Бизнес план на создание фирмы грузоперевозок. Как я начал бизнес по грузовым перевозкам

2005 год. Прошло уже несколько лет с момента окончания обучения в ВУЗе, а толкового применения я так себе и не нашел. По специальности я историк, но история меня не интересовала. Однако с молодости не раз замечал свой интерес к коммерции, к управленческим порывам и всевозможным финансовым схемам. Еще во время обучения в ВУЗе мною была создана Молодежная общественная организация «Наш Выбор» при Комитете по делам молодежи города N (в дальнейшем даже готовили меня на должность Председателя Комитета по делам молодежи). Однако что-то с общественной деятельностью в тот момент сытым я не стал, и желаемый «мерседес» тоже не появился (очень большое пристрастие с детства к автомобильной отрасли было).

И вот однажды, проезжая осенним днем по трассе Москва - Санкт-Петербург, я обратил внимание на безумно большое количество фур, пролетавших по дороге. Вот, видимо, в тот момент и пришла ко мне идея заняться автомобильным бизнесом, точнее, бизнесом, связанным с грузоперевозками. Сразу открыл интернет, журналы, газеты, короче, искал информацию о том, что это за бизнес и с чем его едят! В итоге понял одно - что ничего не понял, кроме того, этим бизнесом занимаются либо бывшие начальники «совдеповских АТП», попавших к ним в руки во «времена всеобщего дележа», либо криминальные структуры. Что-то в тот момент энтузиазма у меня поубавилось, но интерес не пропал, я бы даже сказал повысился. Пришлось даже на трассу прокатиться, с «водилами» пообщаться, мол, тоже, вот, хочу фуру купить. В последующие два-три месяца я изучал тип этого бизнеса и высчитывал математику данного проекта. Выяснил, что существует два типа этого «перевозочного» бизнеса. Первый, это когда ты пошел, купил себе фуру, посадил за баранку водителя, отправил его в рейс и сидишь себе, ждешь, когда он тебе кучу денег привезет за наезженные рейсы (это я так, в упрощенном варианте рассказал). Этот вариант для меня как-то мало подходил, так как денег-то и не было купить себе подержанный «мерседес», о котором я так мечтал, не то что фуру! А вот второй тип этого бизнеса мне как-то сразу приглянулся. Подумал, вот, моя тема! Заключался он в следующем... Все вот эти владельцы фур ведь к кому-то обращаются за грузом, ищут груз, чтобы фуру загрузить и перевезти груз? Правильно, ищут и находят всяких разных диспетчеров (правда, в России их оказалось несколько десятков тысяч). Задача диспетчера заключается в том, чтоб найти того, кому нужно свой груз перевезти, и найти того, кто сможет перевезти. Правда, есть еще много деталей и подзадач у диспетчера, но... об этом отдельно как-нибудь потом. Вот в этой простой формуле «из воздуха» и формировалась маленькая, но частая прибыль с каждого рейса. А чем больше фур загружаешь и чем чаще они катаются туда-сюда, тем и прибыль все больше и больше.

В итоге, я занял у приятеля 50 тыс. рублей. Зарегистрировал «ООО» (7000 р.), снял офис на месяц (8000 р.), купил компьютер, факс и принтер (20000 р.) и, конечно же, подключился к интернету. Остальные денежки оставил на «прозапас», мало ли что!

Первый рабочий день. Сижу, в интернете роюсь. Что там ищу, сам не понимаю. По разным сайтам лазаю (профильным, конечно). К тому моменту у меня уже были контакты нескольких водил, которые согласились на то, что если у меня появится какой-нибудь груз (за хорошие деньги), то они готовы будет его перевезти. Вот я и сижу в интернете роюсь, так сказать, клиентов ищу. И вдруг, нечаянным образом попадаю на сайт, в котором большой список самих этих водил и самих клиентов и даже все контакты есть, правда, за денежку (парни, что придумали тот сайт, огромное вам спасибо, век вас не забуду!).

В итоге оплатил с расчетного счета пару тысяч, получил 30-дневный доступ к контактам... и вперед! Вот тут началась моя работа. Звоню одним, предлагаю груз, звоню другим, предлагаю транспорт. И так с 8:00 и до 18:00 каждый день. И я такой не один, таких в сети тысячи и по всей России. После 18:00 составляю всякие списки (теперь это базы данных) водителей и заказчиков, кто хоть как-то заинтересовался моими предложениями. Правда, иногда приходилось привирать, типа того, что фуры мои. А то кто бы стал со мной работать? Подумали бы, очередной посредник! Хоть я таким и являлся на тот момент. Ну, а что ж делать-то, с чего-то стоило начинать.

В итоге за первую неделю я отгрузил около 8 машин и заработал 12000 рублей, за вторую еще 12 машин и так далее... за месяц я отбил «долговые» 50 тыс. рублей и был очень доволен! С бухгалтерией и отчетностью, слава Богу, мама помогла, она у меня бухгалтер со стажем.

Работаю я, работаю, и в середине второго месяца я выхожу на одного заказчика, который очень много машин в сутки отгружает своей продукцией. Звоню. Предлагаю. Меня «отфутболивают». Типа, мол, «у нас своих перевозчиков туча, вас тут не хватало еще!». Ладно, думаю, вы же не одни такие в России. И забываю про них. Благо, бизнес этот позволяет охватить большую географию, лишь бы телефон да интернет был. Потом нашел еще пару мелких заказчиков и так помаленьку, «с миру по нитке» вроде и денежка стала появляться.

Проходит несколько недель, дело уж близится к Новому году. И тут звонок. Звонит представитель того завода, что меня «отфутболил» и говорит, что у них не хватает машин перед новым годом, а они начали поставлять продукцию в новый регион и не успели наработать связи с местными перевозчиками. Просят, чтоб помог. Я, конечно, парень не злопамятный! Согласился. Но представитель говорит, что нам нужно встретиться, нюансы обсудить. Я соглашаюсь, понимая под этим официальное знакомство и заключение письменного договора с ценовым соглашением. В принципе, все так и происходило, правда, у меня в офисе, а не на заводе заказчика (что меня немного удивило). И не зря меня это удивило, так как в конце разговора мне было сказано, что стоимость каждой перевозки на которую я согласился, должна быть увеличена на 1000 рублей, и эта сумма должна передаваться данному представителю лично и ежемесячно в качестве вознаграждения за предоставленный контракт и поддержку по всем вопросам. Я взял пару дней на раздумья. Посоветовавшись с «опытными людьми», пришел к выводу «видимо все так работают».

