Дополнительные требования к участникам 223 фз

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон № 223-ФЗ) и в 2018 году встречает неоднозначное отношение. Во многом это связано с тем, что данный закон предоставляет слишком большую свободу действия для заказчиков. И стоит признаться, что иногда эта свобода сильно вредит принципам Закона № 223-ФЗ: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупочных процедур.

Закон № 223-ФЗ отдает на откуп заказчику установление требований к участникам, а также порядок оценки заявок. К сожалению, не у всех заказчиков получается распоряжаться такой свободой.

Требование к участнику о наличии у него опыта работ, аналогичного предмету закупок, является логичным. Ведь даже в обычной жизни никто из нас не захочет платить деньги людям за те работы, которые они никогда не выполняли. В своем письме от 14 сентября 2016 г. № Д28и-2344 Минэкономразвития России соглашается с этой позицией, но уточняет, что при этом требования заказчика не должны быть дискриминирующими и не должны приводить к ограничению числа участников закупки.

Попробуем разобраться, что скрывается за такой формулировкой.

В запросе котировок заказчик установил требование о том, что у участника должен быть положительный опыт работы непосредственно с этим заказчиком, в ином случае заявка отклоняется. Комиссия ФАС России рассмотрев жалобу участника пришла к выводу, что такое требование нарушает требования законодательства и является необоснованным (Решение от 22.01.2016 № 223ФЗ-17/16). Стоит согласиться с комиссией, так как заказчику почти невозможно доказать, чем опыт работы с ним принципиально отличается от аналогичного опыта с другими организациями. При этом если поставить специфичный опыт в оценку, то ФАС России может лояльно к этому отнестись.

Заказчик установил в критериях оценки наличие у участников опыта выполнения работы в конкретном регионе. На заседании заказчик объяснил такую необходимость и доказал, что такой опыт имеется у многих организаций. Также был сделан упор на то, что данный критерий не является отборочным и никак не мешает компаниям принимать участие в данной закупке. Дополнительно внимание комиссии было привлечено к тому, что в закупках в рамках Закона № 223-ФЗ предусмотрена возможность объединения нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки. Приняв это во внимание, Комиссия Московского УФАС России согласилась с доводами заказчика, что в документации не было никаких признаков нарушения российского законодательства, и признала жалобу необоснованной (Решение от 01.06.2017 по делу № 1-00-1347/77-17). Схожей позиции придерживается и Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России, заказчик в своей документации установил опыт работы с конкретным заказчиком как один из критериев оценки заявок. Поскольку это требование не является отборочным и не препятствует участию в закупке жалоба была признана необоснованной (Решение от 16.03.2016 по жалобе № Т02-136/16).

Исходя из решений по жалобам, можно сделать вывод, что если заказчик хочет подтверждения наличия у участников закупки специфичного опыта, например, опыта работы с заказчиком или опыта работы в конкретном регионе, то это должно быть установлено в порядке оценки, и не должно быть отборочным требованием. Также такое требование не должно быть ключевым при оценке. При этом заказчику всегда нужно помнить, что в России не прецедентное право, соответственно, решения во многом зависят от лиц, которые их принимают и, к сожалению, могут радикально отличаться от существующей практики.

Заказчики могут устанавливать не только дискриминирующие требования, но и непрозрачный порядок оценки заявок. Одними из таких критериев являются различные вариации на тему «предложение участника о функциональных и качественных характеристиках товаров, работ, услуг». Закон № 223-ФЗ не несет прямого запрета на установление такого критерия, но в п.13. ч.10. ст.4 устанавливает, что в документации о закупке должен быть порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке. При этом такой порядок оценки должен быть понятен участникам, и они должны понимать за что они получают конкретные баллы. Поэтому, когда заказчик прописывает в документации фразу в духе, что максимальный балл получает наиболее проработанное предложение, то он идет на очевидное нарушение не только Закона № 223-ФЗ, но и Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Такой же позиции придерживается Комиссия ФАС России (Решение от 07.06.2016 № 223ФЗ-243/16) и Арбитражный суд г. Москвы (дело № А40-156155/16). Оценка должна быть прозрачной и понятной участнику и не допускать никакой возможности для заказчика субъективно оценивать поданные заявки. Необходимо добавить, что в вышеуказанном решении Комиссия ФАС России посчитала, что заказчик ограничил участников в правах, установив оценку опыта выполнения работ по территориальному признаку, что лишний раз доказывает, что к имеющейся практике стоит очень аккуратно относиться.

