятной правовой среды;

Финансовое и материальное обеспечение программ поддержки МСП.

Формирование благоприятной правовой среды включает в себя следующие меры:

Упрощение процедуры регистрации МСП;

Проведение различных курсов обучения, бизнес школ, бизнес семинаров;

Оказание представительских и юридических услуг;

Консультирование и информационная поддержка малого бизнеса;

Техническая помощь и предоставление помещения;

Улучшение доступа МСП к государственным поставкам и контрактам /12, с. 87/.

Поддержка малого бизнеса со стороны государства преследует следующие цели:

1. Борьбу с монополизмом и формирование рациональной отраслевой структуры, ограничение монопольных тенденций в экономике для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке путем ориентации экономики на ресурсосбережение.

2. Решение социальных проблем силами самого населения.

3. Обеспечение структурной перестройки экономики на основе ускорения научно-технического прогресса.

Регулирование деятельности малого бизнеса обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, т.к. развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы, связанные с выводом экономики из кризиса.

Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы, связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Без специальных мер государственной поддержки развитие малого предпринимательства невозможно.

Одним из серьезных факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства, является усложненная административно-разрешительная практика в предпринимательской сфере. Существует множество бюрократических препятствий, связанных с лицензированием, сертификацией и т.д. Активная и взвешенная государственная политика в отношении регулирования и поддержки малого предпринимательства должна учитывать отраслевые и региональные особенности развития этого сектора экономики, причем поддержка должна быть обеспечена на федеральном, региональном и местном уровне.

На федеральном уровне могут осуществляться следующие меры:

Учет потребностей малого бизнеса в общеэкономическом законодательстве, а также разработка специальных нормативных актов по их поддержке;

Содействие созданию инфраструктуры малого бизнеса и информационных систем;

Прямая помощь малым предприятиям на основе специальных программ, обеспечение льготных кредитных и налоговых режимов.

На региональном уровне должно быть обеспечено последовательное исполнение федеральных законов наряду с принятием собственных нормативных актов с учетом специфических региональных условий развития малого бизнеса.

На местном уровне практическая деятельность должна быть сосредоточена на организации выполнения законодательства, регулировании земельных, арендных и других видов отношений, организации всех видов контроля, работы транспорта и удовлетворения других вопросов функционирования конкретных малых предприятий /13, с. 320/.

К настоящему времени во многих регионах создана минимально необходимая инфраструктура поддержки малого бизнеса. Несмотря на огромные трудности, по России действуют 49 агентств поддержки малого предпринимательства, предоставляющих консультационные, бухгалтерские, информационно-маркетинговые и другие услуги, 33 лизинговых компании, 29 бизнес-инкубаторов. Этого, конечно, мало, учитывая необъятные просторы и степень остроты стоящих перед малыми предпринимателями проблем. Однако начало положено, и содействовать превращению этих ростков в саморегулирующуюся систему государственной и общественной помощи малому бизнесу - одна из актуальнейших задач государства в рамках федеральных программ поддержки. Но решается она на протяжении всех последних лет из рук вон плохо.

2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРАКТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

малый бизнес экономика регулирование

2.1 Мировой опыт организации малого бизнеса

Малый бизнес существует давно. Во всем мире предприятия малого бизнеса играют важную роль. Многие страны развитого капитализма давно ощутили эффективность малых предприятий в экономике и научились решать многие проблемы, связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах.

Рассмотрим, как относятся страны с развитой экономикой к малым предприятиям, и узнаем, каков мировой опыт малого бизнеса.

В Великобритании отнесение предприятий к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относят фирмы с числом занятых от 1 до 25 человек, к мелким - от 25 до 99 человек. При этом в обрабатывающей промышленности малыми считаются фирмы с занятостью ниже 200 человек, в то время как в торговле это предприятие с годовым оборотом менее 400 тыс. фунтов стерлингов.

Во Франции малыми считаются предприятия, на которых численность занятых не превышает 500 человек и годовой оборот до взимания налогов, оцененный на момент закрытия итогового баланса, ниже 200 млн. франков. Причем в различных отраслях экономики размер фирмы оценивается по-разному. Если в сельском хозяйстве и пищевой промышленности фирмы с занятостью свыше 200 человек считаются крупными, то в отрасли производства оборудования предел численности - 500 человек /15, с. 118/.

В Швеции система отнесения предприятий к малым схожа с французской, но там действуют еще и такие показатели, как: стадии роста, отраслевая принадлежность, географическая сфера деятельности, специфические характеристики владельцев и управляющих (женщины-предприниматели, иностранцы), типы проблем, характерные для предприятия.

В Германии определенное понятие о малом бизнесе отсутствует, но в соответствии с классификацией федерального министерства хозяйства к мелким относят фирмы с числом занятых до 49 человек и ежегодным оборотом менее 1 млн. марок. Мелкие и средние фирмы - это фирмы, которыми руководят юридически самостоятельные владельцы, непосредственно участвующие в производстве, полностью берущие на себя экономический риск и финансирующие свою деятельность, как правило, без привлечения кредитных средств /15, с. 120/.

Экономика таких стран как Германия, США и других во многом основывается на малых предприятиях. Основная их масса - мельчайшие предприятия, где работают не более 20 человек. Масштабы развития предприятий малого бизнеса зарубежных стран представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Масштабы развития предприятий малого бизнеса зарубежных странах

Эффективность малых предприятий в Германии несколько выше, чем в США и в Японии. Здесь на долю 12,3% крупных предприятий и 34% занятых на них работников приходится только 52,6% национального дохода. Кроме того, 2/3 рабочих мест создается за счет мелкого предпринимательства. При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется. Поэтому число малых предприятий растет.

Но, конечно, малые предприятия как возникают, так и распадаются по многим причинам. Например, в Германии в 1990 году более 14500 предприятий из числа малых потерпели крах, причем 40% из них просуществовали не более 5 лет. Доля банкротов среди предприятий малого бизнеса всегда выше, ибо, идя на риск, предприниматель решает сложную проблему конкурентоспособности выпускаемой продукции. Ведь начальная стоимость ставит основателей фирмы в невыгодное положение по сравнению с действующей фирмой. Новичку нужно в самом начале проводить свою работу при более высоких издержках, чем предпринимателю действующей фирмы. Поэтому начинающая фирма всегда имеет более высокую себестоимость продукции. Наиболее частые причины банкротства малых предприятий - это неудачи в сфере сбыта продукции, а также недостаточная компетентность и отсутствие опыта.

