Движущие силы эволюции презентация. Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Борьба с неблагоприятными условиями среды

  • Биология 11 класс
  • Предметная линия «Живая природа»
  • МБОУ гимназия №44 им. Деева В.Н.
  • Учитель: Лавренюк Людмила Викторовна
  • Г.Ульяновск

Движущие силы эволюции. Борьба за существование. Естественный отбор.

Тема урока:


  • Убедить учащихся в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции;
  • Изучить формы естественного отбора.
  • Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;
  • Научить применять полученные знания при выполнении практических заданий.

Борьба за

существование

«Поражение» наименее

приспособленных

особей, имеющих

неблагоприятные

признаки

«Победа» наиболее

приспособленных

особей, имеющих

благоприятные

признаки

Выживание и

участие

в размножении

Гибель, устранение

от размножения

Благоприятные

признаки передаются

потомству и

усиливаются

Неблагоприятные

признаки

не передаются

потомству


Формы борьбы за существование:

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными

условиями среды

Закрепление темы:

  • Задание:
  • Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки:

А – Внутривидовая борьба

Б – Межвидовая борьба

В – Борьба с неблагоприятными условиями среды


Причины гибели особей одуванчика:

1-плодами питаются многие птицы;

2-семена погибают на скалах, в пустыне;

3-всходами питаются травоядные животные;

4-растения гибнут от сильных морозов;

5-одуванчики топчут люди;

6- растения затемняют пырей, крапива;

7-сами одуванчики вытесняют друг друга;

8-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

9-семена не прорастают от недостатка влаги;

10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.


Б – 1, 3, 5, 6, 8,10


  • В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

  • Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты.
  • Как могло возникнуть такое явление?
  • С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?

Формы естественного отбора.

  • Движущий отбор – обеспечивает приспособленность популяции и вида к однонаправленному изменению среды обитания.

Выживают и размножаются особи с крайним проявлением признака.



Результат движущего отбора:

Индустриальный меланизм березовой пяденицы, разнообразие в строении клюва у вьюрков .


Выживают и размножаются особи со средним проявлением признака.



Результат стабилизирующего отбора:

Соответствие строения тела насекомого-опылителя строению цветка.

Строение организма крокодила не изменилось за миллионы лет.


Выживают особи, имеющие любое из двух крайних проявлений признака.



Результат действия дизруптивного отбора:

Отличие в окраске различных

популяций лягушки озерной


  • Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику.
  • Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.

Движущие силы эволюции:

Результатом

борьбы за

существование

является

естественный

отбор

Естественный

отбор

Борьба за

существование

Наследственная

изменчивость


  • Ответить на вопросы на странице
  • 375-376, 391.

ДВИЖУЩИЕ
СИЛЫ ЭВОЛЮЦИИ

Развитие эволюционных
представлений
Автором первой стройной
эволюционной концепции
был Чарльз Дарвин,
написавший по этому
поводу книгу:
«О происхождении видов
путем естественного отбора
или о сохранении
благоприятственных пород
в борьбе за жизнь»
Чарльз Дарвин (1809 - 1882)

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ
1. В пределах каждого вида живых организмов
существует огромный размах индивидуальной
наследственной изменчивости по морфологическим,
физиологическим, поведенческим и любым другим
признакам. Эта изменчивость может иметь
непрерывный, количественный, или прерывистый
качественный характер, но она существует всегда.
2. Все живые организмы размножаются в
геометрической прогрессии.
3. Жизненные ресурсы для любого вида живых
организмов ограничены, и поэтому должна возникать
борьба за существование либо между особями одного
вида, либо между особями разных видов, либо с
природными условиями. В понятие «борьба за
существование» Дарвин включил не только

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ЭВОЛЮЦИОННОГО УЧЕНИЯ
4. В условиях борьбы за существование выживают и
дают потомство наиболее приспособленные особи,
имеющие те отклонения, которые случайно оказались
адаптивными к данным условиям среды. Это
принципиально важный момент в аргументации
Дарвина. Отклонения возникают не направленно - в
ответ на действие среды, а случайно. Немногие из
них оказываются полезными в конкретных условиях.
Потомки выжившей особи, которые наследуют
полезное отклонение, позволившее выжить их
предку, оказываются более приспособленными к
данной среде, чем другие представители популяции.
5. Выживание и преимущественное размножение
приспособленных особей Дарвин назвал
естественным отбором.
6. Естественный отбор отдельных изолированных
разновидностей в разных условиях существования

Основная логика эволюционного учения
Наследственнос
ть
Изменчивост
ь
Организмы
отличаются друг от
друга и могут
передавать свои
характерные
особенности потомкам
Способность
организмов к
неограниченному
размножению
Ограниченность
условий среды
Борьба за
существовани
е
Выживают
наиболее
приспособленн
ые
Естественный
отбор

В итоге:
Естественный
отбор
Живые системы
приспосабливаются к условиям
окружающей среды
На планете Земля существует
огромное количество видов
живых организмов
Могут сосуществовать высоко
организованные виды и виды с
более примитивным уровнем
организации

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ
ЭВОЛЮЦИОННЫЕ
ФАКТОРЫ
Искусственн
ый отбор
Естественны
й отбор

ИСКУССТВЕНН
ЫЙ ОТБОР

ИСКУССТВЕННЫ
Й ОТБОР
сохранение и размножение
экземпляров растений и
животных, в каком-нибудь
отношении выгодном или
полезном людям

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ОТБОРА
В изменении пород домашних животных и
культивируемых людьми растения участвуют два
основных момента:
ИЗМЕНЧИВОСТЬ, дающая материал для выведения
новых пород;
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ - общее свойство всех живых
существ, благодаря которому особенности родителей
передаются потомству
*Дарвин лично изучил все ему доступные породы
домашних голубей и установил, что все они произошли
от дикого скалистого голубя. Из одной формы, ставя
при создании новой породы каждый раз особые
требования, люди получили и крупных дутышей с
высокими ногами, и маленького голубя - чайку, и
почтовых голубей с их быстрым полетом, и павлиньих
голубей с вееро образным хвостом, и многих других.