Заказчик и вправду оказался очень серьезным клиентом, в день только на один его завод я подавал по 8-10 машин с прибылью от 2000 рублей. А заводов было три. К тому моменту я уже нанял себе заместителя, бухгалтера, пару-тройку менеджеров-диспетчеров и секретаря-операциониста. Работа кипела. Я постоянно в разъездах, встречи с новыми клиентами, перевозчиками, постоянное обсуждение направлений перевозок, ставок, решение спорных вопросов и т.д. Короче, то, о чем я мечтал, настоящая деловая активность! Всё шло отлично, добавились новые направления в бизнесе, пришлось даже в Москву весь бизнес перевезти. Конечно, с большей частью персонала. Переезд в Москву сопровождался эмоциональной радостью. Покупка квартиры, машины, аренда красивого и просторного офиса в современном бизнес-центре. Короче, жизнь наладилась!

Бизнес тоже рос, компания стала узнаваемой в своей сфере. Среди основных клиентов к тому времени уже были «Вимм-Биль-Данн», «Русский Алкоголь», «Росстеклопром», «Русский Алюминий» и т.д.

С «Вимм-Биль-Данн» вообще интересная история приключилась. Они очень долго отказывались с нами сотрудничать в сфере грузовых перевозок. А я их так достал, что они меня уже видеть не могли, я разве что не ночевал у них. В итоге очень хорошо был знаком с отделом логистики и его начальником, который и не против бы с нами поработать, но указаний сверху нет, следовательно, и договора нет. В итоге через два месяца я «переманиваю» к себе в компанию почти весь транспортный отдел с начальником. Конечно, на очень хорошие деньги. И буквально через три дня мне поступает звонок от руководства о том, что у них уволился почти весь транспортный отдел, и некому заниматься подачей транспорта. В итоге теперь уже мои парни занимались подачей транспорта на свой бывший завод. Как понимаете, проблем у меня и теперь уже моих сотрудников с этим не было. Правда, все это вскрылось через четыре месяца, в итоге им предложили еще выгоднее зарплату, и они снова поменяли работодателя. Хотя чего и стоило ожидать, раз так легко они пришли, так же легко и должны были уйти. Но выводов я сделал немало из этой ситуации. В первую очередь, я плотно занялся персоналом и его мотивацией, чтобы в будущем от меня так просто не уходили сотрудники.

Так прошли 2006-2007 гг, затем заканчивался 2008 год, и уже к концу года я почувствовал что-то неладное. Клиенты как-то странно стали рассчитываться за услуги, точнее, я бы сказал, перестали совсем рассчитываться. И.... вот он КРИЗИС!

Еще в августе 2008 года нашей компанией было создано новое направление, точнее, новые взаимоотношения с финансовыми институтами. Название направления: «Управление неликвидными транспортными активами банков и лизинговых компаний». Мы прекрасно понимали, что проблемы в банковском секторе, в первую очередь, отразятся и на нашей компании. К тому времени мы планировали расширение грузового автопарка и готовились к сделке с лизинговой компанией «N» по приобретению 40 единиц автотехники. Стоимость контракта была около 4,8 млн евро. Подготовка и проверка шли где-то два месяца, затем лизинговая компания запросила еще дополнительные документы, рассмотрение затянулось еще на несколько месяцев. В итоге, когда все согласовали, и нам даже выдали положительное решение кредитного комитета с подписью руководства и печатью, и мы были готовы уже вносить авансовый платеж, эта лизинговая компания присылает нам уведомление о приостановке финансирования, т.к. головной офис (в Европе) не был готов к финансированию. Стало понятно, если уж у лизинговой компании «N» все так туманно, что уж с другими-то делать! Тогда и было принято решение о начале работы с банковским сектором по программе «Управление неликвидными транспортными активами». К тому моменту кризис очень сильно затронул сферу грузоперевозок, и многие компании, не сумевшие подготовиться к мерам по оптимизации издержек и разработать антикризисную стратегию, стали разоряться. Так как наша компания в основном работает с моно-заказчиками (где ежедневно совершается от клиента не менее 30 региональных перевозок), то мы были готовы к суровым условиям конкуренции.

Лизинговое имущество изымалось и возвращалось кредиторам ежедневно. Банки и лизинговые компании не представляли, что с ним делать, продавать? А кому? Все автосалоны и дилеры сами не могу продать свою технику.

Мы вышли к банкам и лизинговым компаниям с предложением об управлении этой грузовой техникой. Наши юристы и финансисты разработали несколько вариантов управления. В основном мы делали ставку на то, что при управлении неликвидными активами банков и лизинговых компаний их платежный баланс остается положительным (мы платим за должников), значительно сокращаются просрочки по платежам, а активы по итогу за год выкупаются по остаточной стоимости нашей компанией. Эти меры позволили многим банкам и лизинговым компаниям освободиться от неликвидных (проблемных) активов.

Данное направление по «Управлению неликвидными транспортными активами» позволило нашей компании избежать рискованных инвестиций, приспособиться к кризисной ликвидности транспортных активов и создать необходимый парк транспортных средств, что является одним из важнейших конкурентных преимуществ в сфере автомобильных грузовых перевозок.

Коротко, но это один из вариантов, как мы решили проблему с нехваткой финансовых средств для увеличения парка.

Сегодня наблюдается активное развитие всех отраслей народного хозяйствования. Большинство коммерческих организаций нуждается в услугах грузового транспорта, так как не имеют возможности сформировать собственный автопарк. Видя востребованность и большие перспективы этого бизнес направления, многие предприниматели принимают решение об открытии фирм по предоставлению транспортных услуг. Для этого разрабатывается бизнес план грузоперевозки, который позволяет получить представление о необходимых затратах и приблизительных доходах.