Но все же, несмотря ни на что, количество вновь создаваемых фирм превосходит число ликвидированных, что говорит об абсолютном увеличении числа предприятий малого и среднего бизнеса в экономике. Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие обанкротчивается не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев /8, с. 321/.

В 80-х годах обозначилась тенденция к увеличению числа малых предприятий в Германии. Поэтому правомерно утверждать, что в эти годы, одновременно с укреплением позиций верхушки монополистического капитала в экономике стран Запада наметился процесс возрастания значения мелких и средних фирм в ряде областей как материальной, так и нематериальной сферы производства.

В общем, в 70-е-80-е годы сначала наметилась, а затем еще очевидней стала проявляться тенденция, при которой доля крупнейших компаний в выпуске продукции, инвестициях, обороте и других показателях многих отраслей оставалась стабильной или даже несколько снижалась. Установилось сбалансированное состояние между мелким и средним бизнесом. Этот временный период можно считать звездным часом малого бизнеса, поскольку для предпринимательства все более важной становится быстрая, гибкая, инновационная адаптация внутренней среды и внешних взаимосвязей фирм к возрастающей неопределенности хозяйственной среды.

Предприниматели все чаще осознают необходимость использовать не только преимущества специализации, особую атмосферу творчества и заинтересованности, традиционно царящую в малых фирмах, но и возможности, которые открываются при производственной кооперации: экономия на масштабах, совместные научно-исследовательские разработки, разделение риска.

Большой плюс малых предприятий состоит в том, что многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании, к условиям развития в кризисные периоды для экономики Запада. Крупные фирмы не столь чувствительно и быстро реагируют на какие-либо колебания или изменения в экономике. Не случайно в политике правительство Германии, США и многих других развитых капиталистических стран помощь мелкому бизнесу занимает особое место /8, с. 408/.

Мелкие предприятия стали своеобразным индикатором общего состояния дел в экономике. Небольшие предприятия наиболее чутко реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры, падение или повышение нормы прибыли в отраслях экономики. Волна разорений или образования новых компаний зарождается, прежде всего, в немонополизированном секторе и лишь позднее, набрав силу, докатывается до более крупных фирм, отражаясь на их деятельности.

В условиях ухудшения воспроизводства крупные компании находят «отдушину» в виде экспорта капитала. Мелкие фирмы, как правило, не имеют такой возможности. Это вынуждает их для выживания интенсивно пересматривать свою производственную и сбытовую деятельность. Те из них, кто в обстановке 70-х начала 80-х годов сумели приспособиться - выжили, другие - просто разорились. Однако, в свою очередь, развитие малых предприятий при преодолении этого кризиса послужило важным средством оздоровления экономики.

2.2 Малый бизнес в России: проблемы становления и перспективы развития

Рассмотрев мировой опыт организации малого предпринимательства, перейдем к вопросу о том, какие же условия необходимы для развития малого предпринимательства в России. Конечно же, наивно предполагать, что для страны таких масштабов малый бизнес может стать основой экономики: в российских условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий.

Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль.

Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования; консультационные услуги; бытовое обслуживание населения.

Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность /13, с. 72/.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, т.е. расширяет социальную базу проводимых реформ.

Следует заметить, что наблюдавшийся до 1992 года бурный рост малых предприятий в 1993 году резко замедлился. И сейчас в России занято в малом частном бизнесе менее 1 млн. чел. Численность занятых и объем произведенной продукции (работ, услуг) на малых предприятиях по отраслям экономики в 2006 г. представлены в приложении А.

Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в России велики резервы роста предприятий малого бизнеса. Развитие любой формы предпринимательства зависит от двух условий: внутренней экономической обстановки в стране в целом и ее регионах и способности конкретного предпринимателя использовать данные ему права для реализации своих хозяйственных целей.

В 1996 году в России проводилась массовая Программа по поддержке и становлению малого бизнеса. Это комплекс мер, выработанных правительством и поддерживаемых на всех уровнях. Общий объем финансирования Программы в 1996 году составил 883,35 млрд. рублей /9, с. 75/.

Для выполнения Программы были привлечены средства банков и международных финансовых организаций, финансовые ресурсы по линии технической и консультативной помощи. В качестве приоритетных защищенных статей расходования средств на реализацию мероприятий Программы выделялись: развитие инвестиционной деятельности в сфере малого предпринимательства, создание новых рабочих мест и формирование целостной инфраструктуры поддержки малых предприятий.

Значительную часть всех расходов предполагалось направить на создание механизмов гарантий малым предприятиям, развитие лизинга, формирование и развитие инфраструктуры малого предпринимательства, поддержку наиболее эффективных видов производственной деятельности, научно-методическое и кадровое обеспечение программы.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания.

Уходя от налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения. Поэтому и не изживается в массовом сознании представление о предпринимательстве как о чем-то плохом, неприязненном, а о предпринимателе - как о спекулянте /11, с. 121/.

Потеря административного управления, экономический хаос и законодательная неразбериха привели к тому, что законопослушные предприниматели, организующие бизнес в производственной сфере, оказались в чрезвычайно трудном положении, неся большие затраты, выплачивая высокие налоги и подвергаясь государственному и негосударственному рэкету. Отсутствие четкого механизма реализации государственных мер по поддержке малого бизнеса, затруднения в получении кредитов, производственных помещений и материальных ресурсов поставили малые предприятия в неравное положение с крупными. Это привело к сокращению их роста и к ориентации преимущественно на торгово-закупочную и посредническую деятельность.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы /12, с. 80/.

Еще один очень важный фактор негативного воздействия на малый бизнес - непрекращающийся глубокий спад производства. Все это приводит к тому, что только часть зарегистрированных предприятий малого бизнеса оказывается в не состоянии приступить к реальному производству продукции.