Стоит отметить, что с обеих сторон хватает недобросовестных действий, исходя из этого заказчики перестраховываются и могут устанавливать заведомо дискриминационные требования. Речь идет о требовании предоставлять банковскую гарантию только от определенного перечня банков, который устанавливается заказчиком. Желание заказчика понятно, особенно учитывая, что по состоянию на 1 января 2018 года в России зарегистрирован 561 банк, при этом только за 2017 год 62 банка прекратили свое существование. Подобная страховка со стороны заказчика является необоснованной, так как выбор банка участником закупки не влияет на выполнение условий по договору (решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2016 по делу № А40-182651/2015-33-1270 и решение ФАС России от 23.11.2015 по делу № 223ФЗ-366/15). Чтобы избежать проблем заказчику целесообразно прописывать порядок замены банковской гарантии непосредственно в проекте договора. Создавать свой перечень банков — это очевидное нарушение законодательства, и оно может быть объяснено только субъективными представлениями заказчика.

В этом тексте были затронуты только некоторые проблемы, которые возникают при проведении закупок в рамках Закона № 223-ФЗ. К сожалению, сегодня отношения между заказчиками и участниками бывают далеки от идеала. Заказчики продолжают опасаться отношений, зачастую обоснованно, с новыми контрагентами, предпочитая работать с проверенными компаниями. Все это ведет к тому, практика Закона № 223-ФЗ вызывает определенные вопросы. Заказчикам важно помнить, что составление документации регламентируется не только собственным положением и желаниями, а также принципами, установленными российским законодательством. Устанавливая требования и порядок оценки в документации важно понимать, будут ли они объективны и имеют ли они отношение к выполнению работ по договору.

В соответствии с п. 4 ст. 3 44-ФЗ, участник закупки — это абсолютно любое юридическое или физическое лицо, в том числе и индивидуальные предприниматели.

Участник закупки может иметь различные регистрационные данные — организационно-правовую форму, вид собственности, юридический адрес, место происхождения капитала. Исключением являются юридические лица, зарегистрированные в государстве, на территории, для которых утвержден льготный режим (подп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ) или же в офшорных зонах.

Для того чтобы вышеуказанные лица смогли принять участие в закупках, они обязаны соблюдать требования к участникам закупки по 44-ФЗ.

Параметры, которым должны соответствовать те, кто принял решение участвовать в закупке, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе Российской Федерации. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

Единые требования к участникам закупки следующие:

  1. Участник соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (п. 1 ч. 1 ст. 31). Для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия.
  2. По отношению к потенциальному исполнителю не проводится процедура ликвидации (ст. 61 ГК РФ) или банкротства (ст. 2 закона № 127 от 26.10.2002), а также не приостановлена его деятельность в административном порядке (ст. 3.12 КоАП РФ). Все эти сведения необходимо подтверждать декларацией о соответствии. Проверить участника закупки на банкротство можно на сайте Единого федерального реестра сведений о банкротстве .
  3. Отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25 % от балансовой стоимости активов участника (п. 5 ч. 1 ст. 31). Данные сведения необходимо также подтвердить декларированием.
  4. Отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью по статьям 289, 290, 291 и 291.1 УК РФ (п. 7 ч. 1 ст. 31). На момент объявления закупки у поставщика не должно действовать заключение исполнительного органа о наказании в виде лишения права занимать определенные должности, осуществлять определенную деятельность, непосредственно связанную с поставкой товаров, работ или услуг, являющихся закупаемыми объектами (ст. 47 УК РФ). У исполнителя также не должно быть административных наказаний в виде дисквалификации (ст. 3.11 КоАП РФ). Этот признак относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием. Если заказчик обнаружил, что участник ранее был судим за данные правонарушения, но при этом судимость аннулирована или погашена, то такой поставщик имеет полное право принимать участие в закупке.
  5. Лицо, принимающие участие в торгах, не должно являться офшорной организацией (Приказ Минфина РФ № 108н от 13.11.2007). В качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ.
  6. Между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/47126 от 24.07.2017). Это подтверждается соответствующей декларацией.
  7. Лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности. Условие необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты (п. 8 ч. 1 ст. 31).
  8. Участник закупки — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ, — незаконное вознаграждение от имени юридического лица (п. 7.1 ч. 1 ст. 31).
  9. В требованиях не должно быть прочих ограничений для участия в закупке (п. 11 ч. 1 ст. 31, введен законом № 504 от 31.12.2017).