Каждый субъект предпринимательской деятельности, который решит развивать бизнес в сфере грузовых перевозок, в обязательном порядке должен разработать собственную маркетинговую стратегию. Ему придется провести глобальные исследования местного рынка, чтобы получить представление об актуальности выбранного направления. Вся собранная информация будет включена в бизнес план диспетчерской службы грузоперевозок.

В настоящее время на грузоперевозки наблюдается большой спрос. Их заказывают:

  • корпоративные сети;
  • обычные граждане;
  • коммерческие компании;
  • индивидуальные предприниматели;
  • государственные структуры.

Заказчики предъявляют ряд требований относительно перевозок грузов:

    • Услуга должна быть выполнена в оговоренные сроки.
    • Груз должен быть доставлен до пункта назначения в целости и сохранности.
    • Перевозчик должен выдать полный пакет документации, на основании которого юридические лица и индивидуальные предприниматели включат стоимость транспортных услуг в расходы отчетного периода.

Ввиду большой конкуренции в этой сфере деятельности начинающим предпринимателям необходимо о себе громко заявить, чтобы выделиться среди большого количества успешных перевозчиков. Для этого они могут воспользоваться следующими идеями:

  • предлагать профильные услуги, как физическим лицам, так и субъектам предпринимательской деятельности;
  • создать большой автомобильный парк, благодаря которому можно будет удовлетворять требования абсолютно всех клиентов;
  • предоставлять широкий спектр сопутствующих услуг;
  • ввести систему бонусов и скидок, которые позволят заказчикам немного экономить;
  • предоставлять услуги по перевозке нестандартных грузов;
  • работать круглые сутки;
  • предоставлять услуги по хранению грузов;
  • предоставлять персонал и специализированную технику для проведения погрузочно-разгрузочных работ;
  • установить современное оборудование, которое позволит отслеживать на всех этапах перемещение грузов и т. д.

Этапы организации

Прежде чем составить бизнес план грузоперевозки каждый предприниматель должен провести маркетинговые исследования местного рынка. Крайне важно выяснить, сколько конкурентов находится в том районе, где планируется открытие офиса. Будет полезно собрать сведения обо всех их недоработках, проанализировав которые можно предложить потенциальным клиентам более качественные услуги.

Вся собранная информация должна вноситься в бизнес план грузоперевозок. Предприниматель в процессе разработки стратегии должен определиться с тем, какой спектр услуг он будет предоставлять, так как от этого напрямую зависит размер планируемой выручки, количество штатных сотрудников и численность транспорта в автопарке.

Бизнес план грузоперевозки должен содержать следующую информацию:

Поиск клиентов

Чтобы сформировать собственную клиентскую базу начинающим предпринимателям необходимо провести широкомасштабную рекламную кампанию. Для этого придется понести приличные расходы, но без информирования потенциальной потребительской аудитории никак не обойтись. Все понесенные издержки должен включать бизнес план диспетчерской грузоперевозок, в соответствующем разделе.

Необходимое оборудование

Бизнес план диспетчерской службы грузоперевозок должен включать раздел, в котором будет описано необходимое для работы оборудование:

В бизнес план грузоперевозки также включается раздел, который содержит информацию о количестве штатных сотрудников, их заработной плате и т. д. Начинающий предприниматель на первых этапах может нанять:

  • диспетчера;
  • двух водителей, которые будут работать посменно;
  • грузчика;
  • бухгалтера;
  • уборщицу.

Затраты и срок окупаемости

Бизнес план грузоперевозок должен включать финансовую часть, в которой отражаются все возможные расходы, которые придется понести предпринимателю при старте:

Ежемесячный доход с одного грузового автомобиля может составлять 120 000 рублей. Чистый месячный доход составит приблизительно 50 000 рублей. В результате математического расчета можно предположить, что при условии постоянной загруженности субъект предпринимательской деятельности сможет окупить стартовые вложения через 2 года после открытия.

Возможный уровень дохода

Чтобы определить возможный уровень дохода предприниматель должен провести калькуляцию первичной стоимости услуги. Для этого ему придется задействовать следующие данные:

  • затраты на обслуживание транспорта;
  • заработная плата сотрудникам;
  • амортизационные расходы;
  • налоги и сборы;
  • текущие расходы компании.

Для определения стоимости 1км пробега следует разделить совокупный доход за месяц на общий пробег всех грузовиков. Полученная сумма будет использоваться для формирования цены на услугу. Для этого можно задействовать онлайн калькуляторы, которые находятся на специализированных веб-ресурсах.

Если предприниматель будет следовать своему бизнес-плану, то он сможет ежемесячно получать до 50 000 рублей чистой прибыли с 1 автомобиля. Повысить уровень дохода он сможет за счет:

  • увеличения автопарка;
  • привлечения новой клиентуры;
  • расширения перечня услуг.

Рентабельность бизнеса

Согласно статистическим данным, которые находятся в открытых источниках, на территории Российской Федерации в этой сфере бизнеса средний уровень рентабельности колеблется в диапазоне 16 % — 17 %. Если субъект предпринимательской деятельности приобретает транспорт для грузоперевозок, то все стартовые вложения он сможет окупить не раньше чем через 2 года. В том случае когда для оказания услуг он будет использовать арендованные машины, но понесенные при открытии затраты окупятся за 4-5 месяцев.

Регистрация и оформление бизнеса

Чтобы работать в этой бизнес-сфере, необходимо пройти государственную регистрацию, после которой человек приобретает статус субъекта предпринимательской деятельности. Начинающий бизнесмен должен выбрать организационно-правовую форму, например:

  • Индивидуальный предприниматель;
  • Общество с Ограниченной Ответственностью.

Если бизнесмен планирует открыть небольшую фирму, которая будет предоставлять услуги местному населению и малым предприятиям, то ему достаточно зарегистрировать ИП.