Весьма остра проблема формирования финансовой базы становления и

развития малого бизнеса. Для этого ему должны быть предоставлены определенные льготы. Это могут быть льготы по налогообложению. Но проводимая в России налоговая политика не только не эффективна, но экономически опасна. Она идет вразрез с установленной в мире практикой и современными мировыми тенденциями развития экономики. Неоправданно высокое налогообложение «убивает» в России малое предпринимательство (многочисленные налоги и поборы нередко оставляют предприятию лишь 5-10% полученной прибыли).

Общее направление совершенствования налоговой системы - усиление стимулирующей роли налогов в развитии производства. Надо освободить малые предприятия от налогов на инвестиции, ввозимые технологии. И, конечно, нужны налоговые льготы на период становления малого предприятия.

Совершенно очевидна необходимость дифференцированного налогового подхода к предприятиям разного профиля деятельности. Более низкие ставки налогов должны применяться для наиболее важных, приоритетных отраслей.

Еще одной проблемой, не столько экономической, сколько административной является бюрократия российского государственного аппарата. Эта проблема не обсуждается ни на каком уровне и ни одна программа не предусматривает мер по борьбе с чиновничьим беспределом в Российской Федерации.

На уровне центрального правительства принимается огромное количество решений в поддержку предпринимательства, но никто не борется с тем, что любой человек, желающий заняться бизнесом должен потратить уйму времени и денег лишь на то, чтобы получить всевозможные справки и разрешения в системе местного самоуправления. Многих людей пугает именно это, когда те предпринимают первые шаги на пути к становлению своего предприятия. И много хороших идей гибнет именно в «коридорах власти», так и не получив «добро» на дальнейшее развитие.

Естественно бюрократия тесно связана со взяточничеством. Поэтому государственные деятели в центре должны бороться с произволом в субъектах РФ, т.к. сами субъекты будут продолжать такую политику. Им выгодно это, потому что это способ губить на корню людей не угодных власти и, конечно, большой кусок в карман государственным чиновникам.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий /13, с. 302/.

По всеобщему мнению экономистов, комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

Нормативно-правовое;

Финансово-кредитное;

Обеспечение безопасности;

Информационно-техническое;

Организационное;

Кадровое и консультационное обеспечение;

Внешнеэкономическая деятельность.

Так же в государственной программе должны быть отражены механизмы денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, и ценовой политики, материально-технического снабжения, системы официальных гарантий, которые обеспечивали бы создание равных стартовых условий в развитии предпринимательской деятельности.

2.3 Регулирование малого бизнеса в российской экономике

В российском государстве осуществляются меры по поддержке малого бизнеса.

Первым шагом правительства страны, направленным на развитие малых предприятий и создания для них необходимых условий деятельности, явилось принятое Комиссией по совершенствованию хозяйственного механизма Положение об организации деятельности малого государственного предприятия (1988 г.), в котором предусмотрен упрощенный порядок создания малых предприятий государственными предприятиями и организациями.

Государственные предприятия и исполкомы местных Советов с энтузиазмом откликнулись на этот шаг. На территории страны стали интенсивно формироваться Союзы малых предприятий и их международные центры.

Следующий шаг - Постановление Совмина СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий» (1990 г.). В этом правительственном постановлении по сравнению с Положением о малых предприятиях уже наблюдается значительный прогресс: статус малого предприятия распространяется на предприятия всех форм собственности, предусмотрено принятие мер государственной поддержки - таких, как налоговые льготы, материально-техническое снабжение, создание целевых финансовых фондов. Гражданам разрешается создавать предприятия с использованием наемного труда, предусматривается формирование органов управления, оказывающих содействие в развитии малого предпринимательства /10, с. 115/.

Однако в принятом вслед за этим постановлением Законе РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности» (25 декабря 1990 г.) такие понятия, как малое предприятие и кооператив, были упущены. Отсутствуют эти понятия и в Законе «О кооперации», принятом в 1991 г.

Постановлением Совета Министров РСФСР № 406 от 18 июня 1991 г. «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» был предусмотрен ряд мер, направленных на поддержку развития малого предпринимательства, но они были явно недостаточны. Постановлением правительства № 268 от 1 апреля 1993 г. был образован Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, а 11 мая 1993 г. было подписано еще одно Постановление правительства за № 446 «О первоочередных задачах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Следующим важным шагом стало принятие федеральной программы поддержки малого бизнеса в России на основе Постановления Правительства РФ № 409 от 29 апреля 1994 г. «О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг.».

Следующим организационным шагом правительства было образование Комитета поддержки малых предприятий и предпринимательства. На начальном этапе развития малых предприятий это было своевременной акцией, но Комитет не оправдал возлагавшихся на него надежд. Его заменил Государственный комитет по антимонопольной политике, который вскоре был упразднен. При этом функции поддержки предпринимательства были переданы Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике, созданному на базе ликвидированного Министерства промышленности. В каждом ведомстве есть подразделение, отвечающее за решение проблем предпринимательства (в Минэкономики, Минфине, Минтруде России), но при этом полностью утрачена функция координации деятельности государственных органов управления по поддержке предпринимательства и формированию государственной политики в этой сфере. Для организации постоянного согласования позиции в свое время был образован Совет по предпринимательству при Президенте СССР. После упразднения этого органа его руководители и предприниматели перешли в Совет по предпринимательству при Президенте России. В сентябре 1992 г. он был ликвидирован, и его заменил Совет по промышленной политике /9, с. 77/.

Наконец, 30 мая 1993 г. вышло правительственное постановление № 510 об образовании при Правительстве Российской Федерации Совета по развитию предпринимательства, основными задачами которого являются:

Содействие созданию условий, способствующих вовлечению предпринимателей в процесс реализации экономических реформ;

Участие в подготовке проектов законодательных и других нормативных актов;

Консолидация усилий деловых кругов России по развитию предпринимательства.

Сейчас в каждом министерстве и ведомстве имеется отдел, который отвечает за малое предпринимательство.

В целях более четкого взаимодействия всех ветвей власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федеральных и региональных органов власти и управления, с общественными предпринимательскими организациями в июне 1995 г. Указом Президента РФ создан Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.

Главная задача государственных органов - это координация всех структур в данной области деятельности, разработка предложений по содействию малым предприятиям, проведение анализа и оценки различных программ развития малого бизнеса, в том числе инновационных и инвестиционных, организация и изучение новых форм предпринимательства, разработка рекомендаций по привлечению иностранных инвестиций.