Этим параметрам должен соответствовать любой участник закупки — это 44-ФЗ устанавливает однозначно.

Согласно ч. 1.1 ст. 31 Федерального закона № 44, заказчик также вправе установить условие о том, что компания потенциального исполнителя (в том числе весь руководящий состав) не должна состоять в реестре недобросовестных поставщиков (Письмо Минфина России от 26.09.2017 № 24-05-09/62505).

Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99, к таковым относятся:

  • опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  • опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  • опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках, которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условия предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включен пункт о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке. При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок. Так, арбитражные суды отмечают, что условия заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов. Ассоциация участников закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности. Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ преимущественно в сфере закупок.

Условия по 223-ФЗ

Федеральный закон № 223 закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организации, не устанавливая при этом конкретные требования к участникам закупки по 223-ФЗ. Более детальную информацию о сроках, способах и параметрах можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что законом № 223 четко не определены требования к участникам закупки, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Помимо этого, применяются и единые требования, которые описаны выше.

Рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений. Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и других возможностей, а также положительная деловая репутация. При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Избыточные требования к участникам закупки

Избыточные требования — это условия, существенно ограничивающие конкуренцию участников закупки при проведении процедур госзаказа.

Например, некоторые заказчики стали активно оценивать деловую репутацию исполнителей, применяя индекс деловой репутации. Более того, согласно сообщениям ФАС, организации требуют подтвердить ИДР путем сертификата соответствия ГОСТ Р 66.1.01-2015, что значительно ограничивает конкуренцию между потенциальными поставщиками закупки.

В Федеральном законе № 44 нет никаких указаний о том, что участники должны сертифицировать свою деловую репутацию в соответствии с ГОСТами. Подтверждение их добросовестности может быть сформировано в свободной форме (Письмо ФАС № ИА/71669/18 от 07.09.2018, Письмо Минэкономразвития № ОГ-Д28 от 19.01.2017).

В рамках осуществления закупочной деятельности по нормативам Федерального закона № 223, организации-заказчики самостоятельно устанавливают требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке (Письмо ФАС № СП/51294-ПР/18 от 05.07.2018).

При этом многие учреждения злоупотребляют своими полномочиями и определяют для участников закупки избыточные требования — такие, как связь с производителем, определенный опыт в поставке приобретаемой продукции. Также некоторые заказчики требуют особые условия для формы и содержания заявки, обозначают наличие выписок и справок, которые исполнитель просто не имеет возможности получить в срок, отведенный для подачи заявки. Все эти избыточные требования ведут к ограничению конкуренции при осуществлении закупки, результатом чего становятся отклонения заявок по формальным признакам.

Выходом из данной ситуации может быть разработка типового положения о закупках на региональном уровне, в котором будут нормированы единые требования как к участникам закупки, так и к формальному и содержательному виду заявок.