Для этого следует действовать в определенной последовательности:

    • Собрать пакет документов, в который будут входить: гражданский паспорт, заявление установленного образца, ИНН, квитанция об уплате государственной пошлины.
    • Обратиться в налоговый орган, расположенный по месту проживания предпринимателя.
    • Заявление и пакет документов будет рассматриваться в течение 5 рабочих дней, после чего будет выдана выписка из ЕГРИП, которая содержит всю информацию о вновь созданном индивидуальном предпринимателе.
    • Стать на учет в местной ФНС, и получить статус налогоплательщика. Чтобы минимизировать затраты на уплате налогов, предпринимателю рекомендуется сразу перейти на УСН. Если он планирует сотрудничать с крупными организациями, ему следует выбрать общую систему налогообложения.

Чтобы открыть ООО, начинающему бизнесмену рекомендуется действовать по плану:

  • Провести собрание учредителей, на котором будут приняты все решения относительно открытия ООО.
  • Оформляется протокол собрания, составляется договор между учредителями, назначается руководитель компании и главный бухгалтер.
  • Разрабатывается Устав организации, в котором будут заложены все нюансы, касающиеся процесса ведения бизнеса.
  • Приобретается помещение. Если оно берется в аренду, то оформляется соответствующий договор. Если покупается – то оформляются правоустанавливающие документы.
  • Заполняется бланк заявления.
  • Уплачивается государственная пошлина, а квитанция вкладывается в пакет регистрационной документации.
  • Все собранные справки и документы передаются государственному регистратору, функции которого выполняет ФНС.
  • После получения выписки из ЕГРЮЛ, компания должна стать на учет в налоговой службе и внебюджетных фондах.

Недостатки и преимущества данного бизнеса

Перед тем как начать бизнес в сфере грузоперевозок, каждый начинающий предприниматель должен узнать обо всех его преимуществах и недостатках. Следует выделить некоторые положительные моменты.

Перевозка грузов – востребованная услуга. Бизнес в сфере грузоперевозок при правильной организации приносит стабильный доход. Поэтому он пользуется популярностью у малого бизнеса, несмотря на высокую конкуренцию. С чего начать бизнес по перевозке грузов? Какие разрешения нужны? Сколько необходимо вложить на первом этапе? Об этом читайте в нашей статье.

Первые шаги по организации перевозки грузов

Предварительный этап – изучение рынка. Проанализируйте деятельность крупных компаний по грузоперевозкам в вашем регионе. Изучите ситуацию в данной области, узнайте о том, какие виды грузов и автомобилей наиболее востребованы. Эта информация станет отправной точкой для создания собственной транспортной компании.

Следующий шаг – разработка бизнес-плана, в котором:

  • описываются этапы реализации проекта;
  • выводится маркетинговая стратегия;
  • рассчитываются затраты (в том числе на приобретения транспорта и оборудования), потенциальная прибыль и сроки окупаемости;
  • оцениваются риски.

Бизнес, связанный с перевозкой грузов, достаточно специфичен, но как и любой другой требует соблюдения норм законодательства. Организация экспедиторской фирмы потребует вложений. Их размер зависит от финансовых возможностей, целей и размера будущего бизнеса.

Индивидуальный предприниматель может начать с 400 тысяч рублей, транспортная компания инвестирует не менее 5 миллионов.

Виды грузоперевозок

Грузоперевозки могут осуществляться авиационным, железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Крупная логистическая компания может позволить себе комбинировать различные способы перевозок, обеспечивая мультимодальность. Но предприятия малого и среднего бизнеса (МСП), как правило, начинают с автомобильных перевозок. Это самый доступный тип с точки зрения организации, стартовых затрат и спроса на такие услуги.

По данным международной консалтинговой компании KPMG, в 2017-2018 годах объем перевозок автомобильным транспортом в России постепенно восстанавливается и по итогам текущего года может достигнуть уровня 2014-го. Рост обеспечивают малые и средние предприятия. 73 процента рынка занимают перевозки генеральных грузов или FTL (от англ. Full Truck Load), то есть заказ полностью загруженного товаром автомобиля. Самым быстро растущим сектором являются сборные грузы или LTL (Less Truck Load). Это тип транспортировки, при котором одно транспортное средство перевозит грузы разных отправителей до склада (около 17 процентов рынка). Опасные и негабаритные грузы занимают всего 3 и 7 процентов соответственно.

Для транспортировки малогабаритных грузов весом до 3,5 тонны чаще всего используют:

  • ГАЗ-3302,
  • «Газель Next»,
  • «Газель Бизнес»,
  • Ford transit,
  • Volkswagen Crafter,
  • «ЗИЛ бычок».

Такие машины востребованы при перевозке грузов, связанных со сферами строительства, общественного питания, торговли и мелкого производства. Для сыпучих грузов и продукции сельского хозяйства существует отдельная категория – грузовики с открытым кузовом (модели «МАЗ», «ЗИЛ», компактные самосвалы).

Среднегабаритные грузы до 5 тонн перевозят на машинах, имеющих изометрические фургоны разной вместимости (например, Hyundai HD78). Крупногабаритные грузы на дальние расстояния перевозятся, как правило, в еврофурах. В зависимости от типа груза, на машине меняют полуприцеп. Он может быть тентованным, изометрическим или цельнометаллическим.

Регистрация бизнеса в сфере грузоперевозок

Регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или создавать юридическое лицо? Этот вопрос задают себе все начинающие предприниматели.

Если речь идет о небольшой фирме, оформление ИП имеет преимущества перед ООО. Во-первых, есть возможность работать на одной из специальных налоговых режимов, таких как популярная у малого и среднего бизнеса упрощенная система налогообложения (в процессе работы можно ее поменять). Во-вторых, отпадает необходимость ведения сложной бухгалтерской отчетности.

Но есть обратная сторона медали:

  • в случае развития компании (значительное увеличение штата, закупка техники, рост доходов) придется открывать ООО;
  • за задолженность перед клиентом или банком ИП, в отличие от юрлица, отвечает собственным имуществом.