Большая ответственность, в выполнении этих задач ложится на региональные органы, или так называемые региональные фонды.

Органы исполнительной власти для работы в сфере малого предпринимательства действуют в более чем 50 субъектах Российской Федерации. В более чем 70 региональных органах созданы фонды поддержки малого предпринимательства, а также фонды поддержки предпринимательства и ремесел /8, с. 177/.

С целью осуществления государственной политики по развитию малого бизнеса в правительствах (администрациях) республик Удмуртия, Ингушетия, Чувашия, Ставропольского края, Самарской, Пензенской, Оренбургской, Кировской, Нижегородской областей, г. Москвы и других субъектов Российской Федерации образованы министерства, комитеты или департаменты по поддержке малого предпринимательства. В Иркутской, Тамбовской, Вологодской, Калининградской областях, Республике Коми и других субъектах Российской Федерации также принято решение об образовании подобных структур /9, с. 76/.

В 1995-1996 гг. система государственной поддержки малых предприятий стала создаваться более целенаправленно. Органы государственной власти усилили внимание к проблемам институциональных преобразований, направленных на ускорение развития предпринимательства. Это нашло отражение в ряде законодательных актов Российской Федерации. Был принят Федеральный Закон № 88-ФЗ от 14.06.95 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ». Введены в действие Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (приказ Минфина № 131 от 22.12.95 г.), утвержден устав Федерального фонда поддержки малого предпринимательства (Постановление правительства РФ № 424 от 12.04.96 г.).

Произошли некоторые позитивные изменения в области финансово- экономической и информационной поддержки российского малого предпринимательства, формирования его инфраструктуры.

Принят указ Президента РФ № 491 от 04.04.96 г. «О первоочередных мерах государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации». Этапы развития малого предпринимательства в современной России представлены в приложение Б.

Практически начала действовать единая система поддержки малого предпринимательства, включающая в себя Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, региональные фонды и центры поддержки предпринимательства. Региональные фонды и центры сформированы органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 63 регионах, в остальных регионах их создание находится в стадии завершения. Многие субъекты Российской Федерации разработали и выполняют региональные программы поддержки и развития малого предпринимательства. Осуществляется финансовая поддержка малых предприятий за счет средств специализированных фондов. Вводятся льготы по местным налогам, выделяются средства из местных бюджетов на создание инфраструктуры малого бизнеса. Образованы и действуют агентства поддержки предпринимательства, учебно-деловые и информационные центры, бизнес инкубаторы, юридические, аудиторские и консалтинговые фирмы, обслуживающие малое предпринимательство /9, с. 78/.

В целях создания условий для развития предпринимательства в Российской Федерации принят Указ Президента РФ от 29 июня 1998 г. № 730 «О мерах по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства». Данным документом предусмотрено уменьшение количества государственных органов, осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности, и регламентирование в полном объеме деятельности по лицензированию. Также рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставить в аренду имущество на конкурсной основе преимущественно индивидуальным предприятиям и малым предприятиям, производство собственной продукции которых составляет не менее 75% от общего объема. Устанавливать для таких предприятий уровень арендной платы и условия оплаты ими коммунальных услуг, как для бюджетных организаций. Предоставлять таким предприятиям рассрочку при оплате приобретаемого в порядке приватизации государственного и муниципального имущества.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Анализ этапов развития российского предпринимательства. Взаимодействие малого и крупного бизнеса в мировой экономике. Поддержка малого бизнеса в зарубежных странах. Основные тенденции, проблемы и перспективы развития малого бизнеса в современной России.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Рассмотрение теоретических аспектов системы малого бизнеса. Перспективы развития и проблемы становления предпринимательства в России. Национальные экономики развития малого бизнеса на примере США, Японии и Германии. Применение опыта зарубежных стран.

    курсовая работа , добавлен 18.07.2014

    Структура, особенности развития и государственная поддержка малого бизнеса Японии, его роль в экономике страны. Критерии отнесения предприятий Японии к малым. Сравнение систем государственной поддержки малого предпринимательства в Японии, России и США.

    реферат , добавлен 25.02.2009

    Торгово-экономическое сотрудничество Российской Федерации со странами СНГ. Проблемы, характерные для малого и среднего бизнеса в сфере торговли. Проблемы, связанные с государственным регулированием сектора торговли. Поддержка развития малого бизнеса.

    курсовая работа , добавлен 30.04.2011

    Государственная поддержка малого предпринимательства. Инфраструктура поддержки малого бизнеса во Франции, характеристика ее сильных сторон. Объединение французских предприятий в организации. Роль в поддержке малых предприятий государственных организаций.

    реферат , добавлен 11.10.2014

    Особенности внешнеэкономической деятельности малого бизнеса. Факторы и направления стимулирования экспортной деятельности субъектов предпринимательства. Анализ и тенденции внешнеэкономической деятельности субъектов малого бизнеса в Республике Узбекистан.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2011

    Международный бизнес: формирование и современные формы функционирования. Роль и значение международного бизнеса в глобальной экономике. Оценка роли интеграционного фактора в функционировании международного бизнеса. Участие России в международном бизнесе.

    магистерская работа , добавлен 29.06.2017

    Критерии отнесения предприятий к субъектам малого предпринимательства на примере России, США, Германии и Франции. Влияние малого предпринимательства на конкурентоспособность страны. Анализ развития и перспективы малого предпринимательства в России.

    курсовая работа , добавлен 19.11.2012

    Понятие бизнеса в современной мировой экономике, подходы к формированию его институтов. Факторы, влияющие на развитие международного бизнеса, конкурентные преимущества. Роль транснациональных корпораций в международном бизнесе, его совершенствование.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2017

    Интеграционные тенденции в мировой экономике, глобализация как новый этап интернационализации хозяйственной жизни. История создания и финансовая деятельность Европейского банка реконструкции и развития. Фонд поддержки малого бизнеса в России при ЕБРР.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ МАЛОГО БИЗНЕСА В РОССИИ В СРАВНЕНИИ С РАЗВИТЫМИ СТРАНАМИ

Таштамиров Магомед Русланович 1 , Калаева Залина Зайналбековна 2
1 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», старший преподаватель кафедры «Банковское дело»
2 ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», студентка 2 курса факультета экономики и финансов


Аннотация
Данная статья посвящена вопросам ведения и развития малого и среднего бизнеса. Раскрываются различные аспекты организации в России малого и среднего предпринимательства в сопоставлении с другими развитыми странами. Производится сравнение количественных и качественных характеристик ведения малого и среднего бизнеса Российской Федерации и стран Европы, США, Китая и Японии. Определены наиболее актуальные и фундаментальные проблемы в осуществлении предпринимательства малыми и средними формами хозяйствования. Без создания благоприятных условий ведения бизнеса в государстве невозможно обеспечить толчок экономическому росту и увеличению общественного благосостояния, а также социальной стабильности.