Что делать, если участник не соответствует требованиям

Заказчик должен помнить, что при обнаружении закупочной комиссией несоответствия участника единым требованиям закупки или же при предоставлении им недостоверной информации отстранение исполнителей от участия в электронном конкурсе, аукционе или же отказ от заключения контракта с победителем закупки можно осуществить в любой период до момента заключения контракта (ч. 9 ст. 31 закона № 44).

Поэтому если в закупочной документации установлены единые требования, согласно ч. 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, членам комиссии надлежит рассмотреть все заявки на предмет их соответствия данным условиями и отстранить тех исполнителей, которые им не соответствуют (Письмо Минфина РФ № 24-03-08/70136 от 25.10.2017).

То же самое касается и несоответствия поставщиков параметрам, определенным согласно ч. 1.1 ст. 31 — если организация-заказчик установила для поставщика условие об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков, а члены комиссии при проверки по нормам ч. 8 ст. 31 обнаружили компанию (его руководителя и проч.) или же физическое лицо, ИП (потенциальных исполнителей) в РНП, то комиссия должна отклонить такую заявку или же отказаться от заключения контракта с победителем конкурса, аукциона, сведения о котором содержатся в РНП (Письмо Минфина РФ № 24-05-09/62505 от 26.09.2017).

Требования к участникам закупки по Закону N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ устанавливает только общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к такой закупке видами и категориями юридических лиц, перечисленными в ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ (далее - заказчики). Этот Закон не определяет непосредственно способы закупки, условия их применения и порядок проведения закупки, а только требует от заказчиков разработать и утвердить положение о закупке. Именно этот документ регламентирует закупочную деятельность заказчика и содержит требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки) и условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров (ст. 2 Закона N 223-ФЗ, см. также, например, письмо Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317).

Это касается и требований, предъявляемых к участникам закупки (далее - участники). За исключением правила ч. 7 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, допускающего установление требования об отсутствии сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном ст. 5 Закона N 223-ФЗ, и (или) в реестре недобросовестных поставщиков, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, Закон N 223-ФЗ не конкретизирует требования к участникам, которые вправе установить заказчик. Ограничения свободы заказчика в установлении таких требований следуют из ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, устанавливающей принципы закупок. Так, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ одним из принципов, которым обязаны руководствоваться заказчики при осуществлении закупок, является равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам. А в силу п. 4 ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ еще одним из принципов закупки является отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам. В последнем случае, как мы полагаем, формулировка не совсем точна, очевидно, имеется в виду, что измеряемыми должны быть показатели, отражающие соответствие этим требованиям.

Как видим, закон прямо допускает установление заказчиком требований к участникам, ограничивающих допуск к участию в конкретной закупке, требуя только чтобы эти требования были обоснованными и измеряемыми.

То же относится и к представлению документов, подтверждающих соответствие установленным заказчиком требованиям. В п. 9 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ указано, что документация о закупке должна содержать требования к участникам и перечень документов, представляемых участниками для подтверждения их соответствия установленным требованиям. При этом не содержится каких-либо ограничений в части того, какие именно документы в подтверждение каким именно требованиям вправе требовать заказчик.

Как указано в определении СК по экономическим спорам ВС РФ от 31.07.2017 N 305-КГ17-2243, включение заказчиком в документацию о закупке дополнительных требований к участникам сужает круг потенциальных участников. Однако такие действия могут быть признаны нарушением антимонопольного законодательства и Закона N 223-ФЗ лишь в случае, когда они привели к необоснованному ограничению конкуренции, созданию неоправданных барьеров хозяйствующим субъектам при реализации ими права на участие в конкурентных процедурах закупки. Также отмечено, что требования к участникам могут рассматриваться как нарушающие законодательство, если антимонопольный орган докажет что они включены в документацию специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту, а формирование условий закупки не соответствует целям и потребностям проводимых заказчиком процедур.