Как показывает практика, большинство мелких частников, работающих в сфере грузоперевозок, предпочитают ИП. При регистрации необходимо выбрать коды ОКВЭД из общероссийского классификатора. В качестве основных понадобятся следующие коды деятельности: 49.4 «Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам», 49.41 «Деятельность автомобильного грузового транспорта» и 63.4 «Организация перевозок грузов».

После завершения оформления ИП понадобятся разрешительные документы. Для МСП, осуществляющих перевозки в небольших объемах в черте города, лицензия не требуется. Исключением являются транспортировка опасных грузов и авиаперевозки. Полный перечень лицензируемых видов деятельности содержится в законе N99-ФЗ . О том, какими видами дейтельности может заниматься ИП, можно прочитать .

Автомобильные грузоперевозки на расстояние более 50 километров предполагают наличие у водителя следующих документов:

  • путевой лист,
  • страховка,
  • транспортная накладная,
  • акт приема-передачи,
  • договор на оказание услуг.

Покупать ли грузовик?

Приобретения автомобилей – самая затратная часть бизнеса по транспортировке грузов. Количество машин, их грузоподъемность и другие характеристики предприниматель выбирает исходя из вида груза и размера стартового капитала. ИП обычно начинают с покупки нескольких машин. Автопарк расширяют, если дело приносит достаточный доход.

Покупка или аренда грузовой техники

Один из вариантов для начала бизнеса в сфере грузоперевозок - аренда машины или лизинговый договор. Лизинг набирает популярность в России благодаря приемлемым условиям и оптимально подходит тем, кто не уверен в своих силах. Лизинг техники – это долгосрочная аренда с возможностью выкупа по остаточной стоимости. Такая схема удобна, прежде всего, тем, что не нужно сразу оплачивать стоимость грузовика. При покупке автомобильной техники лучше ориентироваться на новый транспорт.

Ориентировочная стоимость некоторых моделей стоимость грузовых авто приведена в таблице:

Требования к безопасности перевозки грузов и водителям

Предприниматель обязан обеспечить безопасные условия при транспортировке грузов. Основные требования утверждены приказом Минтранса РФ N7 от 15.01.2014г. Эти правила в частности предусматривают, что:

  • допустимая масса груза не должна превышать величину, указанную в ПТС;
  • масса груза должна распределяться равномерно с соблюдением весовых и габаритных параметров машины;
  • каждый тип груза должен иметь специальную упаковку;
  • необходимо составлять схему размещения груза.

Водитель должен знать устройство грузового автомобиля, уметь обращаться с эксплуатационными материалами и заполнять соответствующие документы. Обязательное требование - наличие российского гражданства.

Рентабельность бизнеса по перевозке грузов

Прибыльность бизнеса в сфере грузоперевозок можно рассчитать по формуле: П = Д минус С (где Д – доходы, С – себестоимость перевозки).

Себестоимость услуги по доставке грузов складывается из прямых затрат (аренда и обслуживание техники, оплата ГСМ, зарплата водителей) и косвенных (накладные расходы, включая питание водителей, связь, зарплата управленцев).

Полученный результат за отчетный период (месяц, квартал, год) сравнивается с предыдущим. На основании такого несложного анализа можно сделать вывод, насколько рентабелен или напротив убыточен выбранный тип перевозок. Доходы должны быть как минимум на треть выше себестоимости.

Средний срок окупаемости бизнеса в сфере грузоперевозок составляет от трех месяцев до нескольких лет.

Три месяца бухгалтерского, кадрового учета и юридического сопровождения БЕСПЛАТНО. Торопитесь , предложение ограничено.

Любой человек рано или поздно сталкивается с необходимостью перевозки каких-либо грузов. Для частных лиц этот вид услуг обычно сопутствует переезду, покупке мебели, стройматериалов или крупной бытовой техники. Производственные предприятия нуждаются в регулярной доставке сырья, полуфабрикатов или готовых изделий, а торговые компании - в наполнении розничных магазинов своими товарами.

Рассматривая, с чего начать бизнес грузоперевозки, можно обнаружить, что данная ниша в крупных городах практически заполнена, а потому работающие здесь предприниматели не могут похвастаться сверхприбылями. С другой стороны, исследования показывают наличие в этой отрасли свободного спроса, удовлетворить который не в состоянии даже многочисленные предложения транспортных компаний.

Данная потребность связана прежде всего с невысоким качеством услуг и недостаточной ответственностью отдельных субъектов рынка. Логично предположить, что предприниматель, успешно избегающий подобных негативных факторов, может обеспечить своей компании постоянный высокий доход.

Особенности бизнеса

На долю автотранспортных компаний приходится около 4% от суммарного объема грузоперевозок в России. Разумеется, эта отрасль не может конкурировать с железными дорогами в производительности, однако для граждан и представителей малого бизнеса просто не существует альтернативного способа транспортирования вещей, товаров, оборудования или сырья на небольшие расстояния.

Более того, 80% всех автомобильных перевозчиков - это маленькие фирмы и индивидуальные предприниматели, располагающие автопарком из трех-пяти машин. Объясняется данный факт доступностью для населения малотоннажных транспортных средств: например, бизнес план грузоперевозок на «Газели» требует вложения всего 1,1 млн рублей даже при покупке нового автомобиля.

Приступая к организации бизнеса, предприниматель должен провести некоторую аналитическую работу и оценить насыщенность местного рынка транспортных услуг. Проще всего воспользоваться местными газетами и прочими СМИ: достаточно сосчитать количество тематических объявлений от других организаций, чтобы представить себе масштабы предстоящей конкурентной борьбы. Затем следует выяснить, сколько автомобилей имеется в распоряжении работающих поблизости компаний, узнать тарифы на их услуги и наиболее востребованные направления деятельности.

Наконец, нужно рассмотреть плюсы и минусы бизнеса грузоперевозок с тем, чтобы не упустить возможность воспользоваться достоинствами и избежать вероятных рисков.