LEVEL OF DEVELOPMENT OF SMALL BUSINESS IN RUSSIA IN COMPARISON WITH THE DEVELOPED COUNTRIES

Tashtamirov Magomed Ruslanovich 1 , Kalaeva Zalina Zainalbekovna 2
1 Chechen State University, Senior Lecturer, Department banking
2 Chechen State University, Student faculty of economy and finance


Abstract
This article is devoted to questions of maintaining and development of small and medium business. Various aspects of the organization in Russia of small and average business in comparison to other developed countries reveal. Comparison of quantitative and qualitative characteristics of conducting small and medium business of the Russian Federation and the countries of Europe, USA, China and Japan is made. The most actual and fundamental problems in business implementation are determined by small and average forms of managing. Without creating favorable conditions of business in the state it is impossible to provide a push to the economic growth and increase in public welfare, and also social stability.

Библиографическая ссылка на статью:
Таштамиров М.Р., Калаева З.З. Уровень развития малого бизнеса в России в сравнении с развитыми странами // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 10 [Электронный ресурс]..03.2019).

Бизнес – сфера приложения труда, капитала, земли и предпринимательских ресурсов. Термин «бизнес» и «предпринимательство» являются синонимами. В основе бизнеса (предпринимательства) в экономической деятельности лежит постоянный поиск решений поставленных задач с ориентацией на инновации, умение привлекать и использовать различные ресурсы. Для государства это один из важнейших элементов рыночной экономики. Решение многих экономических проблем (увеличение доходов в государственный бюджет, формирование конкурентной среды, занятость населения и т.д.) зависит от уровня развития малого и среднего бизнеса.

Большой вклад в развитие экономики России вносит малый и средний бизнес. Крупные предприятия отличаются от малых тем, что крупные предприятия с одной стороны создают новые рабочие места, но с другой стороны сокращают некоторое количество рабочих мест путем автоматизации производства, в то время, как малые и средние предприятия создают для людей в тысячи раз больше рабочих мест. Это большой плюс, так как безработные люди получают новые рабочие места, решаются проблемы инфляции, рост уровень жизни населения, формируется средний класс, как гарант демократии. Соответственно развитие малого и среднего бизнеса является приоритетным направлением в развитии экономики.

В таких странах как Китай, США, Япония и Европейский Союз (ЕС) малый и средний бизнес развивается намного быстрее, чем в России. В этих странах государство уделяет большое внимание предприятиям малого и среднего бизнеса, поддерживая их различными программами и льготами, например, в некоторых странах ЕС любой бизнес освобождается от уплаты налогов в первые 2 года, а также стоимость кредитных ресурсов низка в сравнении с российским бизнесом – 4 % и 20-25 % соответственно.

Таблица 1. Пороговые значения численности занятых на предприятиях в различных странах .

Так, в докладе Международного бюро труда отмечается, что малые и средние предприятия располагают значительными конкурентными преимуществами, требуют меньше капиталовложений по сравнению с крупными предприятиями. Малые предприятия, в отличие от крупных, склонны к сбережениям и инвестированию. У малых предприятий больше мотивации и целей для достижения определенных успехов и это положительно сказывается на деятельности предприятий. К недостаткам малых предприятий относятся: риск неустойчивого положения на рынке, зависимость от крупных предприятий, недостатки в управлении делом, трудности в заимствовании финансовых средств и другие.

Так в России определение малого и среднего предпринимательства не соответствует определениям в других странах, например: США, Европа, Китай и др. Рассмотрим структуру малых и средних предприятий в современном Российском бизнесе.

По состоянию на 1 января 2015 г. по данным Росстата, учтенных органами государственной статистики в России зарегистрировано 4,9 млн. организаций.

Таблица 2. Количество предприятий в России с 2012 по 2014 г.

Исходя из данных таблицы 2 видно, что преобладающим числом предприятий являются микропредприятия. Наблюдается рост микропредприятий с 2012 по 2013 год на 68616 единиц. С 2012 по 2013 год происходит сокращение малых предприятий на 8532 единиц. А в 2014 году число малых предприятий, по сравнению с 2013 годом увеличилось на 990 единиц. По средним и крупным предприятиям с 2012 по 2013 наблюдается сокращение на 2015 единиц, а в 2014 году рост этих предприятий на 680 единиц.

Рис. 1. Занятость в предприятиях малого и среднего бизнеса по странам в 2013г.

По данным этого рисунка определено, что в таких странах как Италия и Китай обеспечивает рабочими местами 80% населения занятого в секторе малого и среднего предпринимательства, а в России этот показатель составляет около 30%.

Таблица 3. Маштабы развития предприятий малого бизнеса в зарубежных странах и в России

Как видно из таблицы 3 малые предприятия в России имеют самые низкие показатели развития в сравнении с развитиыми странами ЕС, США и Китаем. Имея третье место по количеству экономически активного населения среди данных стран, в России занятых в малом бизнесе лишь 21,4%, наименьший показатель. Лишь по показателю институциональной обеспеченности населения малыми предприятиями Россия опережает Китай, однако, причина в огромной численности населения Китая. Наиболее обеспеченной страной формами малых предприятий является США, как следствие, имея наиболее благоприятный климат по реализации малого бизнеса, доступности финансовых ресурсов, поддержки со стороны государства и т.д.

Низкие количественные и качественные показатели развития малых предприятий в России вызваны внутренними причинами.