ФОРМЫ ИСКУССТВЕННОГО ОТБОРА
Бессознательный отбор - это отбор, при котором не ставится цель
создания нового сорта или породы. Люди сохраняют лучших, на их взгляд,
особей и уничтожают (выбраковывают) худших. Бессознательный отбор
возник давно, с момента приручения собаки. Бессознательный отбор ведет к
изменению растений и животных, к улучшению пород и сортов, к созданию
новых местных пород и сортов. Нужный результат при этом отборе
формируется медленно, но он может быть впечатляющим.
Методический отбор - это отбор, осуществляемый человеком по
определенному плану, с определенной целью - создания породы или сорта.
Особенности:
ставится цель: селекционер решает, какие признаки надо изменить и в
какую сторону, т. е. определяется направление отбора (яйценоскость,
мясистость, красивый гребень, красивый хвост, красивое оперение);
составляется план создания породы (сорта): какие породы (сорта) ив каком
порядке нужно скрещивать, какие виды скрещивания нужно применять;
создаются специальные условия жизни;
методический отбор - это творчество.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Сохранение благоприятных
индивидуальных различий и изменений и
уничтожение вредных, я назвал
естественным отбором или переживанием
наиболее приспособленных.
Ч. Дарвин

МЕХАНИЗМ
генотипов
в
Изменения
Среди множества
ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
1.
популяции
многообразны, они затрагивают любые признаки и
свойства организмов.

2.
случайно
возникают и такие, которые лучше соответствуют
конкретным природным условиям в данное время.

3. Обладатели этих полезных признаков оставляют
больше выживающих и размножающихся потомков
по сравнению с остальными особями популяции.

4. Из поколения в поколение полезные изменения
суммируются, накапливаются, комбинируются и
превращаются в адаптации - приспособления.
изменений

СФЕРА ДЕЙСТВИЯ
ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА
Естественный отбор затрагивает все
признаки особи.
Отбор идет по фенотипам - результатам
процессе
реализации
онтогенеза в конкретных условиях среды,
т. е. отбор действует лишь косвенно на
генотипы.
генотипа
в
Поле действия естественного отбора -
популяции.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР ИМЕЕТ ДВЕ
СТОРОНЫ:
дифференциальную
выживаемость
(избирательную)
дифференциальную смертность
*т.е. естественный отбор имеет положительную
и отрицательную стороны.
Отрицательная сторона естественного отбора -
элиминация.
сохранение
Положительная
фенотипов наиболее соответствующих условиям
экосистемы в данный момент.
сторона -
*Естественный отбор увеличивает частоту этих
фенотипов, а значит - и частоту генов,

БОРЬБА ЗА
СУЩЕСТВОВАНИ
Е

Причины возникновения борьбы за
существование?
все

Одно растение одуванчика занимает на земле
площадь 10м2 и дает в год 100 летучих семян.
а) Сколько квадратных километров площади
покроет
особи
одуванчика через 10 лет при условии, если он
размножается
по
геометрической прогрессии? (1 х 1012 км2)
беспрепятственно
потомство
одной
б) Хватит ли этим растениям на 11-й год места на
(площадь
поверхности
поверхности земного шара 510 млн. км2)
земного шара?
в) Покроет ли этот вид сплошь хотя бы один
материк? Почему?
Главная причина борьбы – несоответствие
между возможностью видов к
беспредельному размножению и
ограниченностью ресурсов.

Формы борьбы за
существование
Борьба с неблагоприятными
условиями среды
Внутривидовая
Межвидовая

Внутривидовая борьба за
существование
У особей одного вида сходны потребности
В территории
В размножении
В пище

Внутривидовая борьба
 Приводит к
сохранению
популяции и
вида за счёт
гибели или
неучастия в
размножении
наименее
приспособленн
ых особей
данного вида.
ßðëûê äëÿ ìîðñêèå ñâèíêè.lnk

Примеры внутривидовой
борьбы:
 Борьба за
 Состязание за
 Внутривидовой
 Борьба за
территорию;
добычу;
каннибализм;
главенство в
стае;
 Борьба за
обладание
самкой

Межвидовая борьба
 Приводит к
победе более
жизнеспособно
й особи или
популяции
одного вида
над менее
жизнеспособно
й особью или
популяцией
другого вида.

Борьба с неблагоприятными
условиями среды
 Приводит к
выживанию в
изменившихся
условиях
неживой
природы
наиболее
приспособленн
ых особей,
популяций и
видов.

Борьба с неблагоприятными условиями среды
Щелочная среда кишечника
Низкие температуры
Засуха в саванне
Недостаток света

Примеры борьбы с
неблагоприятными условиями
окружающей среды:
 Сезонная линька;
 Летняя и зимняя
 Сезонные
спячка;
перелёты и
кочёвки птиц;
 Сильно развитая
корневая система
и
видоизменённые
листья у
пустынных
растений;
 Низкорослость
берёзы и ивы в
условиях тундры.