Перечисляя основные преимущества, следует упомянуть, что:

  • Предприниматель может выбирать одно или несколько из десятков доступных направлений и сотрудничать как с юридическими, так и с физическими лицами;
  • Бизнес имеет огромный потенциал развития - по мере расширения автопарка увеличиваются рентабельность и объемы прибыли предприятия;
  • В отличие от перевозки пассажиров, транспортирование грузов в любых объемах не требует лицензирования;
  • Для уменьшения первоначальных инвестиций технику можно арендовать или оформить по договору лизинга.

Разумеется, транспортный бизнес характеризуется также определенными недостатками, дополнительно усложняющими деятельность предпринимателя. Так:

  • Уровень конкуренции в данном рыночном сегменте довольно высокий;
  • Эксплуатация транспорта сопровождается необходимостью постоянного ремонта и технического обслуживания;
  • Перевозчик несет ответственность за любые повреждения груза, полученные в процессе транспортирования.

Виды услуг

Новичку, изучающему, как правильно вести бизнес по грузоперевозкам, следует учитывать, что только очень крупные фирмы, располагающие обширным автопарком, могут позволить себе доставку любых видов грузов для любых клиентов. Предпринимателям, чьи финансовые ресурсы ограничены, в первое время лучше работать с каким-то определенным типом заказчиков. Свое место на рынке находят:
  1. Компании, доставляющие грузы небольшого размера для частных клиентов в пределах одного города и близлежащих населенных пунктов;
  2. Фирмы, которые сотрудничают с торговыми предприятиями и перевозят различные товары народного потребления из города в город, а также осуществляют доставку продукции дистрибьютора в розничные магазины и на склады;
  3. Предприятия, обслуживающие промышленное либо добывающее производство, транспортирующие различные виды сырья, полуфабрикатов или готовых изделий;
  4. Посреднические компании, которые не владеют собственным автопарком и пользуются услугами сторонних перевозчиков для обслуживания клиентов.

В процессе рассмотрения вопроса о том, как открыть бизнес по грузоперевозкам с нуля, нужно обратить внимание на то, что основной услугой компании в любом случае остается перемещение каких-либо объектов на короткие или дальние расстояния. В зависимости от типа автотранспорта, вида грузов и дистанции, все входящие сюда виды деятельности можно классифицировать следующим образом:

  • Перевозка грузов. Включает доставку мебели, бытовой техники, строительных материалов и прочих товаров для юридических лиц и частных заказчиков;
  • Перевозка пассажиров. Этот вид деятельности подразумевает обслуживание регулярных маршрутов, перевозку туристов и отдыхающих, а также доставку сотрудников каких-либо предприятий к месту работы и обратно;
  • Переезд. Услуга пользуется спросом среди граждан и компаний, перевозящих вещи с одного места на другое - например, в загородный дом, на новую квартиру или в офис;
  • Вывоз мусора. Чаще всего для предоставления этой услуги требуется спецтранспорт, однако для вывоза промышленного, строительного и бытового мусора также можно использовать обычные грузовые автомобили;
  • Специальные перевозки. Подразумевается доставка специфических, негабаритных, скоропортящихся или опасных грузов. Для этих целей используют автоцистерны, автокраны, рефрижераторы, низкорамные тралы, эвакуаторы, лесовозы и пр.

Повысить рентабельность бизнеса грузоперевозки и завоевать расположение клиентов можно с помощью предоставления дополнительных сервисов, позволяющих заказчикам сэкономить деньги, время и ресурсы. Сюда входят:

  • Погрузка и разгрузка товаров силами исполнителя;
  • Разборка и упаковка вещей, предметов мебели;
  • Страхование сохранности товаров;
  • Таможенное декларирование при международных перевозках.

Документы

С чего начать бизнес грузоперевозки? Чтобы работать легально и безопасно, предприниматель должен зарегистрировать свою деятельность в установленном порядке путем обращения в местное отделение налоговой службы. Для компании, имеющей одного владельца, лучше выбрать ИП, а при организации бизнеса с партнерами - ООО.

Регистрация производится на основании заявления, в котором следует указать паспортные данные физического лица, адрес его регистрации, желаемые виды деятельности согласно ОКВЭД и предпочтительную систему налогообложения. После оформления свидетельства нужно открыть банковский счет для безналичных платежей, заказать изготовление печати для документов и встать на учет в различных фондах.

Для любого предпринимателя логичным является желание сэкономить на налоговых платежах. Рассматривая существующие системы налогообложения и критерии, которым должны соответствовать претендующие на их использование компании, можно выделить две наиболее лояльные к грузоперевозчикам схемы:

  • УСН. Упрощенная система применяется в двух вариантах: выплата 6% от величины общих доходов компании либо перечисление 15% от суммы чистой прибыли (после вычета расходов). С 2018 года разрешается использование УСН для предприятий, оборот которых за предыдущий год не превышает 120 млн рублей, а стоимость основных активов - 150 млн рублей;
  • ЕНВД. Ограничения по обороту в данном случае отсутствуют, однако количество транспортных единиц на предприятии не должно превышать 20, а число сотрудников - 100 человек. Ставка вычисляется на основании величины базовой доходности одного автомобиля (6000 рублей) и фактического количества машин. Достоинством ЕНВД является возможность вычета из суммы налога страховых взносов ИП и перечислений в фонды за наемных работников.

Перед тем, как открыть бизнес по грузоперевозкам, необходимо также заказать юристам разработку типового договора на предоставление услуг транспортировки. При заключении соглашения с клиентом в этом документе указывают:

  1. Точные адреса погрузки и выгрузки товара;
  2. Перечень задействованных в организации перевозки сотрудников компании;
  3. Габариты, вес и прочие параметры груза;
  4. Тип и характеристики транспортного средства;
  5. Итоговую стоимость услуги и порядок расчета;
  6. Сроки доставки.

Кроме того, каждый отдельный процесс перевозки требует заполнения путевого листа автомобиля, товарно-транспортной накладной, а также полиса страхования на случай какого-либо повреждения груза (при наличии подобной услуги).