Малые и средние предприятия постоянно сталкиваются с различными трудностями. Наиболее распространенные проблемы в России по малому и среднему бизнесу:

  • Административные: сложное законодательство, трудности в регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, контроль различными государственными органами и др.)
  • Налоговые: отсутствие налоговых каникул, высокие налоги для малого и среднего бизнеса
  • Недостаточная поддержка со стороны государства
  • Монополизм
  • Недоступность кредитов: высокие процентные ставки, отказ в выдаче кредита
  • Нехватка квалифицированных специалистов

Причины, тормозящие развитие предпринимательства:

Анализируя сложившуюся в стране предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, из-за которых «тормозит» развитие малого и среднего предпринимательства:

  • Сложная финансовая и экономическая обстановка в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, низкая платежная дисциплина, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предприятий.
  • Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предприятий, отсутствие деловой этики, культуры хозяйствования как в бизнесе, так и в государственном секторе.
  • Слабость действия механизма государственной поддержки малого и среднего предпринимательства.

Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малый и средний бизнес по всем направлениям. Уровень инфляции и рост цен на все факторы производства ставят предприятия на грань банкротства. К ним относятся отечественные предприятия, которые заняты в производстве товаров, предоставлении услуг для населения, потребляющие сырье, материалы, цена которых растет.

Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития предпринимательства можно указать преимущества малого предпринимательства:

  1. Более быстрая адаптация к местным условиям хозяйствования;
  2. Большая свобода действий субъектов малого предпринимательства;
  3. Невысокие расходы при осуществлении деятельности
  4. Больше возможностей реализовать свои идеи;
  5. Низкая потребность в первоначальном капитале

Автор считает, что несмотря на сложившуюся сложную политическую ситуацию в России, малый и средний бизнес развивается, но проблемы сохраняются. На сегодняшний день для развития в России малого и среднего бизнеса в Российской федерации существенную роль играет наличие и доступность финансовых ресурсов. В марте 2015 года президентом В.В. Путиным разработан комплекс мер финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в России. Для стабилизации развития бизнеса в нашей стране будет создан антикризисный фонд в объеме около 234 млрд рублей.

Барьеры препятствующие развитию бизнеса:сложное законодательство, инспектирование и контроль предприятий различными органами власти, трудности в получении кредитов и высокая процентная ставка,инфляция, низкий уровень знаний предпринимателей, слабость действия государственной поддержки и др.

Http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/

  • European Commission / Европейская комиссия [Электронный ресурс] URL: http://ec.europa.eu/eurostat/data/database (дата обращения: 27.06.2015);
  • Предпринимательство: учебник под ред. М.Г. Лапусты. 4-е издание, 2007 год- 667стр.;
  • http://www.npc.people.com/cn/n/2014 (дата обращения: 26.06.2015);
  • Институциональные преобразования в экономике [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/ (дата обращения: 26.06.2015);
  • Жизненный цикл малого предприятия под редакцией А.А.Шамрая – М.Фонд, 2010г – 244стр.;
  • http:// http://www.fsb.org.uk/stats (дата обращения: 26.06.2015).
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    С началом развития в России предпринимательской деятельности, связанной с кооперативной деятельностью, приватизацией, развитием малого бизнеса, начала формироваться статистика предпринимательства. Ее основным объектом является предприятие или отдельное физическое лицо, которое самостоятельно осуществляет свою деятельность.

    Задачами статистики в сфере предпринимательской деятельности являются анализ деятельности зарегистрированных и фактически действующих субъектов предпринимательской деятельности, их распределение по видам деятельности, организационным формам, размерам, где в качестве драпировочных признаков могут выступить как показатели численности работников, так и объем выпущенной продукции.

    Статистические сведения о предпринимательской деятельности основываются на определенной системе источников информации, которая включает перечни прошедших государственную регистрацию коммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, фермерских хозяйств.

    Статистический анализ поможет нам более глубоко изучить структуру, развитие формирование малого бизнеса в мировом экономическом хозяйстве.

    В феврале 2012 года Росстат опубликовал предварительные итоги сплошного обследования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Впервые получены данные о количестве реально действующих микро-, малых и средних предприятий и индивидуальных предпринимателей (ИП). Оказалось, что оно существенно ниже количества формально зарегистрированных субъектов МСП - почти на 1,5 млн. единиц (таб. 1).

    Таблица 1. - Ключевые цифры по статистике малого и среднего бизнеса в России, по предварительным итогам сплошного наблюдения Росстата в 2011г.

    Кол-во предпр-е стр-ры работниковИПМикро-предприятия (юр. лица)Малые предприятия (юр. лица)Средние предприятия (юр. лица)МСП, всегоКоличество зарегистрированных, ед.2,9 млн.1,4 млн.229 тыс.25,7 тыс.4,6 млн.Количество действующих, ед.1,9 млн.1 млн.227 тыс.25,7 тыс.3,2 млн.Численность работников, чел.5,3 млн.3,9 млн.7,2 млн.2,6 млн.19 млн.*Выручка, руб.4,5 трлн.5,7 трлн.13,3 трлн.7,3 трлн.30,8 трлн.

    Для сравнения мы приведем ключевые показатели сектора МСП в России и некоторых странах Евросоюза,которые рассмотрим в таблице 2.

    малый бизнес предпринимательство россия

    Таблица 2. - Основные показатели сектора МСП: Российская Федерация и некоторые страны Европейского Союза, 2010 год

    Некоторые страны ЕвросоюзаРоссияГерманияФранцияИталияВеликобританияПольшаНидерландыЭстонияКоличество МСП3,2 млн.1,9 млн.2,6 млн.3,8 млн.1,7 млн.1,6 млн.0,6 млн.0,05 млн.Занятость на МСП, чел19 млн.13,6 млн.8,8 млн.12,3 млн.9,8 млн.5,9 млн.3,6 млн.0,3 млн.Выручка, трлн. ЕвроВыручка сектора МСП30,8трлн. р.Экв 0,8 тр.евр2,21,91,92,20,50,80,02

    Из таблицы видно, что Россия имеет преимущество по сравнению с другими странами по количеству и занятости на МСП. Это характеризует нашу страну как развивающуюся,стремящуюся к экономическому подъему.

    Основным законом России, определяющим законодательную базу деятельности малых предприятий, является закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" от 24 июля 2007 года №209-ФЗ. Он устанавливает для малых предприятий предельные значения средней численности работников: до ста человек включительно. Среди малых предприятий выделяются микро предприятия - до пятнадцати человек. Кроме того, устанавливается ограничение в доле участия государственных структур в уставном капитале в размере 25%.