ДВИЖУЩИЙ.
 Движущий отбор - форма естественного отбора,
которая действует при направленном изменении
условий внешней среды. В этом случае особи с
признаками, которые отклоняются в определённую
сторону от среднего значения, получают
преимущества. При этом иные вариации признака
подвергаются отрицательному отбору. В результате в
популяции из поколения к поколению происходит
сдвиг средней величины признака в определённом
направлении. При этом давление движущего отбора
должно отвечать приспособительным возможностям
популяции и скорости мутационных изменений.
Современным случаем движущего отбора является
«индустриальный меланизм английских бабочек». . Он
сохраняет наследственные изменения в
определённом направлении, перемещая
соответственно и норму реакции. Например, при
освоении почвы, как среды обитания у различных
неродственных групп животных конечности
превратились в роющие.

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ.
 Стабилизирующий отбор - форма естественного
отбора, при котором действие направлено против
особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы,
в пользу особей со средней выраженностью признака.
Описано множество примеров действия стабилизующего
отбора в природе. Например, на первый взгляд кажется,
что наибольший вклад в генофонд следующего
поколения должны вносить особи с максимальной
плодовитостью. Однако наблюдения над природными
популяциями птиц и млекопитающих показывают, что
это не так. Чем больше птенцов или детёнышей в гнезде,
тем труднее их выкормить, тем каждый из них меньше и
слабее. В результате наиболее приспособленными
оказываются особи со средней плодовитостью. Отбор в
пользу средних значений был обнаружен по множеству
признаков. У млекопитающих новорождённые с очень
низким и очень высоким весом чаще погибают при
рождении или в первые недели жизни, чем
новорождённые со средним весом.

ПОЛОВОЙ.
 Половой отбор - это естественный отбор на
успех в размножении. У самцов многих
видов обнаруживаются явно выраженные
вторичные половые признаки, которые на
первый взгляд кажутся неадаптивными:
хвост павлина, яркие перья райских птиц и
попугаев, алые гребни петухов,
феерические цвета тропических рыбок,
песни птиц и лягушек, и т.п. Многие из этих
особенностей осложняют жизнь их
носителей, делают их легко заметными для
хищников.

ДИЗРУПТИВНЫЙ.
 Дизруптивный (разрывающий) отбор - форма
естественного отбора, при котором условия
благоприятствуют двум или нескольким крайним
вариантам (направлениям) изменчивости, но не
благоприятствуют промежуточному, среднему
состоянию признака. В результате может появиться
несколько новых форм из одной исходной. Действием
дизруптивного отбора объясняют образование
сезонных рас у некоторых сорных растений. Было
показано, что сроки цветения и созревания семян у
одного из видов таких растений - погремка лугового-
растянуты почти на все лето, причем большая часть
растений цветет и плодоносит в середине лета.
Однако на сенокосных лугах получают преимущества
те растения, которые успевают отцвести и дать
семена до покоса, и те, которые дают семена в конце
лета, после покоса. В результате образуются две расы
погремка – ранне- и позднецветущая.

Причины гибели особей
одуванчика:
овцы;
1-плоды вместе с сеном попадают в желудок
2-плодами питаются многие птицы;
3-всходами питаются травоядные животные;
4-одуванчики топчут люди;
5- растения затемняют пырей, крапива;
6-сами одуванчики вытесняют друг друга;
7-семена погибают на скалах, в пустыне;
8-семена не прорастают от недостатка влаги;
9-растения гибнут от сильных морозов;
10-растения погибают от болезнетворных
бактерий и вирусов.

Развитие эволюционных представленийАвтором
первой
стройной
эволюционной концепции был
Чарльз Дарвин, написавший по
этому поводу книгу:
«О происхождении видов путем
естественного отбора или о
сохранении
благоприятственных пород в
борьбе за жизнь»
Чарльз Дарвин (1809 - 1882)

Движущие силы эволюциинаследственность, изменчивость,
естественный
отбор
Наследственность
свойство живых организмов передавать
признаки от родителей потомству.
Изменчивость
свойство живых организмов приобретать
новые признаки в процессе развития.

Естественный отбор – это выживание и оставление потомства наиболее приспособленными особями и гибель менее приспособленных.

Борьба за существование – это
внутривидовые и межвидовые
отношения, а также взаимоотношения
организмов с факторами среды.

Основная логика эволюционного учения

Наследственность
Изменчивость
Организмы отличаются
друг от друга и могут
передавать свои
характерные
особенности потомкам
Выживают
наиболее
приспособленные
Способность
организмов к
неограниченному
размножению
Ограниченность
условий среды
Борьба за
существование
Естественный
отбор

В итоге:

Живые
системы
приспосабливаются
к
условиям
окружающей
среды
Естественный
отбор
На
планете
Земля
существует
огромное
количество видов живых
организмов
Могут
сосуществовать
высоко
организованные
виды и виды с более
примитивным
уровнем
организации

Доказательства эволюции: палеонтологические

археоптерикс

Археоптерикс

Доказательства эволюции: переходные формы

Доказательства эволюции: Морфологические (сравнительно-анатомические)

Гомологичные и аналогичные органы

Рудименты и атавизмы

Доказательства эволюции: эмбриологические

Карл Бэр: закон зародышевого сходства

Формы борьбы за существование

Внутривидовая борьба
Межвидовая борьба
Борьба с неблагоприятными
условиями среды

Внутривидовая борьба

Приводит
к
сохранению
популяции и вида за
счёт
гибели
или
неучастия
в
размножении
наименее
приспособленных
особей данного вида.
Ярлык для морские свинки.lnk

Примеры внутривидовой борьбы

Борьба за
территорию;
Состязание за
добычу;
Внутривидовой
каннибализм;
Борьба за главенство
в стае;
Борьба за обладание
самкой

Межвидовая борьба

Приводит к победе
более
жизнеспособной
особи
или
популяции
одного
вида
над
менее
жизнеспособной
особью
или
популяцией другого
вида.

Примеры межвидовой борьбы:

Вытеснение
пчелы
австралийской пчелой
европейской;
Конкуренция
между
серой
и
чёрной
крысами;
Конкуренция за свет
между елью и берёзой;
Паразитизм;
Вытеснение куницейхарзой соболя из его
привычных
мест
обитания.

Борьба с неблагоприятными условиями среды

Примеры борьбы с неблагоприятными условиями
окружающей среды:
Сезонная линька;
Летняя и зимняя
спячка;
Сезонные перелёты и
кочёвки птиц;
Сильно развитая
корневая система и
видоизменённые листья
у пустынных растений;
Низкорослость берёзы и
ивы в условиях тундры.

Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:

Подведение итогов:
Борьба за
существование
«Поражение» наименее
приспособленных
особей, имеющих
неблагоприятные
признаки
«Победа» наиболее
приспособленных
особей, имеющих
благоприятные
признаки
Гибель, устранение
от размножения
Выживание и
участие
в размножении
Неблагоприятные
признаки
не передаются
потомству
Благоприятные
признаки передаются
потомству и
усиливаются

Подведение итогов:

Движущие силы
эволюции:
Естественный
отбор
Борьба за
существование
Наследственная
изменчивость
Результатом
борьбы за
существование
является
естественный отбор

Движущие силы эволюции:

Микроэволюция
Это
процесс
преобразования
популяции или популяций под
действием факторов эволюции,
который
ведет
к
изменению
генофонда и образованию нового
вида.

Микроэволюция

1. Под действием элементарных факторов
на генофонд популяции происходит
изменение частот
отдельных генов. Это
приводит
к
элементарному
эволюционному явлению - изменению
генотипического и фенотипического
состава популяции.
2. При длительном однонаправленном
воздействии
естественного
отбора
наблюдается
дифференциация
популяций.

Факторы эволюции – это любые
явления и процессы, оказывающие
какое либо воздействие на эволюцию
Факторы
эволюции
Мутации
Дрейф
генов
Волны
жизни
Изоляция

Это
процесс
в котором
совершаются
внезапные,
естественные или вызванные
искусственно
наследственные
изменения
в
генетическом
материале,
приводящие
к
изменению отдельных признаков
организма.

Мутационный процесс

С.С. Четвериков был одним из первых,
кто обратил внимание на периодические
колебания
численности
особей,
составляющих популяцию.
Такое
КОЛЕБАНИЕ
ЧИСЛЕННОСТИ
ОСОБЕЙ
ПОПУЛЯЦИИ
получило
название
"ПОПУЛЯЦИОННЫХ
ВОЛН" или "ВОЛН ЖИЗНИ".
ПРИЧИНЫ
ИЗМЕНЕНИЯ
ЧИСЛЕННОСТИ
ПОПУЛЯЦИИ:
резкое изменение климата, наличие
кормовой базы, стихийные бедствия,
хозяйственная деятельность человека и
др.

1. Волны могут совершенно случайно
и резко изменять в популяции
концентрацию
редко
встречающихся генов или целых
генотипов.
2. В период резкого снижения
численности популяции некоторые
гены (генотипы) могут полностью
исчезнуть, при том независимо от
их биологической ценности.
3. При нарастании волн другие гены
резко повысят свою концентрацию.
Волны жизни, как и мутационный
процесс, поставляют случайный
ненаправленный
генетический
материал
для
естественного
отбора.

1. Периодические (например, сезонные колебания
численности насекомых, однолетних растений,
вирусов гриппа)
2. Непериодические
(зависят
от
многих
факторов). Примеры: колебания численности
хищник – жертва, вспышки численности
леммингов в Арктике, пролёты саранчи,
размножение кроликов в Австралии, чумные
эпидемии в Европе в прошлом.

Виды популяционных волн:

В нижней точке кривой численности
наблюдается «эффект бутылочного горлышка».
Сквозь него проходят немногие особи и в новой
популяции соотношение аллелей будет другим.

В нижней точке кривой численности наблюдается «эффект бутылочного горлышка». Сквозь него проходят немногие особи и в новой популяции соот

«Только весенние воды нахлынут, и без того они
сотнями гинут…»
Некрасов
Выживают лишь
немногие особи, и
приспособленность не
играет роли, скорее
случай (в лице д.Мазая)

«Только весенние воды нахлынут, и без того они сотнями гинут…» Некрасов

Изоляция – нарушение свободы скрещивания.
В изолированной группе частоты аллелей
окажутся иными, чем в большой популяции.
Изоляция приводит к дрейфу генов, и также
является пусковым моментом видообразования.
Изолирующий
фактор

Изоляция – нарушение свободы скрещивания. В изолированной группе частоты аллелей окажутся иными, чем в большой популяции. Изоляция привод

I.
потенциальные
партнеры не
встречаются
II.
потенциальные
партнеры
встречаются, но
не спариваются
Географическая
изоляция
живут в разных
местообитаниях
Экологическая
(сезонная)
изоляция
размножаются в
разные сроки
Поведенческая
изоляция
отличаются по окраске,
брачным ритуалам,
песне или запаху

Географическая изоляция
Райские сороки живут в тропических лесах Новой Гвинеи.
Каждый из пяти видов обитает на своем горном хребте,
отделенном от остальных саванной. Морфологические различия
между видами настолько существенны, что изначально они были
описаны в качестве отдельных родов.

Экологическая изоляции
Озеро Тана (Эфиопия) заселено комплексом
близкородственных видов рыб-барбусов.
Поскольку других видов рыб в озере очень
мало, то барбусы освоили все доступные
экологические ниши.
Форма, питающаяся смешанной пищей
Хищник
Добывает насекомых, планктон и мальков рыб у поверхности воды

Биологический диктант
1. Эволюция
2. Наследственность
3. Изменчивость
4. Естественный отбор
5. Борьба за существование
6. Палеонтологические доказательства
7. Эмбриологические доказательства
8. Рудименты
9. Микроэволюция
10. Мутационный процесс
11. Популяционные волны
12. Изоляция

1 из 48

Презентация - Естественный отбор – главная движущая сила эволюции

Текст этой презентации

Естественный отбор – главная движущая сила эволюции.

ЦЕЛИ
Сформировать понятия о различных формах естественного отбора. Сформулировать у обучающихся умение сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по сущностным характеристикам. Закрепить знания о естественном отборе – как основной и направляющей движущей силе эволюционного процесса.

ПЛАН УРОКА
Понятие «естественный отбор». Формы естественного отбора. Творческая роль естественного отбора. Половой отбор как стабилизирующая форма естественного отбора. Сравнение естественного и искусственного отбора.

ОБЪЯСНИТЕ ТЕРМИНЫ
Борьба за существование. Внутривидовая борьба за существование. Межвидовая борьба за существование. Борьба с неблагоприятными условиями среды.

Внутривидовая
Межвидовая
Конкуренция за источники воды и пищи
Конкуренция за места гнездовий у птиц
Вытеснение одного вида другим с территории обитания
Отношения между хищником и жертвой
Борьба за существование

– это сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри видов, между видами и условиями окружающей среды.
Борьба за существование
Внутривидовая борьба - происходит между особями одного вида. Это самая жёсткая и острая из всех типов. Состязание между хищниками за добычу, соперничество из-за территории, из-за самки, за жизненное пространство, за места размножения. Межвидовая борьба – приводит к эволюции обоих взаимодействующих видов, к развитию у них взаимных приспособлений. Усиливает и обостряет внутривидовую борьбу. Это одностороннее использование одного вида другим. Борьба с неблагоприятными условиями среды - победители наиболее жизнеспособные особи (с эффективным обменом веществ и физиологическими процессами). Это растения и животные пустынь, крайнего севера.

Найдите соотношения понятий и рисунков
Внутривидовая борьба, межвидовая борьба, борьба с неблагоприятными условиями среды.
А)
Б)
В)
Г)
Д)
Е)
Ж)

ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
1. В чём заключается смысл борьбы за существование?
- в формировании приспособленности у организмов.
2. Что является итогом борьбы за существование?
- естественный отбор.
3. Как вы считаете, что такое естественный отбор?
Естественный отбор –
выживание наиболее приспособленных организмов.

ДАЙТЕ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ
4. За счет чего возникают приспособленные особи?
- в результате действия борьбы за существование и естественного отбора.
5. Какая изменчивость имеет при этом большее значение?
- наследственная изменчивость.
Основой успеха эволюции является многообразие организмов.

Это избирательное выживание и размножение наиболее приспособленных организмов (Ч.Дарвин)
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Чарльз Роберт Дарвин (англ. Charles Robert Darwin; 1809-1882) - английский натуралист и путешественник.
процесс, в результате которого преимущественно выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи каждого вида и погибают менее приспособленные

3.Фактор отбора
Природная среда со своими условиями

1.Необходимая предпосылка
Наследственная изменчивость
2.Характер
Направленный (всегда направлен в сторону большей приспособленности к среде обитания)

6.Следствие
Увеличение разнообразия форм организмов; последовательное усложнение организации в ходе прогрессивной эволюции; вымирание менее приспособленных видов
4.Генетическая сущность
Неслучайное сохранение в популяции определенных генотипов и избирательное участие их в передаче генов следующему поколению
5.Результат
Преобразование генофонда популяции, формирование приспособленностей
ХАРАКТЕРИСТИКИ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

Естественный отбор способен целенаправленно из поколения в поколение отбирать особей, приспособленных в большей степени к условиям среды обитания. Выбирая полезные признаки, естественный отбор создает новые виды.
ТВОРЧЕСКАЯ РОЛЬ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
Причина: борьба за существование. Материал: наследственная изменчивость Эффективность: чем больше в популяции различных мутаций (чем выше гетерозиготность популяции), тем больше эффективность естественного отбора, быстрее идёт эволюция.

МЕХАНИЗМ ЭВОЛЮЦИИ (согласно теории Ч. Дарвина)
Эволюция – процесс исторического развития живой природы на основе изменчивости, наследственности и естественного отбора.

Наследственная изменчивость (мутации, комбинативная изменчивость)
Неоднородность популяции (появление особей с многообразием признаков)
Борьба за существование (в разных ее проявлениях)
«Поражение» наименее приспособленных особей, имеющих неблагоприятные признаки
«Победа» наиболее приспособленных особей, имеющих важные благоприятные признаки
Избирательная элиминация
Не имеют шансов для продолжения рода
Устранение от размножения
Неблагоприятные признаки не передаются потомкам
Выживание и преимущественное участие в размножении
Благоприятные признаки передаются потомкам
ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР

ФОРМЫ ЕСТЕСТВЕННОГО ОТБОРА

ДВИЖУЩИЙ ОТБОР
А
Б
В
Г
А-Г – последовательные изменения нормы реакции под давлением движущей силы естественного отбора
Давление отбора

ДВИЖУЩИЙ ОТБОР
Приводит к уничтожению особей со старой нормой реакции и формированию популяции особей с новыми признаками. Он проходит в медленно изменяющихся условиях среды обитания. Возникающие наследственные изменения полезны.

Индустриальным меланизмом называется изменчивость, обусловленная интенсивным развитием промышленности и ухудшением экологической обстановки.
Индустриальный меланизм у бабочки березовой пяденицы
Обитающие на стволах берез бабочки имели светлую окраску. Среди них время от времени появлялись темноокрашенные формы, которые уничтожались птицами. В связи с развитием промышленности, и загрязнением воздуха, стволы берез приобрели сероватый оттенок. В результате светлоокрашенные бабочки уничтожались птицами, а темноокрашенные сохранялись. Через некоторое время все бабочки популяции стали темноокрашенными.

ДВИЖУЩИЙ ОТБОР
Увеличение размеров тела лошади
Филогенетический ряд лошади
Выработка устойчивости к ядохимикатам
Преобразует виды в меняющихся условиях окружающей среды. Обеспечивает широкое распространение жизни, ее проникновение во все возможные экологические ниши. В стабильных условиях существования естественный отбор не прекращается, а продолжает действовать в форме стабилизирующего отбора.

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР
Происходит сужение нормы реакции.
Исходная изменчивость признаков.
Давление отбора
Давление отбора

В малоизменяемых (постоянных) условиях среды увеличивается численность особей со средней нормой реакции. Из поколения в поколение отсекаются крайние формы, а закрепляются организмы с определенной нормой реакции (сохранение средней фенотипической нормы)
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР

Гаттерия
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР
Сохраняет особей с установившейся в данных условиях нормой реакции и устраняет все отклонения от нее. Действует в условиях среды, не изменяющихся долгое время.
Реликтовые виды

ГИ́НКГО (Ginkgo biloba), единственный сохранившийся вид обширного порядка гинкговых, процветавшего в течение мезозойской эры. Единственный современный представитель - Г. двулопастный (G. biloba) - дерево высотой 30-40 м, толщиной до 1 м, с раскидистой кроной; двудомное. Встречается в немногих районах Восточной Азии. название растения в переводе с японского означает "серебристый абрикос".
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР
Реликтовые виды

Цветки растений львиного зева опыляются шмелями. Размеры цветков соответствуют размерам тела шмелей. Все растения, имеющие слишком крупные или слишком мелкие цветки, не опыляются и не образуют семян, то есть устраняются стабилизирующим отбором.
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ОТБОР
Львиный зев.

СРАВНЕНИЕ ФОРМ ОТБОРА
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ДВИЖУЩИЙ
1.Постоянство внешней среды 1.Изменение условий среды
2.Обезвреживание мутаций, путём отбора сочетаний, в которых нейтрализуется их вредное действие 2.Вскрытие запаса изменчивости
3.Совершенствование генотипа при постоянном фенотипе. 3.Отбор обезвреживающих мутаций и их сочетаний
4.Образование мобилизационного резерва наследственной изменчивости 4.Формирование новых генотипов и фенотипов

СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ДВИЖУЩИЙ
Отметая отклонения от нормы, активно формирует генетические механизмы, которые обеспечивают стабильное развитие организмов и формирование оптимальных фенотипов на базе разнообразных генотипов. Он обеспечивает устойчивое функционирование организмов в широком спектре привычных для вида колебаний внешних условий. Играет решающую роль в приспособлении живых организмов к меняющимся во времени внешним условиям. Обеспечивает широкое распространение жизни, её проникновение во все возможные экологические ниши. В стабильных условиях существования естественный отбор продолжает действовать в форме стабилизирующего отбора.
СРАВНЕНИЕ ФОРМ ОТБОРА


Наблюдается разрыв нормы реакции(вытесняются особи со средним значением)
Давление отбора

Сроки цветения и созревания семян у погремка лугового растянуты почти на все лето, причем большая часть растений цветет и плодоносит в середине лета. На сенокосных лугах получают преимущества те растения, которые успевают отцвести и дать семена до покоса, и те, которые дают семена в конце лета, после покоса. В результате образуются две расы погремка – ранне- и позднецветущая.
ДИЗРУПТИВНЫЙ ОТБОР (разрывающий)
Разновидность естественного отбора в популяции животных или растений, приводящая к появлению двух или нескольких новых форм из одной исходной.

Например, при отсутствии корма, необходимого для подрастающей молоди окуней, т. е. мальков др. рыб, могут сохраниться только "карлики" (особи с резко замедленным ростом, которые длительное время могут питаться планктонными ракообразными) и "гиганты" (особи, способные уже к концу первого года жизни питаться мальками окуней своего же поколения). При такой ситуации в водоёме в течение ряда лет в результате Д. о. сформируются наследственно обусловленные расы "гигантов" и "карликов".
Иногда условия внешней среды изменяются резко, таким образом, что преимущество получают крайние формы. Количество крайних форм быстро увеличивается, что при участии изоляции может привести к преобразованию вида. Этот отбор направлен против промежуточных форм.
ДИЗРУПТИВНЫЙ ОТБОР (разрывающий)

ДИЗРУПТИВНЫЙ ОТБОР (разрывающий)
Хорошо изучен случай с преимущественным выживанием в зимний сезон «красных», а в летний «черных» форм двухточечной божьей коровки.
Эта форма отбора осуществляется в тех случаях, когда две или более генетически различные формы обладают преимуществом в разных условиях, например в разные сезоны года.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР
ДЕЙСТВУЕТ ИЗ ВНЕ УСИЛИВАЕТ ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
ДЕЙСТВУЕТ ИЗНУТРИ В ДВУХ И БОЛЕЕ НАПРАВЛЕНИЯХ
ДЕЙСТВУЕТ ТОЛЬКО В ОДНОМ НАПРАВЛЕНИИ
СТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ
ДВИЖУЩИЙ
РАЗРЫВАЮЩИЙ
ФОРМИРУЕТСЯ ДВЕ И БОЛЕЕ НОВЫХ НОРМЫ ПРИЗНАКА
НОРМА ПРИЗНАКА НЕ МЕНЯЕТСЯ, НО ЧИСЛО ОСОБЕЙ ВОЗРАСТАЕТ
ИЗМЕНЯЕТСЯ НОРМА ПРИЗНАКА

форма естественного отбора у некоторых видов животных, основанная на соперничестве одного пола за спаривание с особями другого пола.
Полиморфизм
Вторичные половые признаки совокупность особенностей или признаков, отличающих один пол от другого (за исключением половых желёз, являющихся первичными половыми признаками).
ПОЛОВОЙ ОТБОР
Половой диморфизм
«эта форма отбора определяется не борьбой за существование в отношениях органических существ между собою или с внешними условиями, но соперничеством между особями одного пола, обычно самцами, за обладание особями другого пола». (Ч.Дарвин)

ПОЛИМОРФИЗМ
Полиморфизм - существование в пределах одного вида несколько четко морфологически отличающихся форм.
Полиморфизм у раздельнополых животных - наличие особей разного внешнего вида в пределах одного пола.

ПОЛИМОРФИЗМ

ПОЛИМОРФИЗМ
Сезонный полиморфизм - как разновидность экологического. Внешний вид насекомого зависит от сезонности.
В популяции бабочки-пестрокрыльницы поколения, появившиеся весной, отличаются рыжевато-красной окраской крыльев с характерным расположением темных пятен. В то же время, летняя генерация состоит из особей с коричневыми крыльями. Этот феномен обусловлен тем, что в весеннее время, при более низкой температуре, в организме бабочки вырабатывается меньше темного пигмента, отвечающего за окраску крыльев.

ПОЛИМОРФИЗМ
У общественных насекомых наблюдают половой полиморфизм, связанный с разделением функций разных особей в семье или колонии (например, матка и рабочие особи у пчёл).

1. Исходным материалом для естественного отбора служит А) борьба за существование Б) мутационная изменчивость В) изменение среды обитания организмов Г) приспособленность организмов к среде обитания 2. В основе эволюционной теории Ч. Дарвина лежит учение о А) дивергенции Б) естественном отборе В) дегенерации Г) искусственном отборе 3. Отбор, в результате которого сохраняются особи со средним проявлением признака, а выбраковываются особи с отклонениями от нормы, называют А) движущим Б) методическим В) стихийным Г) стабилизирующим 4. Творческий характер естественного отбора в эволюции проявляется в А) обострении конкуренции между видами Б) ослаблении конкуренции между популяциями В) обострении конкуренции между особями одного вида Г) возникновении новых видов 5. Эффективность естественного отбора понижается при А) усилении внутривидовой борьбы Б) изменении нормы реакции В) ослаблении мутационного процесса Г) усилении мутационного процесса
Контрольно-обобщающий тест

6. К чему приводит усиление в природной популяции мутационного процесса? А) повышению эффективности естественного отбора Б) повышению интенсивности круговорота веществ В) увеличению численности особей Г) совершенствованию саморегуляции 7. Действие естественного отбора приводит к А) мутационной изменчивости Б) сохранению полезных для человека признаков В) случайному скрещиванию Г) возникновению новых видов 8. Результатом эволюции является А) наследственная изменчивость Б) борьба за существование В) многообразие видов Г) ароморфоз 9. Благодаря какой форме отбора сохранились в природе кистепёрые рыбы? А) методической Б) движущей В) стабилизирующей Г) разрывающей 10. Основным результатом эволюции является А) приспособленность организмов к среде обитания Б) колебание численности популяций В) уменьшение числа популяций вида Г) борьба за существование между особями одного вида
Контрольно-обобщающий тест

Ответы на контрольно-обобщающий тест
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Б Б Г Г В А Г В В А


Исходный материал для отбора
Отбирающий фактор
Путь благоприятных изменений
Путь неблагоприятных изменений
Характер действия
Результат отбора
Формы отбора

Показатели Искусственный отбор Естественный отбор
Исходный материал для отбора Индивидуальные признаки организма Индивидуальные признаки организма
Отбирающий фактор Человек Условия среды
Путь благоприятных изменений Отбираются, становятся производительными Остаются, накапливаются, передаются по наследству
Путь неблагоприятных изменений Отбираются, бракуются, уничтожаются Уничтожаются в борьбе за существование
Характер действия Творческий – направленное накопление признаков на пользу человеку Творческий – отбор приспособленных признаков на пользу особи, популяции, вида, приводящей к возникновению новых форм
Результат отбора Новые сорта растений, породы животных, штаммы микроорганизмов Новые виды
Формы отбора Массовый, индивидуальный, бессознательный, методический Движущий, стабилизирующий, дизруптивный, половой

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
§3.4, стр. 136 – 139 учебник для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования «Общая биология» В.М. Константинов. § 47, стр. 166 – 169 учебник «Общая биология» Д.К. Беляева. Заполнить таблицу «Сравнительная характеристика искусственного и естественного отбора»

Спасибо за внимание!

Общая биология: учебник для студ. образоват. учреждений сред.проф. образования/ В.М. Константинов, А.Г. Резанов, Е.О. Фадеева; под ред. В.М. Константинова.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н.Воронцов и др.; Под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2005. – 304 с. Лернер Г.И. Уроки биологии. Общая биология. 10, 11 классы. Тесты, вопросы, задачи: Учебное пособие. – М.: Эксмо, 2005. – 352 с. И.Ф. Ишкина Биология. Поурочные планы. 11 класс / Под ред. Д.К. Беляева, А.О. Рувинского. – Волгоград, 2002. – 120 с. Петунин О.В. Уроки биологии в 11 классе. Развёрнутое планирование – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2003. – 304 с.
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1.Ч. Дарвин http://images.francetop.net/uploads/charles%20darwin_22044.jpg 2.Гаттерия http://www.infoniac.ru/upload/medialibrary/4d1/4d1bcf404cd0d2b318284ea3631c96c1.jpg 3.Львиный зев http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/5/87/832/87832648_9.jpg 4.Берёзовая пяденица http://zagony.ru/uploads/posts/2011-08/thumbs/1313568467_015.jpg http://www.warrenphotographic.co.uk/photography/cats/11321.jpg 5.Гинкго http://permian.files.wordpress.com/2007/02/ginkgo-tuileries.jpg 6.Полиморфизм у пчёл http://i-pchela.ru/images/stories/family/sem.jpg 7.Муравей http://www.pchelandiya.net/uploads/posts/2011-11/1322639656_x_eabc9ab21.jpg 8.Полиморфизм ириса сизого http://hnu.docdat.com/pars_docs/refs/174/173704/img4.jpg 9.Сезонный полиморфизм пестрокрыльницы изменчивой http://www.pesticidy.ru/ps-content/dictionary/pictures/165_content_page.jpg 10.Формы естественного отбора http://ucheba-legko.ru/lections/viewlection/biologiya/11_klass/evolyutsiya/mehanizmyi_evolyutsionnogo_protsessa/lec_formyi_estestvennogo_otbora 11.Окунь http://mediasubs.ru/group/uploads/se/sekretyi-ryibnoj-lovli/image2/jEyLThjZj.jpg

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
12. «Чёрная форма» двухточечной божьей коровки http://www.wallpage.ru/imgbig/wallpapers_68505.jpg 13. «Красная форма» двухточечной божьей коровки http://img10.proshkolu.ru/content/media/pic/std/4000000/3054000/3053496-c3f1628c64b89ffa.jpg

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Слайд 2

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с различными формами борьбы за существование;
  • Научить правильно определять формы борьбы за существование;
  • Убедить в том, что естественный отбор является основной движущей силой эволюции.
  • Слайд 3

    Проверка домашнего задания.

    • Какая форма естественного отбора действует обычно в популяциях видов, обитающих в относительно неизменных условиях среды? Дайте ей характеристику.
    • Если в результате естественного отбора погибают особи, уклоняющиеся в своём строении от нормы, то какая форма отбора может иметь место в этом случае? Дайте ей характеристику.
  • Слайд 4

    Формы борьбы за существование

    • Внутривидовая борьба
    • Межвидовая борьба
    • Борьба с неблагоприятными
    • Условиями среды
  • Слайд 5

    Внутривидовая борьба

    Приводит к сохранению популяции и вида за счёт гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида.

    Слайд 6

    Примеры внутривидовой борьбы:

    • Борьба за территорию;
    • Состязание за добычу;
    • Внутривидовой каннибализм;
    • Борьба за главенство в стае;
    • Борьба за обладание самкой
  • Слайд 7

    Межвидовая борьба

    Приводит к победе более жизнеспособной особи или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида.

    Слайд 9

    Борьба с неблагоприятными условиями среды

    Приводит к выживанию в изменившихся условиях неживой природы наиболее приспособленных особей, популяций и видов.

    Слайд 10

    Примеры борьбы с неблагоприятными условиями окружающей среды:

    • Сезонная линька;
    • Летняя и зимняя спячка;
    • Сезонные перелёты и кочёвки птиц;
    • Сильно развитая корневая система и видоизменённые листья у пустынных растений;
    • Низкорослость берёзы и ивы в условиях тундры.
  • Слайд 11

    Закрепление темы:

    Выпишите порядковые номера причин, приводящих к гибели особей одуванчика в три строчки:

    А – Внутривидовая борьба

    Б – Межвидовая борьба

    В – Борьба с неблагоприятными условиями среды

    Слайд 12

    Причины гибели особей одуванчика:

    1-плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

    2-плодами питаются многие птицы;

    3-всходами питаются травоядные животные;

    4-одуванчики топчут люди;

    5- растения затемняют пырей, крапива;

    6-сами одуванчики вытесняют друг друга;

    7-семена погибают на скалах, в пустыне;

    8-семена не прорастают от недостатка влаги;

    9-растения гибнут от сильных морозов;

    10-растения погибают от болезнетворных бактерий и вирусов.

    Слайд 13

    Ответьте на вопросы:

    В гнёздах сов часто можно обнаружить разновозрастных птенцов. У полярной совы старшие появляются в июне, а младшие птенцы – в июле. У филина все птенцы старше один другого на 5-7 дней. Каково биологическое значение этого явления? Какими положениями эволюционного учения можно объяснить особенности размножения хищных птиц?

    Слайд 14

    Мальки трески часто поселяются под колоколом некоторых видов медуз, щупальца которых ядовиты. Как могло возникнуть такое явление? С помощью каких положений эволюционной теории можно объяснить такую «странность» поведения мальков трески?