Одновременно следует учитывать, что согласно ч. 6 ст. 3 Закона N 223-ФЗ не допускается предъявлять к участникам требования, которые не указаны в документации о закупке. В противном случае действия заказчика могут быть признаны неправомерными (см. постановления Девятого ААС от 01.12.2014 N 09АП-42440/14 и АС Московского округа от 17.03.2015 N Ф05-1173/15). При этом по смыслу положений ч. 2 ст. 2 и общей нормы ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, относящейся и к п. 9 этой части, в документацию о конкретной закупке могут быть включены только те требования к участникам и тот перечень документов , представляемых для подтверждения соответствия этим требованиям, которые предусмотрены для закупок такого рода в положении о закупке . Включение в извещение о закупке требований к участникам, не предусмотренных в положении о закупке для закупок такого рода, например, о наличии у них соответствующего опыта, может быть признано неправомерным (см., например, пресс-релиз УФАС по Хабаровскому краю от 08.11.2012 N 2/8159, решение УФАС по Вологодской области от 26.03.2012 N 119-17АМ3/12).

Таким образом, заказчик самостоятельно определяет в положении о закупке требования к участникам (для тех или иных способов закупки, закупки тех или иных видов товаров, работ, услуг) и перечень документов, которые подтверждают соответствие этим требованиям. В документации о конкретной закупке такие требования и перечень таких документов устанавливаются в соответствии с положением о закупке (см. также раздел 8 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12). Единственные ограничения - такие требования должны быть обоснованными, а соответствие им должно определяться измеряемыми, объективными показателями.

Заметим, что некоторые требования вытекают из норм законодательства, устанавливающих требования наличия лицензии, свидетельства о допуске, выданного саморегулируемой организацией, или членства в такой организации в качестве условия осуществления деятельности (

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ указаны в Законе о закупках отдельными видами юрлиц, а также в положении конкретного заказчика и документации о торгах. В целом они похожи, но каждая компания, которая организует закупочные процедуры, выставляет свои условия, которым должны отвечать участники. Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся требования к участникам закупки по 223-ФЗ.

Требования к участникам закупки устанавливаются в 223-ФЗ

О том, кто может участвовать в закупочных процедурах, сказано в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Это любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения компаний и места происхождения их капитала, а также физлица и ИП.

Конкретных требований к участникам закупки по 223-ФЗ в законе нет. Там лишь сказано, что , а также в документации о торгах. При этом за предъявление требований к участникам закупки по 223-ФЗ, которых нет в документах заказчика, грозит ответственность по КоАП РФ. Запрет установлен ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Участником закупки не может выступать ее организатор, заказчик, а также их работники.

Обязательные требования к участникам закупки по 223-ФЗ

Перечислим обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки по 223-ФЗ. Компанию не допустят до торгов, если:

  • у нее нет правомочий заключать договор;
  • юрлицо официально не зарегистрировано;
  • нет лицензии или допуска (если они необходимы);
  • компания находится в процессе ликвидации;
  • у нее есть задолженность по налогам и сборам;
  • она зарегистрирована в так называемой офшорной зоне;
  • юрлицо признано банкротом.

У компании не должно быть долгов по любым обязательным платежам. У ее руководителя и бухгалтера не должно быть судимости за экономические преступления. Также важно устойчивое финансовое положение участника закупки. Это нужно подтвердить данными бухгалтерской отчетности.

С июля 2018 года список требований к участникам закупок расширили. .

Готовые формы для заявки участника, чтобы подтвердить соответствие требованиям

✔ Что подтвердит отсутствие судимости;
✔ Чем подтвердить, что вас не банкротят и не ликвидируют;
✔ Чем подтвердить, что у вас нет долгов перед бюджетом;
✔ Как составить декларацию, что вы не офшор;
✔ Как подтвердить статус СМП.

Скачать готовые формы

Дополнительные требования к участникам закупки по 223-ФЗ

По 223-ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки. Они касаются:

  • необходимых разрешений, лицензий, допусков;
  • опыта аналогичных поставок;
  • материально-производственных ресурсов;
  • трудовых ресурсов.