    Средние размеры компаний: на малом предприятии работает, в среднем, 32 чел., на микро предприятии - 4 чел., на среднем - 101 чел. Ежегодная выручка малого предприятия, в среднем, составляет порядка 60 млн. рублей, микро предприятия - 5,6 млн. руб., а среднего - почти 283 млн. руб.

    Самая высокая средняя годовая выручка - почти 500 млн. руб. на одно предприятие - у ИП, которых по количеству занятых можно отнести к категории средних предприятий, а самая низкая - 1,4 млн. руб. - у ИП с масштабами микро предприятия, где занято, среднем, только 2 работника.

    Подавляющее большинство действующих МП-юр. лиц 85,9% - это микро предприятия, имеющие до 15 сотрудников. Именно эти небольшие компании обеспечивают каждое третье рабочее место и 43% выручки всего сектора МСП.

    Почти все ИП - 99,9% - попадают в рамки сектора МСП. Но около 100 ИП по числу работников фактически можно отнести к крупным предприятиям - они имеют от 251 до 800 занятых. Примерно 40% ИП работали в 2010 году в качестве наемных работников у других ИП или в других компаниях.

    Важным для рассмотрения тенденций развития малого предпринимательства является оценка доли малых предприятий в отраслях народного хозяйства нашей страны

    Малые предприятия в настоящее время специализируются на пяти основных видах деятельности.

    Первым видом являются обрабатывающие производства, к которым от-

    носятся предприятия, производящие пищевые продукты, выпускающие текстильную и швейную продукцию, изделия из кожи, из дерева, ведущие издательскую и полиграфическую деятельность, предприятия нефтяной, химической, металлургической, машиностроительной промышленности, а также другие аналогичные производства.

    К такому виду экономической деятельности, как строительство относят малые предприятия, ведущие новое строительство, реконструкцию, капитальный и текущий ремонт зданий и сооружений, включая индивидуальное строительство и ремонт по заказам населения.

    Следующим видом экономической деятельности является оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования. В дальнейшем этот вид деятельности будет называться кратко - торговля.

    К малым предприятиям транспорта и связи относятся предприятия сухопутного, водного, воздушного видов транспорта, а также все виды предприятий электросвязи, почтовой и курьерской деятельности.

    Сфера экономической деятельности, связанная с операциями с недвижимым имуществом, включает в себя не только различные операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление сопутствующих услуг, но и аренду машин и оборудования без оператора и прокат бытовых изделий и предметов личного пользования, а также ряд вспомогательных услуг.

    Отраслевая структура российского малого бизнеса осталась прежней - лидирует торговля и ремонт автотранспортных средств и бытовых изделий (38%), операций в сфере недвижимости и услуг (21%), строительства (11%). Достаточно велика доля МСП-юрлиц в сфере добычи полезных ископаемых, производстве и распределении электроэнергии газа и воды (11%).

    Рисунок 2.1.

    Число основного и самого крупного сегмента малого бизнеса - торговли и ремонта бытовых изделий сократился на 2,6 тыс. предприятий, как и большинство других секторов малого бизнеса. Рост числа предприятий малого бизнеса в 1-м квартале 2012 года был в основном за счет 8 тысяч новых предприятий в сфере недвижимости и услуг с ней связанных и 3,5 тысяч новых предприятий ЖКХ, которые скорей всего были созданы формальным дроблением существующих предприятий для оптимизации налогообложения.

    Рассмотрим коэффициент рождаемости и смертности малых предприятий в 2012 году.

    Рисунок 2.2.

    По сведениям Росстата за 1-й квартал 2012 года коэффициент рождаемости малых предприятий (кол-во новых предприятий на 1 тыс. существующих) - 22,3, что на 0,6 предприятий меньше, чем в 2011 году. А коэффициент смертности малых предприятий (кол-во официально закрытых на 1 тыс. существующих) - 21,4, что на 5,1 предприятий больше, чем в 2011 году. Как видно из графика рождаемости и смертности предприятий малого бизнеса (2012 год сделан на основе 1-го квартала), скоро для малого бизнеса настанет критический момент, когда закрываться будет больше предприятий, чем открываться.

    Таким образом, если тенденция 1-го квартала 2012 года по рождению и смертности малого бизнеса в 2012 году сохранится, то никакие усилия по делению и почкованию предприятий ЖКХ не покроют сокращение количества предприятий малого бизнеса.

    Еще одно радостное известие о том, что занятых в малом бизнесе стало на 15% больше, чем в прошлом году (6,15 млн. человек по сравнению с 5,262 млн.). Если количество предприятий малого бизнеса, кроме почек ЖКХ и недвижимости сокращается, откуда этот рост в почти 800 тысяч трудящихся в малом бизнесе? Это увеличение вполне могло произойти за счет появления "малого бизнеса" в сфере ЖКХ и недвижимости.

    Что касается занятости в секторе МСП по отраслям - по основному виду деятельности реально работающих предприятий и ИП, cреди МСП

    юр. лиц больше всего рабочих мест предоставляют предприятия торговли и ремонта (25%), операций с недвижимым имуществом (21%), добычи полезных ископаемых, производства и распределения воды, электроэнергии и газа (19%), а также строительные фирмы (13%). Предприятия сельского хозяйства предоставляют 7% всех рабочих мест.

    Среди ИП, по сравнению с предприятиями, в сфере торговли, ремонта и услуг занято еще больше работников - 57% всех рабочих мест. Вторая и гораздо меньшая доля рабочих мест - 9% - отмечена в сфере транспорта и связи, 9% - в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. По 7% всех рабочих мест приходится на ИП, осуществляющих операции с недвижимым имуществом, и ИП в сельском хозяйстве.

    Можно сделать вывод,что всерьез рассуждать о малом бизнесе в России как о сколько-нибудь значимом факторе ее развития пока еще рано.

    У нас 238 тыс. предприятий в 1 кв. 2012 года, в США для сравнения, в 2011 году их было более 26 миллионов. Но наша страна не стоит не месте и быстрыми темпами развивается по сравнению с некоторыми странами Евросоюза. На поддержку малого и среднего бизнеса в Росси за последние 3 года выделено 124,5 млрд. рублей и в 2013-2015 годах планируется выделить регионам из федерального бюджета 67,8 млрд. рублей. Мы надеемся что через несколько лет Россия займет свое место в мировой экономике

    22.12.2015 00:52

    В России предприятий малого бизнеса умирает значительно больше, чем появляется новых. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП в нашей стране приходится около 20%, в то время как за рубежом, только по малому бизнесу эта цифра достигает 50%.

    В развитых странах поддержка некрупных предприятий считается стратегически важной для развития экономики задачей.

    По статистике лишь 3,4% малых предприятий в России живет более трех лет, остальные закрываются раньше.

    Темпы роста числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в нашей стране остаются низкими - ежегодно их число увеличивается на 4%, в то время как количество ИП, прекративших свою деятельность увеличивается на 11%. По данным ФНС на апрель 2015 года в ЕГРИП зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предпринимателей, а прекратили свою деятельность за все время 7,7 млн человек.

    Основные причины такой негативной тенденции - административные и экономические барьеры. Во-первых, это достаточно сложное и объемное законодательство, которое к тому же крайне часто изменяется. При этом полноценного информирования о происходящих изменениях нет, а пользоваться услугами профессиональных юристов в малом бизнесе накладно. В результате предприниматели часто допускают ошибки и нарушают законодательство, последствием чего становятся высокие штрафы.

    Постоянно повышающиеся цены на сырье в результате скачков курса рубля и высокие ставки по кредитам - одна из основных экономических причин неразвитости этого сегмента предпринимательства.

    Наконец, с развитием возможностей для получения заработка в интернете для многих людей и вовсе отпало желание регистрировать предприятие, т.к. в данном случае легче уклоняться от уплаты налогов. Последней каплей для многих предприятий стал рост отчислений в пенсионный фонд более чем в два раза.

    Напомним, что с 1 января 2013 года взносы в Пенсионный фонд России с ИП за составляли 32 479,2 рублей независимо от получаемого дохода. Позже, в 2014 году, они были уменьшены до 20727,53 рублей. Но в результате этой меры в стране закрылось более полумиллиона предпринимателей, а новые регистрироваться не спешили.

    2015 год встретил предпринимателей санкциями, снижающимся спросом на товары и услуги и ростом цен. Выросли взносы в пенсионный фонд, теперь они составляют 22261,38 рублей + 1% с выручки, если она больше 300 тысяч рублей. Однако с 1 января вступил в силу и так называемый закон о налоговых каникулах, ФЗ № 477 от 29.12.2014 «О внесении изменений в статью 346 и главу 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно документу, индивидуальные предприниматели, которые открывают свое дело в производственной, социальной и научной сферах, могут быть освобождены от налогов на два налоговых периода. Кроме того, было принято Распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 года № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году», которое также предусматривает ряд льгот по части налогообложения для малого и среднего бизнеса. Это заметно мотивировало многих, и в результате уже с января резко стало увеличиваться число зарегистрированных ИП – на 14% по сравнению с декабрем 2014 года.

    Правда, и количество прекративших свою деятельность, к сожалению, также увеличилось.

    Введенные поправки в законодательство призваны стимулировать производство. В России же малое предпринимательство пока занимается, в основном, торговлей, в 2014 году общее число предприятий данной сферы выросло на 2% и составило 813593.

    По объемам оборота в малом бизнесе также первое место занимают предприятия оптовой и розничной торговли - свыше 15 трлн рублей за 2014 год. На втором месте - предприятия, занимающиеся операциями с недвижимостью - почти 3 трлн рублей.

    Доля малых предприятий в сфере обрабатывающих производств составляет по объёму капитала 2456,84 млрд рублей, здравоохранение и социальные услуги - 194,36 млрд рублей.

    Регистрация ИП вообще с января 2014 по апрель 2015 увеличивается ежемесячно в среднем на 2%, т.е. на 50 тыс. предпринимателей.

    В то же время регистрация фермерских хозяйств, увеличивается намного быстрее - более чем на 3% до 2 тысяч хозяйств в месяц в среднем, при этом основной пик как раз приходится на начало 2015 года.

    Интересен тот факт, что именно по направлению сельского и лесного хозяйства в 2014 году сократилось больше всего малых и микро предприятий на 6614 до 55990. Тем не менее, регистрация новых хозяйств в 2015 году резко возросла - в 2015 году ожидается субсидирование фермерских хозяйств на сумму 3439000 тыс. рублей. При этом основные силы будут брошены на хозяйства юга России и в частности Северо-Кавказского федерального округа (общее количество индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств региона уже упало на 5% по сравнению с апрелем 2014 года).

    акже значительные средства будут выделены и на поддержку хозяйств Сибирского федерального округа.

    Не смотря на рост вновь регистрирующихся предприятий, удержать существующие государству практически не удается. Только за 2014-март 2015 года была прекращена деятельность 647 тысяч индивидуальных предпринимателей и 21928 фермерских хозяйств.

    В среднем, ежемесячно прекращают свою деятельность 43 тысячи индивидуальных предпринимателей - это меньше, чем число регистрирующихся, однако сокращение идет более высокими темпами, даже с учетом льгот (в среднем ежемесячно количество ИП сокращается на 5%, тогда как число новых растет только на 2%). Основная причина - принятие решения о прекращении деятельности, всего на апрель 2015 года по данному решению за все время была прекращена деятельность свыше 5 млн ИП.


    Динамика закрытия фермерских хозяйств также эту тенденцию подтверждает. Ежемесячно прекращают свою работу в среднем 1462 хозяйства, а темп роста таких предприятий также составляет 5%.

    Высокая стоимость комбикормов, большие сложности с реализацией продукции и низкая прибыль пока по-прежнему заставляют фермеров закрываться. Для многих предприятий остро стоит проблема сбыта продукции, поскольку они находятся в отдалении от городов и крупных поселков, довезти продукцию свежей трудно, либо это связано с большими затратами.

    Изменилось и количество иностранных граждан, которые ведут свою деятельность на территории России. Так, с начала 2015 года их число стало сокращаться в среднем на 1,5%.

    При этом сокращение сейчас затрагивает практически все регионы, на которые приходится наибольшая часть таких предприятий - Краснодарский край, Московскую область, Москву, Ростовскую область и т.д.