Автопарк

При составлении бизнес плана грузоперевозки предпринимателю необходимо помнить о том, что приобрести автомобили на все случаи жизни вряд ли возможно. Поэтому прежде всего следует определить целевую аудиторию компании, изучить ее потребности и выяснить основные типы грузов - например, мебель, стройматериалы, продукты питания, жидкости, сыпучие вещества. На основании этих данных нужно подобрать транспортные средства, предназначенные для решения конкретных задач.

В процессе реализации бизнес идеи грузоперевозки может возникнуть вопрос о выборе между новыми и подержанными автомобилями. Однозначного решения в данной ситуации не существует, поскольку новые модели значительно дороже, а машины с пробегом требуют дополнительного ремонта и обслуживания. Тем не менее, практика показывает, что любой транспорт отечественного производства лучше приобретать в салоне или на заводе, а иностранные грузовики - в возрасте не более трех лет. В автопарк логистической компании могут входить:

  • Малотоннажные автомобили. Среди отечественных моделей популярностью пользуются грузовики и микроавтобусы «Газель Бизнес», «Газель Next», «ЗИЛ Бычок», способные перевозить от 1,5 до 3 тонн груза. Стоимость новой «Газели» - от 1100 тысяч рублей, с небольшим пробегом - от 810 тысяч рублей;
  • Изотермические фургоны. Обладающий теплоизоляционными свойствами кузов из сендвич-панелей чаще всего устанавливают на пятитонные грузовики. Такие машины можно использовать для перевозки как обычных, так и скоропортящихся грузов. Стоимость трехлетних автомобилей «Hyundai HD65», «Hyundai HD78», относящихся к этому классу, находится в диапазоне 1,9–2,2 млн рублей;
  • Седельные тягачи. Предназначены для перемещения на дальние расстояния длинномерных грузовых полуприцепов с грузоподъемностью 20–30 тонн. Стоимость грузовиков «Scania», «Mercedes», «Volvo», «Man» начинается с 4 млн рублей;
  • Грузовики с открытым кузовом. Различные модели «МАЗ», «КамАЗ», «ЗИЛ», «FAW», «Tatra» используются для перевозки насыпных и крупногабаритных грузов - песка, земли, стройматериалов, сельскохозяйственной продукции. В эту категорию также входят самосвалы и автомобили с прицепом;
  • Спецтехника. Для транспортировки нестандартных грузов используется техника специального назначения - пищевые автоцистерны, бензовозы, рефрижераторы, манипуляторы, эвакуаторы, низкорамные тралы, автовозы.

Персонал

Вести бизнес в сфере грузоперевозок самостоятельно достаточно тяжело. Предприниматель, владеющий единственным транспортным средством, еще может справиться с административной работой, однако расширение автопарка неизбежно влечет за собой необходимость найма дополнительных сотрудников, в числе которых:

  • Водители. Количество водителей определяется загрузкой автотранспорта. Например, при стандартном восьмичасовом рабочем дне достаточно одного человека на машину, при дальних перевозках нужны двое, а при круглосуточной работе грузовиков - трое;
  • Механик. Разумеется, для автопарка, состоящего из двух машин, нанимать механика нецелесообразно, однако если количество транспортных средств превысит 5–6, нужно пригласить на работу опытного специалиста. В его обязанности будут входить текущий ремонт и обслуживание грузовиков, осмотр перед выездом на линию и прочие мероприятия по предотвращению и устранению технических неисправностей;
  • Диспетчер. Как бизнес, грузоперевозки требуют постоянного координирования работы транспорта и отслеживания текущей ситуации для своевременной обработки заказов. Если количество автомобилей превысит 2–3, предпринимателю понадобится помощь диспетчера, перечень обязанностей которого будет включать прием заявок у клиентов и получение информации от водителей в процессе их выполнения;
  • Бухгалтер. Вести бухгалтерский учет в компании, владеющей двумя грузовиками, вполне сможет специалист на аутсорсинге. Если количество транспортных средств превысит пять-шесть, лучше пригласить на работу бухгалтера на полставки. Если же предприниматель, рассматривающий, как развить бизнес грузоперевозок, запланирует расширение автопарка до десяти единиц и более, ему не избежать найма сотрудника на полный рабочий день;
  • Грузчики. Компании, предоставляющей полный ассортимент услуг, обязательно понадобятся грузчики - квалифицированные специалисты без вредных привычек, умеющие работать быстро и аккуратно. Для формирования положительного имиджа предприятия им следует выдать новую униформу с корпоративной символикой;
  • Менеджеры. На ранних этапах организации бизнеса грузоперевозки можно обойтись без офисных работников, однако, в будущем предпринимателю следует нанять менеджера по продажам, занимающегося поиском клиентов, и менеджера по логистике, составляющего и оптимизирующего транспортные маршруты.

Производственные площади

Предоставление транспортных услуг считается лояльным к производственным площадям видом деятельности, так как начать бизнес грузоперевозок с нуля можно даже в собственной квартире, с использованием домашнего компьютера и телефона. Однако некоторые клиенты негативно воспринимают подобный формат компании, а потому все предприниматели рано или поздно осознают необходимость аренды офиса.

Большая площадь при этом не нужна, поскольку на рабочих местах одновременно будут находиться максимум пять человек - директор, бухгалтер, менеджеры и диспетчер. Месторасположение также не имеет особого значения, поскольку основные вопросы решаются по телефону. Снять такой офис даже в крупном областном центре можно за 230–250 руб./м² в месяц.

Предположим, что предприниматель начинает бизнес грузоперевозок с нуля и располагает двумя-тремя автомобилями. На данном этапе ему не понадобится помощь иного вспомогательного персонала, кроме диспетчера: водители и грузчики будут постоянно находиться на маршрутах, а бухгалтерским учетом займется аутсорсинговая компания. Поэтому оснащение офиса можно представить следующим образом:

Оснащение офиса

Название Цена, руб. Кол-во Сумма, руб.
Стол рабочий 3500 2 7000
Стул 1000 4 4000
ПК или ноутбук 18000 2 36000
Подключение к интернету 1000 1 1000
Телефонные линии 1500 2 3000
Телефонные аппараты 1500 2 3000
Коммутационное оборудование 2000 1 2000
МФУ 11000 1 11000
Шкаф для документов 3000 1 3000
Стеллаж 2500 1 2500
Канцтовары 4000
Прочий мелкий инвентарь 5000
Итого: 81500

Второй важный вопрос, который обязательно следует решить в начале бизнеса грузоперевозок - это поиск места для стоянки грузовых автомобилей: оставляя их во дворах, предприниматель рискует вызвать недовольство жильцов, тогда как парковки для легковых автомобилей просто не способны вместить транспорт подобных размеров. Идеальным вариантом считается наличие собственных гаражей, однако, поиск бокса длиной более 12 м и высотой более 4 м, равно как и его строительство, далеко не всегда представляются возможными. Поэтому бизнесмены арендуют площади на территориях автобаз или на специализированных стоянках для грузовых автомобилей: стоимость одного парковочного места здесь находиться в пределах 100–150 рублей за сутки.

Поиск клиентов

Как малый бизнес, грузоперевозки вызывают интерес у многих начинающих предпринимателей, располагающих капиталом требуемых размеров, вследствие чего уровень конкуренции на рынке транспортных услуг остается довольно высоким. Чтобы найти своего клиента, владельцу предприятия нужно уделять постоянное внимание продвижению и поиску клиентов, расходуя на это значительную часть бюджета.

Наиболее эффективными для привлечения физических лиц считаются:

  • Контекстная реклама в поиске и на тематических сайтах;
  • Реклама в соцсетях, ведение собственной группы;
  • Предложения услуг на сервисе Авито;
  • Поиск заказчиков и публикация предложений на порталах;
  • Реклама и объявления в бесплатных газетах;
  • Расклеивание объявлений на остановках, вблизи рынков стройматериалов;
  • Совместная работа с мебельными магазинами, супермаркетами бытовой техники;
  • Сотрудничество с компаниями-посредниками;
  • Собственный сайт в формате одностраничника или полноценного ресурса.

При работе с корпоративными заказчиками и другими предпринимателями в бизнес плане компании грузоперевозок нужно рассмотреть несколько иные каналы организации спроса, в числе которых:

  • Участие в тендерах, которые проводят крупные государственные и частные компании для поиска исполнителей;
  • Холодные звонки руководителям предприятий, потенциально нуждающихся в грузоперевозках или экспедировании;
  • Рассылка заказчикам коммерческих предложений с указанием перечня услуг, диапазона цен, сроков и условий доставки;
  • Регистрация на популярных порталах грузоперевозок.

Инвестиции

Для предприятия, не предполагающего строительство собственного офисного здания или теплых гаражных боксов, основные капиталовложения будут связаны с покупкой автомобилей. Ниже представлен пример бизнес плана транспортной компании по грузоперевозкам, автопарк которой состоит из двух машин - полуторатонной «Газели» и пятитонного «Hyundai» с изотермическим кузовом. Наличие подобных грузовиков позволит предпринимателю оказывать более широкий спектр услуг в сегментах транспортирования как обычных грузов, так и продуктов питания, а также одновременно работать с частными и корпоративными заказчиками.

Первоначальные инвестиции

Анализируя структуру текущих расходов предприятия, следует отметить, что многие переменные затраты зависят от пробега автомобилей, тогда как другие появляются с периодичностью один раз в год. Так:

  • Стоимость ОСАГО на автомобили указанной грузоподъемности - 5880 рублей. Страховка оплачивается ежегодно;
  • Стоимость техосмотра для машин с массой до 3,5 т - 1100 рублей, с массой до 12 т - 1900 рублей. Техосмотр проводится ежегодно;
  • При работе с нагрузкой 75% (шесть часов в день) средняя величина пробега автомобиля составляет 120–130 километров в сутки;
  • Средний расход горючего в смешанном цикле - от 12 литров на 100 километров, а стоимость дизельного топлива - 30 рублей за литр;
  • Стоимость технического обслуживания грузовиков такого класса - до 10000 рублей на 15000 километров пробега.

Ежемесячные расходы

Статья Сумма, руб.
Аренда офиса 4600
Аренда стоянки для двух машин 6000
Техобслуживание и ремонт 4160
ГСМ 22460
Транспортный налог 270
ОСАГО 980
Техосмотр 250
Мойка автомобилей 1200
Зарплата водителей, 2 человека 56000
Зарплата грузчиков, 2 человека 32000
Зарплата диспетчера 12000
Страховые взносы за работников 30000
Бухгалтерское обслуживание 5000
Страховые взносы ИП 2300
Маркетинговые расходы 15000
Связь, канцтовары 3000
Итого: 195220

О том, как открыть подобную компанию и организовать ее работу, можно узнать из видео уроков ведения бизнеса в сфере грузоперевозок:

Видео по теме

Доходы и рентабельность

Выгоден ли бизнес грузоперевозок? Рентабельность предприятия во многом определяется эффективностью рекламы, правильной ценовой политикой и качеством выполнения работ. Усредненные тарифы на услуги транспортных компаний в крупных областных центрах приведены ниже:

Тарифы на услуги компании

Допустим, предприятие будет работать по шестидневному графику с загрузкой 75%, выполняя в среднем 1–2 заказа в день с предоставлением услуг погрузки и разгрузки. Таким образом, эффективная продолжительность рабочего дня для водителей составит 6 часов, для грузчиков - 3 часа. Эти данные позволяют вычислить ожидаемый объем ежемесячной прибыли:

Рентабельность предприятия

На основании полученных результатов можно сделать выводы о том, что для увеличения рентабельности и уменьшения срока окупаемости в бизнес плане транспортной компании по грузоперевозкам нужно предусмотреть расширение автопарка по мере наработки клиентской базы и роста количества заказов: накладные расходы при этом будут расти медленнее, чем доходы.

Заключение

Главными конкурентными преимуществами малых автотранспортных предприятий представляются мобильность, способность быстро реагировать на изменения рыночной ситуации и доступные цены: в отличие от крупных перевозчиков, их владельцам не нужно содержать огромные офисные здания и штат дополнительных работников.