В число дополнительных требований к участникам закупки по 223-ФЗ входят:

  • профессиональная компетентность, квалификация, надежность;
  • наличие опыта и положительной репутации;
  • наличие финансовых ресурсов;
  • отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков;
  • наличие средств для исполнения договора;
  • наличие необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, техники и оборудования, достаточных для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;
  • права на объекты интеллектуальной собственности;
  • для субъектов МСП - соответствие критериям принадлежности к малым и средним предприятиям.

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

Если установите излишние требования к участникам закупки, нарушите закон. Не установите все нужные требования – тоже заплатите штраф. Установить единые и дополнительные требования к участникам закупки и избежать ошибок .

Внимание: контрактный управляющий или работник контрактной службы, который ошибся в требованиях к участникам, заплатит штраф – 3000 руб. А если установите лишние требования – от 5000 до 30 000 руб. Наказание предусмотрено частями 4 и 4.2 статьи 7.30 КоАП.

Квалификационные требования к участникам закупки 223-ФЗ

Многие крупные заказчики допускают до своих процедур только тех, кто прошел предквалификационный отбор. Это способ проверки заявителя, не являющийся закупкой, на предмет соответствия требованиям.

Все компании, которые прошли ПКО, заносят в специальный реестр. Отбор проходит не в каждой закупке. Если предквалификационный отбор предусмотрен, заказчик укажет это в извещении. Там же будут перечислены документы, которые вам нужно будет предоставить. Какого-то единого списка бумаг не существует, в каждом конкретном случае он отличается.

ПКО проводится в открытой форме, то есть принять участие в нем могут любые лица. Срок подачи заявок на ПКО обычно составляет от трех дней. Завершается он в день окончания срока подачи заявок на участие в торгах. До участия в закупке допускаются только лица, прошедшие КО.

При проведении такого отбора заказчик вправе устанавливать квалификационные требования к участникам закупки 223-ФЗ:

  • о профессиональной компетентности, квалификации, надежности;
  • об опыте и хорошей репутации;
  • об обладании финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материально-техническими возможностями, а также человеческими ресурсами;
  • об отсутствии негативного опыта сотрудничества с заказчиком.

Как участнику подтвердить и доказать, что конфликта интересов нет

Одно из единых требований Закона № 44-ФЗ - отсутствие конфликта интересов. Такое требование распространяется на всех участников без исключения. Каждому надо задекларировать в составе заявки, что у него нет с сотрудниками заказчика связи, которая может создать преимущественные условия.

Комиссия оценивает заявки по заранее определенным критериям. Смотрите их в предквалификационной документации. Критериями могут быть:

  • техническое оснащение;
  • квалификация участника отбора или его работников;
  • опыт поставок продукции;
  • образование и квалификация персонала;
  • деловая репутация;
  • обеспеченность финансовыми и кадровыми ресурсами.

Компания должна быть создана и зарегистрирована в законном порядке, не должна находиться в стадии ликвидации, банкротства, приостановки деятельности. Финансовое положение компании должно быть устойчивым, размер задолженности по налогам не должен превышать 25% стоимости активов компании за последний отчетный период (некоторые заказчики требуют полного отсутствия задолженности по обязательным платежам).

К примеру, ООО «Транснефть - Восток» предъявляет следующие требования:

  • количество недействительных документов об образовании и квалификации работников, предоставленных компанией в течение года, не должно превышать 15% от общего количества представленных документов;
  • у компании должен быть положительный опыт аналогичных поставок, выполнения работ;
  • меньше трети технических ресурсов взяты в аренду;
  • наличие квалифицированного персонала. Важно, чтобы с работниками были заключены либо бессрочные трудовые договоры, либо соглашения сроком не менее года.

Каждый специалист должен иметь:

  • высшее образование;
  • трудовые отношения с организацией (в качестве подтверждения предоставьте трудовую книжку или трудовой договор);
  • действующие удостоверения и протоколы по проверке знаний требований охраны труда, по курсу пожарно-технического минимума, аттестации по промышленной безопасности и другие;
  • действующий документ о повышении квалификации либо квалификационное удостоверение специалиста;
  • определенный стаж работы.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах»